Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

На сегодняшний день одними из наиболее острых, наверное, для всех субъектов Российской Федерации остаются проблемы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения социальной защищенности населения.

Для Республики Татарстан поворотным в обоих областях стал 2005 год, когда было принято решение одновременно с реформой льгот, одним из факторов которой стала децентрализация ответственности и за правовое и за финансовое обеспечение социальной защиты населения от федерального уровня власти к регионам, повлекшая за собой значительное увеличение бюджетной нагрузки на последние и, как следствие, необходимость мобилизации бюджетных ресурсов, осуществить переход на 100%-ую оплату населением экономически обоснованной стоимости услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.

Основными составляющими реформирования стали:

1. Прекращение дотирования расходов всего населения республики при оплате жилищно-коммунальных услуг за счет компенсации организациям жилищно-коммунального комплекса разницы между экономически обоснованной стоимостью услуг и фактической оплатой гражданами.

2. Перевод льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставлявшихся в виде скидки, на реальные денежные выплаты.

Результатом ухода от дотаций, с одной стороны, стали стабилизация финансового состояния поставщиков жилищно-коммунальных услуг, обеспечение соблюдения платежной дисциплины по отношению к контрагентам, повышение ответственности за качество предоставляемых услуг и реализация в полном объеме экономических механизмов управления организациями в рыночных условиях.

С другой - в среднем по республике рост тарифов в 2005 году составил более 20%, в ряде муниципалитетов размеры ежемесячных платежей населения выросли в несколько раз. С целью недопущения значительного снижения жизненного уровня населения, руководством республики было принято решение о дополнительном субсидировании граждан в зависимости от дохода.

На сегодняшний день в республике, дополнительно к субсидии по малообеспеченности, предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации, введены еще 2 субсидии - субсидия на ограничение роста платежа (максимально допустимый рост платежа за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году по сравнению с 2004 годом зависит от дохода семьи. Например, при среднедушевом доходе до 2000,0 рублей в месяц, рост платежа не мог составить более 20%, от 2000,0 до 2500,0 рублей - 30% и т.д.. Фактические начисления сверх максимально допустимых компенсируются гражданам из республиканского бюджета) и субсидия на отопление сверхнормативной жилой площади (при среднедушевом доходе до 3200,0 рублей в месяц затраты на отопление сверхнормативной жилой площади также компенсируются в установленном порядке).

Несмотря на то, что программа жилищных субсидий и сегодня занимает основное место в республиканской системе социальной защиты, как по охвату населения (получателями являются 9,4% семей республики), так и по затратам - в бюджете республики на 2007 год на реализацию программы жилищных субсидий предусмотрено  1,4 млрд.рублей или 28% от общего объема средств, направляемых республикой на финансирование социальных выплат, прекращение дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, привело и к снижению затрат бюджета на оказание поддержки населению в целом при оплате жилья и коммунальных услуг. За 6 месяцев 2004 года общая сумма затрат на предоставление субсидий по малообеспеченности гражданам и дотаций поставщикам жилищно-коммунальных услуг составила 879,2 млн.рублей, за тот же период 2005 года на выплату уже только субсидий по малообеспеченности, включая и республиканский сегмент, было направлено 730,0 млн.рублей (на 149 млн. или на 17% меньше), за аналогичный период 2006 года -538,0 млн.рублей, 2007 года - 460,5 млн.рублей.

Постоянное снижение объемов затрат обусловлено как опережающим в сравнении с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, ростом доходов населения (за период с 1999 года реальные денежные доходы населения республики выросли на 55%), так и ужесточением требований к претендентам.   

Основная часть населения лишилась помощи от государства при оплате жилья, но в то же время, сэкономленные средства были перераспределены на обеспечение «республиканских» субсидий - увеличение помощи наименее социально незащищенной части татарстанцев.

На 1 января 2007 года из  258 тысяч человек, входивших в состав семей, получающих субсидии, 104 тысячи (40%) являлись пенсионерами, в том числе 75 193 человека - одинокими пенсионерами, более 59 тысяч - несовершеннолетними детьми. При этом, проведенный анализ показал, что 75,3% от общего числа получателей субсидий составляли семьи со среднедушевым доходом до 3 200 рублей в месяц (прожиточный минимум на душу населения 3 023,0 рубля в месяц). На них приходилось 82,4% общей суммы субсидий, 31% из которой составляли дополнительные «республиканские» гарантии. За счет применения поправочного коэффициента при среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан снижался, в среднем, с 21%, установленного в республике, до 15%. А за счет дополнительных республиканских субсидий, реально, составлял для семей с доходом ниже прожиточного минимума, не более 9%. При этом 10% «самых бедных» не тратили собственные средства на оплату жилишно-коммунальных услуг вообще.

Если анализировать ситуацию в целом, то расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупных доходах всего населения республики с учетом предоставления всех видов субсидий без льгот в 2004 году составляли 5,9%, в условиях оплаты услуг по экономически обоснованной стоимости данная доля увеличивается до 6,7%. В 2005 году, при условии роста совокупных доходов домохозяйств на 133% (по данным органов статистического учета среднереспубликанский размер денежных доходов населения в 2004 году составлял 5 345 рублей, в 2005 году - 7 111 рублей в месяц) доля расходов снизилась до 6,1%, а с учетом предоставления отдельным семьям субсидий по малообеспеченности, на ограничение роста платежа и на отопление сверхнормативной жилой площади составили 5,7%. Указанная тенденция сохранилась и в последующие годы.

