Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Проблема, на первый взгляд, подкралась незаметно. Образование, которое получила я, педагогическое, стаж работы перевалил за 40, но беда, которая сейчас разыгрывается в моей семье, подошла. И я, с глубоким сожалением, могу констатировать, что, обладая некоторыми знаниями педагогики, психологии, социологии столкнулась с ней. Я часто озвучивала подобные ситуации в различных аудиториях (собрания родительские, собрания учащихся и студентов, публикации), и это заставило меня ещё с большей внимательностью, глубоким обдумыванием отнестись к проблемам молодых людей (юношей и девушек) различного возраста, которые уходят в себя, отходят от реальной жизни.

Зависимость -  понятие в педагогике, психологии - это человек, находящийся, в чей-либо власти, в чьём-либо подчинении, связанный в своих мыслях, действиях чужой волей, влиянием, обусловленный чем-либо, связанный в чём-либо обстоятельствами, чужой волей. Лев Толстой писал: «Зависимое положение проявляется в ней (Соне) в скрытности, неопределенных словах, избегания открытых встреч, разговоров» («Война и мир»). Зависимость бывает алкогольная, наркотическая, игровая, виртуальная, компьютерная, которая имеет определённые стадии своего развития. Это заболевание, которое ведёт к одиночеству, суициду.

У меня трое детей. «Зачем мне это надо?»...

Вместо исповеди.

Молодой человек, (условно назовём Андрей) воспитывался в полной семье. Были бабушки и дедушки, братья и сёстры. В семье очень выдающихся родственников, это и выдающиеся спортсмены, и педагоги которые имели блестящее образование, были всегда в обществе людей, хорошо разбиравшихся в жизни, имели отличное здоровье. Андрей рос в семье, где видел, что, несмотря на бытовые трудности, переживалось многое, благодаря общению друг с другом, каждый из семьи личность, претендующая на лидерство. Бабушки - рекордсменки России, редакторы журналов. Дедушки - спортсмены и авторы учебников по науке. Отец - спортсмен и композитор. Мать - потомственный педагог, в поколениях. И маленького Андрея воспитывали как личность, которая должна была противостоять в трудном и жестоком мире.

Беда пришла не сразу. Первым «сломался» отец. В годы «перестройки» интеллигентная творческая натура, очень чувствительный к бытовым неразберихам, живущий в своём романтическом мире музыки и театра, получил инсульт и лишился возможности активно заниматься основным делом жизни семьи, выселенный из родового гнезда на Крестовском острове.

Андрей всё видел, но до 11 класса учился, преодолевая все трудности. Учился целеустремлённо с охотой и поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на бюджетной основе.

Первая моя педагогическая ошибка. Поступив на 1 курс престижного вуза, сдав вступительные экзамены, сдав 1 сессию блестяще, Андрей получает ещё больше свободы в плане выбора собственного пути. Внешне учёба в вузе не тяготит Андрея, но моральное состояние его изменилось, он оказался в жестоком мире, где правят деньги. Большое количество студентов учится платно, имеют машины, и социальное неравенство налицо. Уберечь в данный момент «бедного» студента от морального давления мне не удалось. В семье, где отец парализован и учатся 2 старшие сестры, Андрей «сломался», надломилась личность. Ему пришлось преодолевать себя и сдавать повторно один экзамен. Из вуза одних друзей отчисляют за неуспеваемость, другие уходят сами, понимая, что в жестокой конкуренции без определённых личностных качеств (целеустремленности и четко поставленной цели) им не выдержать борьбы. Но первый порог преодолен, с помощью родственников. Андрей продолжает учиться.

