Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Свободное воспитание и профессиональное образование - нетрадиционное сопряжение, не так ли? В самом деле, идеологи свободного воспитания и их последователи транслируют свои представления о педагогической деятельности исключительно на практику воспитания детей младшего возраста [1]. Намерения увязать эти представления с практикой профессионального образования представляется, на первый взгляд, абсурдным. Центральная идея свободного воспитания, как известно, - не ограничивать природную любознательность воспитуемых какими-либо наперед заданными намерениями в отношении результата воспитательного воздействия. Технология запуска этой идеи в практику проста: ребенку предоставляется для контакта мир игрушек. Чем богаче, разнообразнее этот мир, тем продуктивнее будет работать идея свободного воспитания. Ребенок сам выбирает для контакта объекты в этом мире и способы контактирования с этими объектами. Задача педагога сводится при этом к обеспечению безопасности, соблюдению физиологически обоснованного режима и курированию познавательно-этических действий воспитуемого.

Возможна ли реализация такой технологии в вузе? Мысль о такой реализации пришла не вдруг и не напрямую, как здесь излагается. Прежде был изготовлен ключ к решению этой задачи. Ключ называется «онтогенетический метод описания предмета учебной дисциплины» [2]. Результат онтогенетического описания - дерево понятий, представляющее собой систему взаимно сопряженных множеств: множества понятий изучаемой науки и множества генетических отношений между этими понятиями.

Как работает этот «ключ»? - Он работает как сепаратор, отделяя сущностное содержание учебной дисциплины от прочего. Сущностное концентрируется (в результате онтогенетического описания) в дереве понятий, а прочее, будучи подверженным классифицирующей обработке, порождает еще две компоненты содержания. Одна называется результаты научного исследования предмета, другая - дидактический инструментарий [3].

Учебный курс, спроектированный онтогенетическим методом, и излагаемый для учащихся в соответствующей манере, являет для них «мир игрушек». В этом мире названные компоненты учебного курса наделены следующими статусами. Результаты научного исследования предмета науки - суть игрушки, предоставляемые учащимся, дидактический инструментарий - это деятельность педагога, курирующего познавательную деятельность воспитуемых, а дерево понятий - то, что формируется в сознании учащегося, - фрагмент образа мира по А.Н.Леонтьеву [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Корнетов Б.Г. Введение в курс «История образования и педагогической мысли» Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 268 с.
  2. Карякин Ю.В., Беломестных Л.А., Пестова Н.Ф., Подскребко Э.Н., Созоров Н.Г. Онтогенетический метод проектирования учебного курса в приложении к открытому образованию // Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: Материалы 3-й Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
  3. Карякин Ю.В. Учебный процесс в вузе / Изд-во Томского политехнического университета, 2006, 131 с.
  4. Леонтьев А.Н. Образ мира / Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 1983, с. 251-261.