Аналогичный экономический эффект дала и «монетизация» льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. До 2005 года, как уже отмечалось выше, льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан (инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи) предоставлялись в виде снижения платежа. Действовал порядок, в соответствии с которым льготник обращался в управляющую компанию (ЖКУ, правление ТСЖ), предъявлял удостоверение о праве на льготы и оплачивал жилищно-коммунальную квитанцию с учетом соответствующей скидки. Управляющие компании, в свою очередь, объемы выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, предъявляли к возмещению из соответствующего бюджета.

Поставщики услуг были напрямую заинтересованы в увеличении объемов компенсаций, что в целом ряде случаев приводило, мягко говоря, к искажению информации и о количестве получателей и о размерах предоставляемых им льгот.

С 2005 года порядок был кардинально изменен. Определение права на льготу и ее размера были переданы органам социальной защиты. В результате количество граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, в 2005 году по сравнению с 2004-м снизилось на 78 тысяч человек (10% от общего числа декларировавшихся льготников). При росте тарифов на оплату ЖКУ в 2005 году более чем на 60%, рост затрат на выплату субсидий-льгот не превысил 9,6%. Реальная экономия бюджетных средств в 2005 годом составила порядка 100 млн.рублей.

Следует отметить, что население восприняло изменения в системе предоставления льгот достаточно спокойно. Во многом это связано с тем, что объем субсидий-льгот (в денежном выражении) по оплате жилищно-коммунальных услуг не изменился при новом механизме предоставлении льгот. Подтверждением этого можно считать сохранившийся в 2005 году высокий уровень сбора платежей населения: в феврале 2005 года, сразу после введения нового механизма предоставлении мер социальной поддержки, он составил 96%.

Наверное, неправильно было бы судить об эффективности проведенных преобразований, не коснувшись затрат на их подготовку и реализацию.

Основным условием реализации «татарстанского» опыта является активное применение информационных технологий как в системе социальной защиты населения, так и в системе ЖКХ.

В республике функционирует автоматизированная система адресной социальной защиты (АСЗ) населения, уникальность  которой состоит  в реализации  взаимодействия  со многими министерствами и ведомствами, поставщиками услуг. Нормативно установлены  единые для всех участников взаимодействия требования, а также регламент обмена данными. Сегодня банк данных содержит информацию о гражданине (Ф.И.О., адрес, семейное положение и т.д.), о семье (состав, семейное отношение к заявителю),  о пенсионерах (вид пенсии, наличие инвалидности, размер ЕДВ у федеральных льготников), о помощи, оказанной гражданину (сумма, вид помощи), о занимаемой жилом помещении (удельные характеристики жилищного фонда, виды и объемы предоставляемых жилищно-коммунальных услуг).

Это позволяет органам социальной защиты с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна». Человек обращается только в орган социальной защиты, сотрудники которого осуществляют прием обращений, расчет и предоставление всех мер социальной поддержки. Существующая система позволяет существенно повысить и эффективность административных расходов. Общие затраты на обеспечение деятельности специалистов, включая расходы на заработную плату, на 2007 год определены в объеме 92,0 млн.рублей и составляет 1,3% от объема реализуемых ими мер социальной поддержки - 7,0 млрд.рублей в год. 

Итоги перехода на новую систему оплаты населением жилищно-коммунальных услуг и монетизация всех видов государственной социальной поддержки граждан свидетельствуют о реальных положительных результатах проведения данных работ:

  • для бюджета республики - в рационализации бюджетных расходов и создании оптимальной системы социальной поддержки, позволяющей без ущемления прав граждан при росте стоимости коммунальных услуг не увеличивать расходы бюджета,
  • для организаций жилищно-коммунальной отрасли - в возможности стратегического развития в конкурентной среде независимо от бюджетной обеспеченности,
  • для населения - в гарантии государством своевременного и в полном объеме предоставления социальной помощи, позволяющей самостоятельно производить платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Действующая в республике система субсидирования малообеспеченных семей при оплате жилищно-коммунальных услуг, на наш взгляд достаточно эффективна. Тем более, что с 2006 года, в соответствии с требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации, республика перешла на предоставление субсидий с использованием региональных стандартов. Определение размера выплаты в зависимости от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (утверждаемой величины, расчет которой осуществляется с использование средних жилищно-коммунальных показателей для муниципалитета, а не фактического начисления конкретной семьи) не только упростил схему расчета, но и стал реальным стимулом для экономичного использования коммунальных услуг.

Система льгот на сегодняшний день менее эффективна, и, в первую очередь, это связано с тем, что нормы, устанавливающие меры социальной поддержки  по оплате жилья и коммунальных услуг, содержаться практически во всех законах, затрагивающих интересы отдельных льготных категорий граждан. Вместе с тем, их формулировки значительно отличаются друг от друга.  В одних содержаться  ограничения нормами потребления коммунальных услуг, установленными органами местного самоуправления. В других, например, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»   подобные ограничения отсутствуют. В результате инвалид,  зарегистрированный один в коттедже большой площади, чаще всего ему не принадлежащем, получает  льготу в размере 50% стоимости всех жилищно-коммунальных услуг.  В то время, как малообеспеченный инвалид, проживающий в стесненных условиях, получает льготу в значительно меньшем размере. Тем самым нарушается принцип социальной справедливости в отношении граждан, отнесенных к одной и той же категории.

Кроме того «зеркальный» перевод натуральной льготы в денежную выплату не стимулирует население к экономии коммунальных услуг (чем меньше платеж, тем меньше размер льготы).

На наш взгляд было бы целесообразно перейти на расчет льгот по оплате за жилищно-коммунальные услуги также исходя из региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг по аналогии с расчетом адресных жилищно-коммунальных субсидий. Но решение данного вопроса находится, в первую очередь, в поле правового регулирования федеральных органов власти.