Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Российская вузовская наука, как и вся научно-образовательная система в нашей стране, в настоящее время активно реформируется. При этом проводимые Правительством реформы имеют противоречивые результаты. Так, с одной стороны, разработан ряд государственных программ, нацеленных на улучшение финансирования вузовской науки и повышения заработной платы научно-педагогическому персоналу вузов, а также направленных на решение проблемы воспроизводства научных кадров [1]. В нынешнем году государство планирует потратить на науку в целом около 100 млрд. руб., что значительно больше 77 млрд. руб., потраченных в 2006 г. и 58 млрд. руб. в 2005 г. С другой стороны, финансирование гражданской науки, предусмотренное Минфином в 2007 г. на 10 млрд. руб. ниже, чем намечено в Рациональном варианте Стратегии развития науки и инноваций, утвержденной Правительством ранее [1,2]. Кроме того, в федеральном бюджете на 2008-2010г. предусмотрено выделение только около 5 млрд. руб. на развитие именно вузовской науки, что составляет около 1,6 % от ассигнований на образование и около 5% от средств на развитие гражданской науки [3]. Однако, учитывая, что вузовская наука является базисным элементом научно-технического потенциала страны, указанные объемы финансирования нельзя признать соответствующими ни потребностям вузов в плане укрепления их зачастую устаревшей материальной и научно-технической базе, ни кадровому потенциалу системы высшего образования России. Кроме того, указанные цифры предполагают в перспективе сохранение негативной тенденции отставания России по показателям финансирования вузовской науки от развитых стран, где оно в среднем втрое выше - так в США доля вузов в структуре затрат на науку составляет 13,6%, в Японии -14,5%, а в странах ЕС - около 20% [4]! Вероятно, в подобном недофинансировании проявляется позиция Министерства образования и науки, которое считает, что рост валовых расходов не является необходимым элементом оздоровления научно-образовательной сферы. К этому можно добавить, что Минобрнауки предлагает ВУЗам активнее развивать рыночные начала в своей деятельности и, в тоже время, не приветствует развитие платного образования, оставляя, однако, на неизменном уровне число бюджетных мест в ВУЗах. Следует отметить, что неоднозначность понимания и подходов к реформированию, безусловно, сказываются на эффективности функционирования системы вузовской науки в целом, и, прежде всего, потому, что перестраиваемая без четкого плана система не может работать результативно.

Сегодняшние проблемы вузовской науки наиболее выпукло проявляются в региональных ВУЗах, которым, в отличие от крупных центральных университетов, не достается значительного финансирования. При этом многие из таких ВУЗов обеспечены необходимыми помещениями и оборудованием для проведения научно-технических исследований всего на 40-50%, а их сотрудники часто не имеют доступа к специализированным базам данных [5]. Учитывая, что российская провинция не столь богата научными кадрами как крупные научные центры, на среднестатистического преподавателя провинциального ВУЗа приходится значительная, порой до 1800 ч в год, учебная нагрузка, что выглядит необходимым ввиду невысокого уровня зарплат преподавателей высшей школы. По некоторым оценкам, научными изысканиями занят каждый второй преподаватель ВУЗа, а востребованность научного потенциала сотрудников ВУЗов составляет только около 25% [6]. Рассматривая проблемы вузовской науки «на периферии», следует обратить особое внимание на состояние НИР в небольших городах (100-300 тыс. человек), в которых сосредоточен насыщенный промышленный потенциал. Эти города крайне нуждаются в инженерных и научных кадрах и их постоянном пополнении и обновлении. При этом ожидать, что в «глубинку» потянутся высококвалифицированные специалисты из региональных или республиканских центров совершенно не приходится. В такой ситуации остается надеяться только на подготовку собственных кадров на базе имеющихся филиалов ВУЗов на местах. Однако, отсутствие научных школ и поддержки со стороны промышленных предприятий приводит к отсутствию аспирантур в таких вузовских подразделениях. Подготовка кадров высшей квалификации через заочные аспирантуры не способствует решению проблемы повышения остепененности, ввиду оторванности аспирантов от научных руководителей, что приводит к высоким денежным расходам на поддержание коммуникаций между ними как для филиала, так и для самого обучающегося сотрудника, а также к значительному увеличению срока подготовки диссертации.    Целесообразно ли в таких условиях заниматься научной деятельностью в провинции или, как лучший вариант, следует закрыть малые университеты и их филиалы, сосредоточив весь научно-педагогический потенциал в нескольких крупных центрах? Авторам представляется, что вариант сокращения ВУЗов в провинции не конструктивен. Система высшего образования в СССР была сильна не только методикой и школой, но и доступностью образования ввиду своей разветвленности по территории страны. Сегодня многие отмечают, что она была неэффективна, так как продуцировала избыточное количество специалистов сверх потребностей экономики. Однако, это позволяло и позволяет до сих пор считать трудовые ресурсы России одними из самых квалифицированных в мире. При этом по мере усложнения техники и технологий потребность в высшем образовании будет только нарастать - многие рабочие в Японии имеют по 2 высших образования! Сокращение провинциальных ВУЗов приведет к сворачиванию и «вымыванию» культуры и образования в регионах.

