Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Сегодня особенно остро стоит вопрос об изменении деятельности человека сообразно экологическим законам. Этого невозможно достичь без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества. Опыт показывает, что экологические знания студентов остаются формальными, если они не закрепляются на практике. Особенно мощным рычагом экологического образования являются спецкурсы и полевая практика. Во время этих занятий приобретаются не только навыки научного анализа явлений природы, но и осознается значимость своей практической помощи природе. Все это позволит молодежи ощутить себя полноправным субъектом природоохранной деятельности. Работая в этом ключе, студенты получают практические материалы, позволяющие объективно судить об экологическом состоянии местности, искать пути решения экологических проблем и реализовать их на практике, осуществлять экологический мониторинг. Целью экологического мониторинга служит развитие экологического мышления у молодежи и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Формирование экоцентрического сознания и экологически правильного отношения к природе должно производиться по всем каналам - перцептивному, когнитивному и практическому. Если первые два в значительной мере реализуются в процессе учебной деятельности, то практический канал активно задействуется в ходе учебной практики, а привлечение студентов к проведению простейших экологических исследований представляется одним из способов достижения необходимого результата. В результате такого обучения студенты овладевают биоиндикационными и физико-химическими методами экологического мониторинга, методами мониторинга биоты, воздуха, почвы, водных объектов, шумового загрязнения и т. д.

В процессе полевых практик нами на протяжении ряда лет изучалось качество воды в реках, протекающих по территории города Белгорода: Северский Донец, Везёлка (Болховец), Гостенка. Везёлка, как основная река г. Белгорода, изучалась наиболее тщательно. Использовались методы органолептики и биоиндикации, которые позволяют достичь желаемого при наименьших затратах времени на обучение исполнителей, и в принципе, могут применяться в работе учителей начальных школ, воспитателей ДОУ с детьми, а также студентов других небиологических специальностей.

На участках реки длиной 150 - 200 м студенты, под руководством преподавателей, отбирали пробы в двух - трех точках, проанализировано 24 пробы на участок. Вместе с тем, на данных участках студенты взяли образцы воды, содержащие животных и растения, с целью дальнейшего определения чистоты водоема методом биоиндикации. Пробы отбирались с поверхностного, среднего и придонного слоев воды. В них оценивались:

  • органолептические показатели воды (интенсивность и характер запаха, мутность, цвет и интенсивность окрашенности);
  • температурные характеристики, поскольку они влияют на органолептические показатели;
  • видовой состав биоиндикаторных беспозвоночных животных: червей, губок, моллюсков, ракообразных, личинок насекомых (стрекоз, веснянок, ручейников);
  • видовой состав растительности, наличие и формы некротических пятен на листообразных побегах ряски тройчатой и многокоренника обыкновенного.

Органолептические данные, полученные в процессе работы, приведены в таблице 1. Анализируя состояние воды по ее цвету, запаху и мутности, студенты убеждаются в ее умеренном загрязнении, о чем свидетельствует незначительная мутность, и слабый неприятный запах. Однако они отмечают характер запаха неестественного происхождения и значительное количество мусора (пластиковых бутылок, пакетов, упаковок от сока, газет, окурков, жевательных резинок и т.д., не говоря уже об экскрементах), которые встречаются как на поверхности водоема, так и на берегах реки. Вместе с тем, студенты отмечают также пену явно искусственного происхождения, образующуюся при падении воды с небольшой запруды, указывающую на наличие в водоеме поверхностно-активных веществ. Они с удивлением узнают, что недавно проводилась экологическая акция по очистке реки Везёлки, и предлагают создать бригады, регулярно следящие за ее состоянием. Дальнейшее обсуждение приводит первокурсников к мысли, что именно на преподавателей налагается серьезная задача воспитания молодежи с позиций адекватного отношения к природе. Они осознают, что и воспитание родителей в духе правильной экологической культуры - задача первостепенная, поскольку именно от установки семьи зависит во многом отношение ребенка, как к самой природе, так и к словам и действиям педагога. В самом деле, если воспитатель ребенку говорит одно, а мама или папа бросают обертки от мороженого мимо урны, бутылки из-под воды на землю, - отмечает студентка, - ребенок сам будет поступать неправильно, а к словам воспитателя относиться критически и предвзято. В продолжающейся беседе первокурсники делились своими впечатлениями о собственном и чужом поведении (несу бумажку до урны, неужели трудно донести пакет до дома и выбросить в мусоропровод) и предлагали способы улучшения образовательно-воспитательной работы.

Сравнивая современное состояние р. Везёлки с тем, которое ранее выявлялось по органолептическим показателям (1998 - 2001), можно заметить некоторые признаки улучшения состояния этого водоема и то, что экосистема постепенно восстанавливается. Так, в начале исследований отмечался запах явно искусственного происхождения. Прочистка русла вызвала значительное ухудшение состояния водоема. Об этом, в частности, свидетельствовал явный гнилостный и плесневый запах воды, в отдельных случаях силой до 3-4 баллов, который указывал на недостаточно активно текущие процессы самоочищения водоема и нарушение водного баланса. В настоящее время запаховая характеристика проб (приведенных к прежнему температурному режиму) более приемлема. Исключением, пожалуй, является первый участок, в воде которого явно присутствуют посторонние включения. В остальных пробах большинство студентов отмечают, что пахнет рекой, и таким образом, запах явно имеет естественное происхождение. Цветность и мутность в образцах, отобранных в тех же местах, что и в предыдущие годы, изменились незначительно.

