Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Согласно проведенных исследований, в настоящее время экономика России переживает достаточно сложный этап, связанный с процессами стабилизации и укрепления, которые во многом определяются результативностью функционирования малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства позволит решить многие экономические и социальные проблемы: придать экономике гибкость и стабильность; насытить внутренний рынок и снизить его импортозависимость; создать новые рабочие места и обеспечить самозанятость населения; снять экономическую и социальную напряженность в регионах.

Но говорить о повышении роли малого предпринимательства в экономике преждевременно. На протяжении последних лет число малых предприятий в России практически не изменилось, а его доля в ВВП страны остается на уровне 12-13%, что в несколько раз уступает аналогичным показателям стран ЕС, США и Японии.

Малые предприятия работают в неблагоприятных условиях внешней среды, а их внутренние резервы роста практически полностью исчерпаны. И если десять лет назад продукция и активы малых предприятий были в несколько раз рентабельнее, чем продукция крупных и средних предприятий, то сейчас соотношение обратное. Это делает инвестиции в малое предпринимательство непривлекательными, и лишает этот сектор необходимых финансовых ресурсов для дальнейшего развития.

Неблагоприятная среда и экономические трудности привели к моноспециализации малого предпринимательства: доля отрасли торговли доминирует, и большая часть создаваемых малых предприятий именно торговые. Между тем основой конкурентоспособного малого предпринимательства должны стать такие отрасли как промышленность, строительство, инновационный бизнес, которые дают гораздо более высокий прирост ВВП и позволяют создать большее число рабочих мест, повысить деловую активность регионов.

Преломить существующие негативные тенденции без активного вмешательства государства невозможно. Малое предпринимательство в настоящее время остро нуждается в государственной протекции для того, чтобы успешно конкурировать со средним и крупным бизнесом, и не быть вытесненным из рынка.

В связи с этим для повышения уровня предпринимательской инициативы граждан, эффективного развития малого предпринимательства и предотвращения его деградации необходим коренной пересмотр системы в области регулирования малого бизнеса и самозанятости.

В ходе  проведения анализа и оценки теоретико - методологических проблем  с выявлением специфики  малого бизнеса как объекта государственного воздействия применительно к условиям стабилизации экономического роста. Существующая в российской практике классификация субъектов малого бизнеса и самозанятости не отражает экономической сущности данного сектора экономики в виду объединения в одну размерную группу предприятий, различных в существенных моментах функционирования. Следовательно, основой разработки дифференцированной политики поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса и самозанятости должно стать усовершенствование сегментации сектора предпринимательства на микро-, малые и средние предприятия.

Сектор малого предпринимательства и самозанятости является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Поэтому развитие экономики в ряде зарубежных стран зависит от сегмента микроэкономики - малого и среднего бизнеса, а также самозанятости. Данный сегмент экономической структуры активно формирует основу социальной стабильности западноевропейского, американского и японского общества, генерирует инновации, способствует обслуживанию крупной промышленности, обеспечивает эффективную политику в области занятости, образуя тем самым, "средний класс". Так, например, в США, на долю малого бизнеса приходится около 50% ВВП, свыше половины всех инвестиций, в нем занято более 2/3 совокупной рабочей силы

Согласно результатам анализа, проведенного Агентством США по международному развитию совместно с Ресурсным центром  малого предпринимательства РФ, вклад предприятий с численностью занятых до 250 чел. ( малые и средние предприятия по классификации ЕС ) по отношению к соответствующей суммарной величине всех предприятий России в 2005 и 2006 г.г. составил 47%, а общая занятость в малом бизнесе на 1 января 2007 г. оценивается в 16,7 млн. чел. или в 24,5% от общего числа занятых в экономике. Однако, эти показатели также ниже уровня экономически развитых стран1.

А что касается самозанятости, то в данный момент в США широкое распространение получила работа на дому, которой полностью занято 39 миллионов граждан, и половину рабочего дня (с 4-часовой работой по найму) - 21 млн. человек.

В отличие от российской работы на дому, надомничеством в США  занимается наиболее квалифицированная часть населения. Это врачи, юристы, преподаватели и т.д., являющиеся по существу предпринимателями без образования юридического лица; на наших глазах происходит своеобразная трансформация  бывших наемных работников и предпринимателей, в основе которой лежат новые информационные технологии, вызванные к жизни современными НТР и НТП, успешное протекание которых обусловлено более совершенными общественными отношениями. Поэтому производство оборудования для обеспечения бизнеса остается крупнейшей и наиболее растущей областью информационных технологий.

