Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Развитие профессионального образования региона опирается в первую очередь на демографическую и социальную динамику молодежи.

Как ключевые для анализа, мы рассматриваем когорты студенческого возраста 16-19 и 20-24 лет в Еврейской автономной области. Весьма интересным является сопоставление демографической динамики молодежи и ее положения на рынке труда.

В численности когорты 16-19 лет наблюдается некоторая колебательная динамика (рис. 1). Наблюдающиеся колебания численности когорты 16-19 лет происходят в пределах 600-1000 человек и, скорее всего, связаны как с естественным демографическим движением, так и с влиянием других факторов. Данная когорта включает призывников и абитуриентов, т.е. контингент, легко мигрирующий в область или из области.

В когорте 20-24 лет наблюдается рост численности, который обусловлен высокой рождаемостью в начале 1980-х годов.

p

Рис. 1. Динамика численности когорт студенческого возраста в ЕАО

Динамика численности когорт описана демографической моделью Лесли. Общая демографическая тенденция для указанных когорт - медленное падение численности (рис. 2).

В краткосрочный период будет сохраняться тенденция к снижению численности молодых людей. Данная тенденция является неблагоприятной как для образовательных учреждений, так и для всей области в целом. Роль указанных возрастных когорт на рынке труда так же будет меняться.

p p

p

Рис. 2. Фактическая и модельная динамика когорт студенческого возраста

В распределении численности занятых по когортам 16-19 и 20-24 лет за 2000-2006 гг. наблюдается нелинейная динамика (рис. 3). Изменение тенденции в динамики численности занятой молодежи студенческого возраста связано, с тем, что в 2002-2003 году предпочтение работодателей было отдано работникам, имеющим высшее образование, что могло послужить стимулом в получении высшего образования.

Численность занятых указанных возрастов на протяжении последних лет неуклонно сокращается (рис. 3).

p

Рис. 3. Численность занятых по когортам студенческого возраста

При расчете отношения численности занятых в каждой когорте и численности самой когорты мы видим устойчивую тенденцию к снижению доли занятых от общей численности данной возрастной группы (рис. 4). То есть, наряду с прямым снижением занятых данного возраста, наблюдается параллельный процесс - снижение доли занятых внутри когорты. С одной стороны - это тенденция сокращения доли молодежи студенческого возраста на рынке труда, что значительно затруднит воспроизводство специалистов, преимущественно рабочих специальностей. С другой - ситуация свидетельствует, что в среде молодежи растет престижность образования.

p

Рис. 4. Динамика доли занятых в когортах студенческого возраста

Для анализа доли занятых использована модель Ферхюльста. Результаты указывают на то, что до 2010 г. при сохранении тенденций может произойти падение численности занятых в когорте 16-19 лет практически до 0. В когорте 20-24 лет численность занятых достигнет примерно 4 тыс. чел., при 9,8 тыс. чел. в 2002 г. (рис. 5). Можно с большой долей уверенности утверждать, что молодежь студенческого возраста в краткосрочной перспективе будет весьма незначительно представлена на рынке труда.

p

p

p

Рис. 5. Фактическая и модельная динамика численности занятых когорт студенческого возраста

Настораживающим для образовательных учреждений является тот факт, что к 2010 г. будет исчерпан внутренний резерв молодежи 16-19 лет, после чего рост количества абитуриентов за счет данной возрастной группы станет практически невозможным. Если не активизировать работу по привлечению абитуриентов из-за пределов области, в том числе и старших возрастов, образовательные учреждения могут столкнуться с проблемой нехватки студентов.

Корреляция показывает, что динамика численности занятых в когорте 16-19 лет и 20-24 лет тесно связаны между собой (коэффициент корреляции 0,93). Следовательно, тенденции для обеих когорт являются схожими.

Была выявлена закономерность взаимоотношений возрастных групп 16-25 лет и 50-59 лет выразившихся в существовании тесной обратной связи между численностью занятых в указанных когортах. Скорее всего, работодатель воспринимает их как «равнонепривлекательные». Зависимость выражается в том, что снижение численности молодежи компенсируется увеличением численности работников предпенсионного возраста.

Проведенное исследование позволяет сделать несколько основных выводов, существенных для профессионального образования ЕАО: во-первых, демографическая характеристика молодежи выражается в стойкой краткосрочной тенденции к снижению их численности; во-вторых, у молодежи начинает преобладать направленность на получение образования, преимущественно высшего; в-третьих, на рынке труда области в ближайшей перспективе значительно сократится доля молодых работников; в-четвертых, мы предполагаем, что в ближайшей перспективе образовательные учреждения могут столкнуться с весьма серьезной проблемой недобора абитуриентов.

Исследование поддержано грантом РФФИ № 08-01-98505-р.