Продолжение анализа состояния водоемов проводилось методом биологической индикации по присутствию в воде организмов трех групп таксонов крупных беспозвоночных. В эксперименте степень загрязнения воды оценивалась по количеству и качеству индикаторных таксонов в пробах (табл. 2). Таксоны первой группы, предпочитающие чистую воду и наиболее чувствительные к загрязнению, в пробах практически не обнаружены. Таксоны второй группы представлены, но их оказалось больше в районе пляжа. Моллюски здесь встретились маленьких размеров, а сами пробы были более бедные, чем на других изучаемых участках. Представители третьей группы, к которым относятся наиболее устойчивые к загрязнению воды таксоны, представлены во всех пробах.

Возвращаясь к сказанному, сравнивая с ранее полученными данными, студенты видят, что состав биоиндикаторных организмов по сравнению с 1998 - 1999 г.г. практически не изменился: водяные ослики, олигохеты, пиявки, прудовики, личинки комара-звонца по-прежнему превалируют. Реже встречаются таксоны второй группы, среди которых катушки и лужанки, личинки стрекоз, бокоплавы. Личинка поденки и двустворчатые моллюски отмечены в единственном экземпляре. В целом качество воды оценивается удовлетворительно. По-прежнему обеднены численность и видовой состав организмов в участках, ранее подвергнувшихся очищению, по сравнению с заросшей территорией. Особо это характерно для района пляжа, причем даже первокурсники заметили недостаточное количество живности в воде. Экологическая обстановка р. Везёлки за последние годы существенно не изменилась, и река относится к умеренно загрязненной. Обсуждая причины подобного явления, студенты приходят к выводу, что возможными причинами сокращения видового состава изучаемого участка могли быть мероприятия по очищению русла реки вследствие ее заболачивания и создания пляжной зоны, что на такое положение могло особо повлиять изменение русла реки и последующее нарушение питания реки. Молодежь убеждается, что именно антропогенное воздействие во многом ответственно за то или иное состояние экосистемы, и экологический мониторинг позволит оценить изменения водных систем, происходящих за длительные промежутки времени.

Таблица 1. Органолептические показатели воды рек г. Белгорода по данным 2007 г.

Водоем

Запах

Цвет

Интенсивность цвета, балл

Мутность, балл

Средняя температура исходной пробы, °С

Интенсивность,

балл

Характер

Везёлка,

р-н Левобе-

режной

2 - 3

лекарствен-ный,

болотной сырости

желто-зеленый, зеленоватый

1 - 2

2 - 3

13

Везёлка, р-н пляжа

1

реки

слабо зеленоватый или желтоватый

2 - 1

1

14

Везёлка, р-н парка

1 - 0

реки, слабо гнилостный

сероватый

1

1

15

Таблица 2. Оценка состояния рек г. Белгорода методами биоиндикации.

Источник

Растение

Общее число особей

Число изученных щитков

Процент поврежденных щитков

Индикаторные организмы

Оценка состоя-ния, балл

Везёл-ка, р-н Лево-бережной

ряска

235

125

25

прудовик, боко-плав, лужанка, личинка комара-долгоножки

2

много-коренник

110

30

Везёл-

ка, р-н пляжа

ряска

63

22

18

круглый червь, мотыль, лужанка и катушка

2

много-коренник

41

17

Везёл-

ка, р-н парка

ряска

54

26

31

дафния, водяной ослик, прудовик

3

много-коренник

28

14

Примечательно, что изучение видового состава животных привело к дискуссии о том, насколько вредны и опасны рачки и круглые черви для человека. В связи с подобными феноменами авторам хотелось бы особо отметить, что многие студенты, далекие от биологии, неадекватно относятся к природе. Они боятся ягодного клопа или тли, питающихся соком растений, думая, что они способны покусать человека, нервно относятся к паукам и комарам, далеко не всегда являющихся переносчиками малярии. Задача преподавателя - создать условия для устранения подобного перекоса экологического отношения. Особенно важно исправить такое отношение у студентов, самой профессией которых предназначено вести экологическое воспитание детей, приучая их любить и ответственно относится к природе.

Поскольку проблема антропогенного загрязнения до сих пор не нашла радикального решения, загрязнение речных вод и источников будет прогрессировать. Поэтому основная задача педагогов - воспитать детей в духе экоцентрического сознания, привить им адекватную экологическую культуру, включающую и понимание того, что полный отказ от сбросов даже очищенных сточных вод в реки и водоемы, от выбросов в атмосферу, является, пожалуй, единственным средством, обеспечивающим сохранение водных ресурсов. Для решения этой задачи помимо сугубо технических и инженерных мероприятий необходимо осуществление целого комплекса воспитательных мер, включающих:

  • развитие стремления соблюдать правила поведения в природном окружении и нормы морали, чувства ответственности за сохранность природы;
  • всемерно привлекать население к проводимым экологическим акциям, опыт организации которых имеется у представителей вузов и школ Белгородчины, вести просветительскую работу;
  • активизировать использование, помимо прагматического, практического и перцептивного каналов для формирования у детей и студентов экологически адекватного отношения к природе в целом и отдельным ее представителям, в частности;
  • развивать понимание зависимости существования человека от сохранности природы собственной области и планеты в целом, от влияния основных законов функционирования природы на человеческую популяцию;
  • использовать наряду с инновационными компьютерными технологиями образования живой контакт с природой, без которого невозможно осуществлять воспитательный аспект, а именно формирование и развитие субъективного отношения человека к миру.

Таким образом, хотя антропогенное загрязнение вод способствует ухудшению здоровья населения прилегающих районов, систематический мониторинг позволяет контролировать состояние источников, предвидеть перспективу развития водной экосистемы, воспитывать у молодежи бережное отношение к природным источникам, способствуя первостепенной задаче экологического воспитания и развития экологической культуры специалиста.