В промышленно развитых странах малые фирмы успешно участвуют в научных разработках и внедрении нововведений. Сейчас только в США действуют около 15 тысяч фирм, занятых интенсивными научными поисками. Вместе с тем, в отличие от крупных компаний, выполняющих большое количество различных проектов, малые фирмы концентрируют свои усилия на разработке одного-двух изобретений. Такая концентрация усилий и средств позволяет малому бизнесу повысить удельные расходы на НИОКР в совокупных объемах продаж нередко до 5-7%. По этому показателю небольшие компании не только не уступают крупным промышленным гигантам, но зачастую превосходят их. Другой отличительной особенностью малых предпринимательских структур является короткий временной интервал,  в течение которого осуществляются научные разработки, и значительная скорость внедрения полученных результатов исследования в производство. Ускоренное промышленное освоение изобретений дает малым предприятиям возможность получать ощутимый коммерческий эффект. В ходе обследования западными экономистами было установлено, что эффективность научных поисков малого бизнеса в целом по национальной промышленности развитых стран на 43% выше, чем у крупнейших корпораций.

Необходимо отметить еще одно направление НТП - нанотехнологии. Нанотехнологии - это технологии 21 века и та страна, которая будет их внедрять, станет лидером 21 века. Поэтому, наше государство должно осуществить достойную поддержку в развитии нанотехнологий. С 1 июля 2006 года действует «Программа развития в Российской Федерации работ в области нанотехнологий и наноматериалов до 2015 года». Одной из важнейших проблем стоящих на пути развития нанотехнологий является налогообложение научных организаций. Мы предлагаем, освободить научные организации, технопарки и наукограды, занятые в индустрии нанотехнологий от налога на имущество и земельного налога без ограничения срока действия этой льготы, а вновь создаваемые научные организации, работающие в этой сфере, предлагается освободить от всех видов налогообложения сроком на 5 лет.

Наиболее эффективным субъектом хозяйственной деятельности инновационного предпринимательства выступают малые предприятия, являясь важным источником инноваций и тем самым необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до "товарного вида" и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса, поэтому государству необходимо упростить выдачу авторских свидетельств, ноу-хау и т.д. Именно в этих целях мы предлагаем создать предприятия по изготовлению опытных образцов инновационных открытий в целях ускорения продвижений их на мировой рынок.

Успехи малого бизнеса в сфере НИОКР неразрывно связаны с творческой атмосферой, которая характерна для работы в небольших компаниях. Свобода поисков и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая практическая апробация выдвинутых оригинальных предложений - вот далеко не полный перечень отличительных черт научно-технической деятельности малых предприятий.

В системе поддержки малого предпринимательства можно выделить общие и специальные меры государства. К общим мерам относится поддержание конкурентных начал в экономике, создание благоприятных условий для развития бизнеса, гарантия экономических свобод и льгот малому предпринимательству, обеспечение надлежащего исполнения законов.

Специальные меры конкретизируют направления государственной политики, предусмотренные общими целями, и позволяют сформулировать конкретные меры по их достижению.

Критерием эффективности государственного регулирования малого предпринимательства является достижение поставленных целей.

Формирование современной системы государственного регулирования малого предпринимательства, на наш взгляд, должно основываться на системе общих и специальных мер его развития, основные из которых сформулированы следующим образом:

1. Ослабление административных барьеров остается одной из важнейших целей реализации господдержки малого предпринимательства, несмотря на предпринятые ранее меры в этом отношении. На наш взгляд основным решением этой проблемы может стать оказание поддержки предпринимателям по принципу «одного окна».

2. Антикоррупционное регулирование должно реализовываться через увеличение прозрачности деятельности госорганов, осуществляющих поддержку малого бизнеса и самозанятости.

3. Антимонопольное регулирование особенно актуально для региональных рынков, где зачастую несколько средних или крупных фирм оказывают давление на рынок и вытесняют более мелкие фирмы конкуренты. Главной задачей господдержки в этом направлении является не только решение уже существующих проблем, но и их предупреждение.

4. Оптимизация процесса государственного регулирования МП предполагает более четкое разграничение задач и функций существующей инфраструктуры господдержки малого бизнеса и самозанятости во избежание дублирования и появления «белых пятен».

5. Снижение налогового прессинга на малое предпринимательство  остается одной из самых важных мер господдержки, так как для большинства предпринимателей уплата налогов, сборов и пошлин остается одной из самых крупных статей расходов, в особенности на начальном этапе своего функционирования.

6. Инвестирование жизнеспособных малых предприятий означает прежде всего поддержание работы рыночных механизмов, предотвращение разбалансированности рынка, в условиях ограниченных возможностей инвестирования, разумное и наиболее эффективное использование имеющихся средств.

7. Потребность в расширении программ микрокредитования, предоставлении госгарантий  на данном этапе вызвана неравномерными транзакционными издержками не в пользу малого предпринимательства, вследствие чего и происходит большинство банкротств малых предприятий.

8. Обучение широких масс населения основам бизнеса является одной важнейших задач активизации предпринимательской инициативы населения.

Таким образом, применение предлагаемой системы  мер их достижения позволит:

- повысить социальную эффективность деятельности малого предпринимательства - рост числа занятых, рост уровня средних доходов, социальной защищенности населения;

- повысить темпы развития малого предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, по основным направлениям инновационного развития совершенствования государственного регулирования малого бизнеса и самозанятости.


1 Косолапов А.И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса / Финансы № 12. 2007.
С. 35.