Вторая моя педагогическая ошибка. Учится Андрей, без мотивации заглушая в себе лидера. «Я не «ботан», я могу учиться хорошо, но буду как все. Пусть все разгадают во мне личность, оценят её». Продолжает учиться достаточно стабильно, получая хорошие оценки, но без стипендии. И мне бы здесь насторожиться. «Почему я должен жить и зарабатывать на жизнь студента? Есть, что-то более важное». И молодой человек начал жить в мире иллюзий своей «мечты», осознавая себя там как личность. Но личность начинает разрушаться, когда человек не может обуздать свои эмоции, «хочу адреналина, быстрых свершений моих планов», которые как вода постепенно, плавно и незаметно, очень ласково вытекают из рук! Происходит разрушение личности - сильное падение, сопровождающееся слабостью, потерей сознания, угрожающее смертью. Можно сравнить это крушение личности с понятием коллапса в физической астрономии: катастрофически быстрое сжатие массивного тела (звезды) под действием сил тяготения (толковый словарь). Коллапс сознания - это психическое нездоровье, расстройство мозга, расстройство иммунной системы, нарушение сна. Проводя аналогии своего восхождения на «олимп» власти над людьми существует множество путей. В конце 19 - начале 20 века эта философия сверхчеловека, которая приводит подвижки сознания масс. Это философия Ницше, Гитлера, Ленина и Сталина, которая имела разрушительные последствия в жизни огромного количества людей. В конце 20 - начале 21 века та же формулировка для слабых личностей - супермен. «Я этого достоин, могу делать что хочу, забывая о том, что я это частичка общества». В современной литературе 20 века у писателя Д. Гранина, человека, который уточнял, корректировал мышление молодых людей, есть произведения «Искатели», «Иду на грозу», «Дело, которому ты служишь», «Я отвечаю за всё» - это путь взросления личности. Молодые люди, которые сейчас ставят перед собой амбиции, а не планы часто не могут реализовать их в реальности. Действительное положение дел (бытовые условия, социальное положение, иллюзорность мечты) переходит в развивающеюся власть денег.

Рекомендации А. П. Чехова. Можно поверхностно воспользоваться классическим примером. «Выдавливать из себя по каплям раба». Это письмо А. П. Чехова к брату Николаю. Март 1886г. И это можно назвать элементарным кодексом интеллигентного человека.

Кодекс. Чтоб чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтоб не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. ...Талант занёс тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но тебя тянет от неё и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-à-vis (визави - напротив). Сказывается плоть мещанская, выросшая на подачках. Победить эту плоть трудно, ужасно трудно. Воспитанные люди должны удовлетворять следующим условиям.

  1. Они уважают человеческую личность, всегда снисходительны, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка. Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо.
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой, что не увидишь простым глазом.
  3. Они уважают чужую собственность и поэтому платят долги.
  4. Они чистосердечны, боятся лжи, так как они не лгут даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.
  5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах других душ, чтобы в ответ им не вздыхали и не нянчились с ними.
  6. Они не суетливы. Их не занимают такие фальшивые бриллианты как знакомство с знаменитостями.
  7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, вином, суетой.
  8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из миски.

Конечно, все эти заповеди классика - не более чем простые истины, но они отражают драму совести и драму чести.

Следующая моя ошибка заключается в том, что на протяжении 10 последних лет, я не сумела убедить Андрея в правильности этих постулатов. Он оставался глух, нетерпим к критике. Для людей, перешагнувших 20-летний рубеж, очень трудно признавать свои ошибки, это долгая дорога в дюнах, а песок... Песок всегда засасывает, идти трудно. Но идти надо вперёд.

Можем обратиться и к наследию Ф. М. Достоевского «Восстановление погибшего человека». В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников нравственный закон - он не входит в его теорию, и это не случайно. Теория совести включает в себя понятие «совести»: «переступить через кровь по совести» - значит, получить моральную санкцию на нарушение закона. А поскольку «сердце» является истинным органом совести, то герой пытается примирить «сердце» с «разумом», совесть с бессовестной логикой. Специфика мышления Раскольникова обусловлена неоднозначностью его личности: Раскольников - расколотый человек, но можно, наверное, продолжить ряд исторических фамилий Пути - Рас - путин. Поэтому система ценностей основана на понятиях чести и славы, репутации человека в обществе.

«Культура совести для русского нравственного сознания является ключевым. Внутренний голос - это апостол,... это пророк,... это всему доброму учитель», - так пишет после смерти Ф. М. Достоевского И. Крамской. Поэтому, только что экранизированный роман «Идиот», сейчас оказался так востребован молодежью.

Работа представлена на заочную электронную конференцию, «Современная социология и образование», 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 18.10.2006 г.