Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

Nikitina O.A.
Сегодня санаторно-курортный комплекс региона (СКК) рассматривается как инструмент по реализа­ции социальной функции государства без учета позитивного ин­тегрального воздействия на экономику региона. Изучение региональной организационно - экономической структуры СКК позволяет определить круг проблем, возможные пути их решения, основанные на принципах системности и функциональной взаи­мосвязанности. При исследовании воздействия СКК на экономику необхо­димо решить следующие проблемы:
  • определение тенденций и источников роста;
  • обоснование долговременной устойчивости развития регио­нального СКК;
  • прогнозирование последствий выбираемой технологической по­литики;
  • обеспечение стабильных темпов обновления структуры основ­ных фондов СКК;
  • измерение влияющих факторов и результатов.

Исследование действующих организационно-экономических взаимосвязей санаторно-курортного комплекса в Северо-Западном федераль­ном округе и в Чувашской Республике[1] позволяет говорить о наличии следующих тенденций методического характера:

  • снижение роли государственного управления СКК, несмотря на значительные доли государства в акционерном капитале значительной части СКУ;
  • отсутствие координационных центров в регионах, поддерживающих единые подходы к развитию СКК и проводящих взвешенную сбалансированную политику в области поступа­тельного развития СКК регионов;
  • отсутствие финансовых инструментов, позволяющих формиро­вать фонды для капитального строительства в СКК;
  • низкая финансовая дисциплина в исполнении уже существующих государственных программ;
  • отход от принципов функциональной специализации, под воздействием указанных выше факторов. Диверсификация становится необходимым элементом устойчивого развития регионального СКК.

Современное состояние СКК не позволяет выработать еди­ные методические подходы к созданию организационно-экономических моделей еще и в силу следующих при­чин :

  • быстрое, непредсказуемое изменение внешней среды под воз­действием политических, социальных, экономических и других факторов;
  • специфичность региональных взаимосвязей СКК с другими хо­зяйствующими субъектами региона;
  • отход функции оздоровления на второй план; в первую очередь реализуются те рекреационные услуги, виды отдыха, которые имеют массовый спрос и минимальные издержки;
  • отсутствие всеобъемлющих статистических форм, позволяющих получать аналитический материал, необходимый для многофак­торного анализа и принятия соответствующих решений по раз­витию СКК региона.

Преодоление сформулированных выше проблем возможно при создании гибкой развивающейся региональной системы на основе полифункциональной структуры. В качестве основного элемента, реализующего функции планирования, управления, контроля и координации нами выделена организация, в задачи которой входят:

  • формирование целей и задач развития СКК на среднесрочный период и на перспективу;
  • планирование деятельности на уровне регионального СКК;
  • разработка основных требований к оперативным методам управления санаторно-курортными учреждениями и обеспечи­вающими финансовыми институтами;
  • оперативное управление реализацией стратегических планов развития СКК.

В предлагаемой структуре не выделена функциональная принадлежность управляющей организации в рамках СКК по причине дифференцированного влияния элементов на управ­ляющие процессы в различных регионах. Привязка к какому-либо элементу приведет к созданию неунифицированной струк­туры для данного конкретного региона. Что же касается общих методических подходов к формиро­ванию подобного рода структур, то на наш взгляд, наиболее ра­циональным следует считать в качестве основного элемента финансовый институт. Основным требованием для обеспечения управляемости является нахождение в собственности управляю­щей организации контрольных пакетов акций санаторно-курортных учреждений, которое может быть достигнуто за счет планомерной кампании, осуществляемой кредитной организаци­ей. Подобное утверждение основывается на первичности усло­вий, связанных с состоянием правоотношений собственности.

С другой стороны реальные полномочия по управлению ре­гиональным СКК имеют органы исполнительной власти субъек­тов федерации, имеющие следующие инструменты управления:

  • лицензирование деятельности (медицинской - Министерство здравоохранения ЧР, туристской - Комитет по туриз­му);
  • формирование действенного нормативно-правового пространст­ва;
  • прямое управление частью государственной собственности по доверенности, выданной Госкомимуществом субъекта федера­ции;
  • возможность формирования целевых источников финансирова­ния при осуществлении капитальных затрат в СКК региона за счет бюджета региона, а также за счет привлечения внебюджет­ных средств.