Для эффективного функционирования вузовской науки в региональных ВУЗах можно предложить следующее. Во-первых, изыскать меры для повышения оплаты труда преподавателей и научных сотрудников не за счет сокращения штатов, а счет прочих средств, в том числе за счет средств государства - к примеру, Стабилизационного фонда, вложив его не американскую экономику, а развитие человеческих ресурсов России. Это, в свою очередь, поможет решить демографическую проблему страны и обеспечит ВУЗы студентами в будущем. Во-вторых, разделить научную и преподавательскую деятельность для сотрудников ВУЗов, не принуждая их совмещать науку и педагогику в обязательном порядке. Не каждый ученый способен быть педагогом, и не каждый педагог - ученым. Необходимо ввести раздельную аттестацию вузовских кадров, и, возможно, ввести специальные степени и звания именно за педагогическую и преподавательскую работу, отделив их от званий и степеней научных. Также важно не закреплять жестким образом сотрудника в одном статусе, предоставив возможность менять профиль своей деятельности в ВУЗе при необходимости. Это позволит сотрудникам сосредоточиться на выбранном направлении деятельности в наиболее подходящий для них период. При этом, несомненно, целесообразно привлекать научных сотрудников к работе со студентами именно в плане привития им практических навыков научно-исследовательской работы [7]. В-третьих, безусловным ориентиром научно-технических работ в региональных ВУЗах должны быть прикладные исследования и разработки выполняемые, в первую очередь, для региональных нужд. При этом целесообразно на государственном и региональном уровне решить проблему привлечения бизнеса к финансированию таких НИОКР, не перекладывая всю тяжесть согласования этих вопросов только на региональные ВУЗы. Безусловно, полезными будут также государственный и разработанный региональный заказ на выполнение соответствующих НИР. В-четвертых, необходимо обозначить приоритет для работ, выдвигаемых на конкурсы РФФИ, РГНФ и прочих отечественных и зарубежных фондов, именно в том случае, если коллектив ученых крупного научного центра привлекает для решения стоящих научных задач специалистов региональных вузов. Это будет способствовать научному росту специалистов на местах и развитию научных школ и научно-технического сотрудничества ученых и лабораторий. В-пятых, интересным вариантом видится также сотрудничество крупных ВУЗов с региональными в плане создания научной продукции - привлечения региональных специалистов к подготовке совместных публикаций в ведущих научных журналах, к выполнению совместных НИОКР и разработке инноваций - крупные ВУЗы и научные центры должны открывать филиалы не только для выкачивания денежных средств из регионов, но и развивать собственные научные школы и кадры на местах! В-шестых, весьма эффективным будет создание специальных подразделений в ВУЗах, занимающихся исключительно коммерциализацией вузовской наукоемкой продукции, при этом необходима разработка комплекса административных и экономических мер, стимулирующих работу ВУЗов по этому направлению и обеспечивающих поддерживающее взаимодействие в данном вопросе государства и бизнеса с ВУЗами-разработчиками - проблему инновационного обновления страны необходимо решать только совместными усилиями.

По мнению авторов, указанные меры позволят как оживить вузовскую науку в стране через привлечение региональных кадров, так и развитие научных школ на местах. Именно востребованность и взаимодействие между ВУЗами при поддержке государства и бизнеса создаст благоприятные перспективы вузовской науки в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Выступление Министра образования и науки А.А. Фурсенко в ГД РФ о модернизации научной отрасли и развитии новых технологий/14.06.2007 Материалы ГД РФ
  2. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2006 г. №399-р «О перспективном финансовом плане РФ на 2006-2008 г.»/материалы сайта Минфина: http://www1.minfin.ru/%20budjet/%20metmat_pp_07-09.zip и Правительства РФ http://www.goverment.ru/%20images/%20download.htm?%20pi_id=2889
  3. Заключение Комитета ГД РФ по образованию и науке на проект ФЗ №425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года»/ Материалы ГД РФ: Протокол № 74-3 от 10.05.2007г.
  4. Гохберг Л., Кузнецова И. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России.- 2004.-№4.- С.107-120
  5. Дмитриев Н.М., Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Состояние и перспективы развития науки в ВУЗах // Материалы Федерального образовательного портала http://www.escocman.edu.ru/%20db/%20msg/%20152677/%20print.html - Дискуссионный клуб: «Преподаватель высшей школы: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации»
  6. Веревкин Л.П. Сафаралиев Г.К. Есть ли перспективы у вузовской науки? // Вестник РАН. - 2003. - Т. 73, №8. - С. 698-703
  7. Китаев Д. Рубежи университетской науки. / Материалы сайта г. Кургана http://kik.kgsu.ru/%20list.php?%20id=6063, Выпуск № 18 от 16.02.2007