Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Существенные изменения в современной экономической и социокультурной ситуации России, ситуация модернизации отечественного образования предполагают ориентацию на воспитание не только интеллектуальной, культурной, творческой, но и конкурентоспособности студента.

Конкурентоспособность студента, его профессиональная мобильность должны обеспечиваться высоким качеством результатов образовательной деятельности, системная интеграция которой обеспечивает формирование мобильной личности, личности свободной  и ответственной, способной к творческой деятельности, готовой к масштабной реализации своих потенциальных возможностей.

Можно утверждать, что в современных условиях одной из приоритетных задач образования становится формирование у студентов  конкурентоспособности как базисного качества развивающейся личности. Для успешной реализации данной задачи необходимо

научно обосновать технологию формирования конкурентоспособности студента в образовательном процессе.

Конкурентоспособность студента вуза нами рассматриваться как интегративный показатель качества подготовки при условии что: определены основные направления оценки качества подготовки специалиста в образовательном опыте; найдена адекватная целям и задачам оценивания технология взаимодействия в системе "преподаватель - студент"; разработаны конкретные пути использования новой модели оценивания качества подготовки конкурентоспособного специалиста; диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами:

1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;

2)оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности.

В этой связи приобретает особое значение структура конкурентоспособности студента вуза, которая по нашему мнению включает в себя следующие компоненты:

  1. мотивационный компонент - мотивы успеха, личностного достижения, профессионального выбора, профессиональная направленность, ценностные ориентации, эмоционально-волевые качества и другие социально-психологические характеристики личности, увлеченность процессом формирования конкурентоспособности;
  2. содержательный компонент - знания характеристик конкурентоспособности, знания о способах осуществления проектной деятельности, о путях и методах достижения успеха, адекватность смысложизненных ориентаций ситуациям и обстоятельствам, максимальное использование собственных внутренних резервов личности;
  3. операциональный компонент - умения интеллектуальные, творческие, проектировочные (участие в проектной, научно-исследовательской деятельности, самостоятельное планирование познавательной деятельности, создание собственных проектов, формулирование полученных результатов и т.п.), информационно-коммуникативные (поиск и извлечение нужной информации, оценивание достоверности информации, умение обосновать суждение, владение основными видами публичных выступлений и т.п.), вовлеченность студентов в конкурентную, активную, творческую, созидательную деятельность.

В структуру конкурентоспособности специалиста мы включаем следующие качественные показатели:- компетентность и профессиональная мобильность;

- целеустремленность и уверенность в своих силах ;

- владение навыками самообразования и повышения квалификации;

- инициативность и самодисциплина;

- предприимчивость и деловитость ;

- способность к самоанализу и принятию нестандартных решений ;

- достоинство и личная ответственность ;

- способность к риску и защите своих прав и свобод ;

- эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Основными инвариантными характеристиками конкурентоспособного специалиста мы считаем:

- высокий уровень общего образования, культуры;

- широкая информационная, общеобразовательная, общетехническая, компьютерная, экономическая, правовая, психологическая подготовка в сочетании с глубокими узкопрофессиональными, узкопрофильными знаниями;

- профессиональная компетентность, высокое профессиональное мастерство и качество труда;

- способность самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический социальный результат и нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности;

- мобильность, коммуникабельность;

- умение вести здоровый образ жизни, включая культуру поведения, питания, личной гигиены.

Поскольку высшее учебное заведение является производителем, в идеальном варианте оно должно иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста. В качестве базовых элементов модели конкурентоспособности будущего специалиста можно предложить: объекты освоения в процессе подготовки (структура культуры специалиста), требования к личностным качествам будущего специалиста, требования к умениям, навыкам и способам деятельности.

В формировании конкурентоспособности студента вуза главную роль играет качество профессионального образования, которое определяется нами на трех  уровнях:

  1. на личностном уровне - степенью конкурентоспособности выпускника;
  2. на институциональном уровне - рейтингом вуза;
  3. на социальном уровне - интенсивностью воздействия на развитие компонентов национальной системы образования.

Проблема конкурентоспособности выпускников вузов рассматривается нами в контексте перехода молодых специалистов от процесса получения профессионального образования к непосредственно трудовой деятельности в условиях свободного рынка труда, имеющего свои законы и требования к молодым дипломированным специалистам. С этой целью, прежде всего, мы видим необходимость налаживания тесного сотрудничества с самим работодателем. В этом аспекте тесное сотрудничество должно осуществляться по следующим направлениям:

  1. в ходе учебной деятельности: беседы, диспуты, конференции, форумы, проводимые с участием рабочего коллектива и студентов с привлечением СМИ, интегрированные занятия, совместная творческая деятельность с целью передачи практического опыта от старшего поколения - младшему и др.
  2. в ходе внеучебной деятельности: ознакомительные экскурсии на предприятия, стажировки, практики, организация совместных мероприятий с профессиональными коллективами и др.
  3. развитие социального партнерства - совместное с работодателем определение объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы вуза, представление баз практики, бронирование рабочих мест, развитие целевой контрактной подготовки специалистов, софинансирование вузов и др.