Следовательно, для эффективного развития, эксплуатации и управления санаторно-курортным комплексом необходимы опре­деленные институциональные элементы. Система данных эле­ментов должна обеспечивать устойчивость развития СКК и ра­циональное взаимодействие с другими подсистемами общества (экономической, социальной, политической и т.п.). Принимая во внимание значительную формализацию основных реальных взаимодействий, нами предлагается модель, способствующая ус­тойчивому развитию СКК региона и состоящая из следующих элементов, взаимосвязей и разовых обязательных мероприятий:

  • организационные структуры, в ведении которых находится СКК и ассоциации частного характера, как, например, ассоциации курортов, реализующие государственную политику в области оздоровления и опирающиеся на приоритеты и принципы соци­альной функции государства;
  • законодательство, нормативно-правовые акты, относящиеся к санаторно-курортному комплексу, как, например, стандарты и лицензионные требования для средств разме­щения, стандарты лечения в медицинской деятельности;
  • образовательные программы по подготовке квалифицированных кадров для СКК региона с курортной специализацией;
  • наличие финансовых средств и соответствующих инструментов для развития курортов, объектов инфраструктуры, достопримечательностей, а также механизмы привлечения инве­стиций;
  • маркетинговые стратегии и программы продвижения санаторно-курортных услуг, нацеленные на информирование потенциаль­ных потребителей о соответствующем курортном регионе и на стимулирование посещения этого курортного региона, а также информационные службы в принимающих центрах;
  • упрощение туристских формальностей (включая визовые требо­вания - для оздоравливающихся из стран СНГ и дальнего зару­бежья), таможенных формальностей и обеспечение других объ­ектов и услуг в пунктах въезда и выезда оздоравливающихся;
  • институциональные элементы также включают в себя методы усиления и распределения экономических выгод СКК, меры по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социаль­ных воздействий и сохранению культурного наследия, прожи­вающего в районах СКК;
  • планирование СКК как взаимосвязанной системы должно быть нацелено на комплексное развитие всех ее составляющих: физических и институциональных элементов;

Насколько важно планирование для обеспечения системно­сти внутри СКК, настолько же важно гармонично вписывать СКК в общую политику, планы и стратегию развития соответствую­щего региона. Такая интеграция разрешит любые потенциальные противоречия, связанные, например, с использованием опреде­ленных видов ресурсов для разных направлений развития. Оно также обеспечит многоцелевое использование дорогой инфра­структуры на благо общих потребностей общества и СКК.

Предлагаемая управляющая структура представляет собой холдинговую компанию, владеющую контрольными пакетами акций своих дочерних учреждений. Вопросы оценки эффектив­ности и управления организацией такого типа являются актуальными. Отметим лишь тот факт, что чем больше уровней в структуре собственности или звеньев между субъектом контроля и подкон­трольной организацией, тем меньшим капиталом последней не­обходимо условно владеть для контроля над ней. Повышение эффективности использования средств инвестора (в т.ч. и госу­дарства в виде передачи имущественных прав) достигается за счет синергетического эффекта. С целью практической реализации сформулированных в работе положений разработана перспективная организационно-экономическая модель управления санаторно-курортным комплексом региона. Она рассматривается как совокупность четырех подсистем, охватывающих соответствующие функциональные области:

  • подсистема управления и координации;
  • подсистема финансирования;
  • подсистема подготовки кадров;
  • подсистема реализации санаторно-курортных услуг;
  • подсистема инфраструктурных элементов.

В данной модели не приведена подсистема информационно­го обеспечения, так как она охватывает и обеспечивает практиче­ски все организационные взаимосвязи между подсистемами. Рассмотрение функционального состава каждой подсистемы позволяет формализовать структуру подсистемы и обозначить пути их дальнейшей оптимизации.

Координирующую роль на уровне региона наравне с госу­дарственными органами управления должно выполнять общест­венное объединение - региональная организация, объединяющая и представляющая интересы представителей СКК. Данное объеди­нение необходимо для целей стратегического планирования на ре­гиональном уровне, а также для представления и лоббирования интересов санаторно-курортных организаций на федеральном уровне.

В Германии на федеральном уровне специфические инте­ресы курортных организаций представляет и защищает Немецкое объединение курортных предприятий, в Швейцарии - Швейцарское объединение курортных предприятий, в Польше - Объединение оздоровительных гмин Польши и другие. Кроме того, активно поддерживает развитие и существование так назы­ваемых курортных коммун в Германии, Италии Международное Общество медицинской бальнеологии и климатологии (ISMH).

Обеспечение успешного комплексного развития СКК и управление им зависит в равной степени как от политики разви­тия, физического планирования и мер регулирования воздейст­вий, так и от эффективных институциональных факторов. Государственные и частные организационные структуры в сфере СКК должны соответствовать конкретным условиям каж­дого региона. По мере изменения обстоятельств эти структуры также подвержены динамическим изменениям. До того, как будут выбраны организационные структуры, необходимо принципи­ально определить и принять соответствующие функции регио­нального правительства и частного сектора в развитии и управ­лении СКК.

Для координации политики, планирования и управления СКК на региональном и федеральном уровнях необходимо создать национальную курортную администрацию (НКА) - департамент или министерство для решения вопросов в сана­торно-курортной сфере. Это необходимо, т.к. ослаблен государственный контроль за рациональным использованием природных лечебных ресурсов, осуществляется застройка территорий курортов и лечебно-оздоровительных местностей, не учитываются потребности всех слоев населения в санаторно-курортной помощи. Работа по признанию территорий, обладающих природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального и федерального значения ведется недостаточно активно.

НКА выделяет в своей структуре различные управления и отде­лы. Создаются отделы, занимающиеся планированием и развитием, статистикой и исследовательской деятельностью, образованием, профессиональной подготовкой и переподготовкой, маркетингом, обеспечением базовой инфраструктуры, организацией представительств за пределами региона, за рубежом. Если в регионе сек­тор СКК уже имеет большое значение или планируется его значительный рост, это министерство может заниматься только вопросами са­наторно-курортной сферы - это повы­шает приоритетность и значение этого сектора в экономике региона. Однако в районах, где СКК только начинает развиваться, может потребоваться, чтобы правительство на начальном этапе приняло участие в коммерческой деятельности, чтобы дать тол­чок развитию СКК. В других случаях такое управление может иметь смешанную компетенцию, при которой санаторно-­курортная деятельность объединяется с некоторыми другими смежными направлениями деятельности.

В рамках предложенной модели выполнение функций со­гласования предполагается возложить (на примере рассматриваемых нами регионов) на Координационный совет по развитию СКК при ассоциации «Северо-Запад» в Северо-Западном федераль­ном округе РФ, в Чувашской республике на действующий Координационный совет по развитию туризма и курортов. Ос­новные функции данной структуры могут быть следующие:

  • формирование стратегических планов развития санаторно-курортного комплекса региона с учетом экономических, соци­альных и экологических аспектов;
  • текущее взаимодействие как с исполнительными органами вла­сти субъекта федерации, непосредственно отвечающими за формирование и реализацию политики в санаторно-курортной сфере, так и с различными организационными звеньями важ­нейших инфраструктурных элементов;
  • разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы СКК;
  • финансирование проектных работ по формированию элементов СКК;
  • создание прозрачного информационного поля, доступного как каждому санаторно-курортному учреждению, так и всем потен­циальным клиентам (корпоративным и индивидуальным).

Создание единого признанного координационного центра и внедрение современных холдинговых моделей развития в сферу СКК будет стимулировать инвестиционные механизмы, повысит рентабельность и жизнеспособность СКК регионов.


[1] Богданов Е.И., Никитина О.А., Гаценбиллер А.П. Монография: Хозяйственный механизм санаторно-курортного комплекса. - СПб.: Изд-во СПГАСЭ, 2004. - 243 с.