Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,746

Будущее общества связано с решением проблем воспитания подрастающего поколения с позиций новых парадигмальных основ современного образования. Они исходят из уникальности, самоценности, целостности человека, из активной тенденции развития самого себя, своих возможностей. Задачей школы в соответствии с этим является не формирование отдельных позитивных качеств личности, а создание условий для ее целостного развертывания, формирование у молодых людей адекватных ценностей жизни на основе гармонического развития их внутренних возможностей.

Как показывает анализ практики, в современной образовательной системе под видом реформирования вводятся «новшества», направленные на одностороннее развитие личности. Это, в частности, проявляется в ослаблении внимания в педагогической деятельности школы воспитательной работе, когда в отдельных школах приоритет дается какому-либо одному виду воспитательной деятельности в ущерб другим ее направлениям.

Распространено мнение, что физическое воспитание в целом направлено лишь на развитие таких качеств личности, как сила, воля, характер, самообладание, целеустремленность и т.д. Причем развитие этих качеств мобилизуется для достижения высоких спортивных результатов в каком-либо виде спорта или для занятий физической культурой. В данном случае речь идет об одностороннем развитии личности.

Такая ситуация диктует необходимость внесения научно-обоснованных изменений в содержание и процессуальные характеристики физического воспитания школьников, которое объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека, что средства и методы физического воспитания позволяют эффективно решать задачи гармонического развития личности. Наш подход к решению данной задачи основан на идеях и положениях, подчеркивающих, что интеллектуальное и нравственное развитие детей обусловлено, с одной стороны, качеством развития его двигательных возможностей, с другой, потребностями самой личности. На основе такого подхода нами проведена опытная работа по обеспечению гармонического развития личности детей, занимающихся спортом.

Опытная работа направлена на качественное преобразование ситуации, сложившейся в физическом воспитании учащихся, придание образовательно-воспитательному процессу новой содержательной основы, парадигма которой связана с актуализацией самоопределения личности в культуре физической, ее успешной самореализации и самовыражения в личностно и социально значимой деятельности, использования ее как фактора социализации. Многообразие и сложность решения этой задачи требуют определения рациональных педагогических условий для гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических качеств у школьников-спортсменов.

Разрабатывая педагогические условия гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических качеств у школьника-спортсмена, мы исходили из положения о том, что человек - творец своей жизни, развивается по своим внутренним законам, что только его субъектная деятельность формирует стремление к осмысленным действиям, сознательному выбору позиций, к поступку и ответственности за него. Отсюда становятся важными идеи развития духовности, самобытности, неповторимости личности в условиях свободы и творчества, что источник, ресурсы развития и самосовершенствования человека заложены в самой личности.

В дальнейшем осмысление изучаемой проблемы проходило в процессе опытной работы, выделяя такие психологические феномены, как рефлексия, эмоциональная отзывчивость и др., создающие нравственные основы сотрудничества, педагогического взаимодействия, раскрывая творческие силы и возможности личности подростка. Анализ теории и практики исследуемого процесса позволил нам определить условия эффективности интеллектуального и нравственного воспитания школьников, занимающихся спортом:

  • повышение их гуманистического потенциала путем нравственно-этического и интеллектуального просвещения;
  • гуманизация воспитательного пространства в процессе учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях;
  • организация социально-практической деятельности ребят, в которой особое место занимает их духовно-практический опыт, включающий все виды рефлексии;
  • сознательная постановка воспитуемого в ситуации ободряющей оценки, запрограммированного условия, противоречивого выбора, обнажения недостатка, вынужденной ответственности, самооценки поступка;
  • процесс воспитания детей протекает успешнее, когда педагогам-тренерам удается обеспечить достижение заметных успехов в учебной деятельности, в спорте и нравственных поступках;
  • использование специальных приемов педагогического воздействия на детей с целью ослабления их сопротивления к предъявляемым требованиям: обусловленное ограничение выполняемой работы по времени и объему; поддержание высокого эмоционального тонуса в течение всего занятия; неожиданно точная персонификация группового задания; использование в процессе занятий элементов игры или других приятных для детей действий;
  • создание надлежащих условий для целесообразного воздействия на детей: совместные занятия с подростками более старшего возраста с положительной направленностью сознания и поведения;
  • координация воспитательных воздействий школы и семьи;
  • разумное сочетание учебно-спортивной коллективной работы с индивидуальной.

Выделенные условия составили направление и содержание гармонического воспитания личности школьников в процессе спортивной деятельности. Их проверка в процессе опытно-экспериментальной работы показала следующее.

Принципиальным условием, обеспечивающим продуктивность взаимодействия школьников-спортсменов в педагогической системе «ученик - тренер - спортивный коллектив», являются самостоятельные способы организации деятельности, когда воспитанники занимают субъектную позицию. Именно самостоятельность обеспечивает самоутверждение, самовыражение личности юного спортсмена в разнообразных делах, проявляя активность, инициативу и независимость в ситуациях разной степени сложности.

Опытная работа выявила, что основные положения гармонического развития интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности школьника заключаются в следующем:

  • развитие психических функций, мыслительных процессов ученика эффективно при условии усиления положительных мотивов учения, обеспечивающих адекватные эмоции, вызывающие у ученика интерес к познавательной деятельности;
  • учебно-познавательная деятельность осуществляется через гуманизацию образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных нормативов, программ развития, активизацию творчества, обеспечивающей учебный успех каждого с учетом собственного темпа продвижения, не ограничивая оценку учения лишь результатами продуктивной его деятельности, поощряя развитие у детей социального, практического интеллекта;
  • одним из эффективных условий, определяющих успешность обучения школьников с развитым моторным интеллектом, является рационализация режима их жизнедеятельности, которая предусматривает: обучение организовано как личностно-ориентированное, обеспечивающее усвоение школьной программы по индивидуальному плану и графику, развивая творческую и познавательную активность школьников; рациональное сочетание спортивной деятельности с учебной, общественно-полезной, досуговой, их комплексную представленность, что обеспечивает самостоятельность, активность, творческое отношение к делу как основу гармонического развития личности;
  • учителя физической культуры, тренеры-педагоги осуществляют педагогическую деятельность с ориентацией на выявление позитивных личностных качеств, заложенных в индивиде «человеческих добродетелей», и с опорой на них в процессе взаимодействия, контактов, общения; на изменение приобретенных в опыте социальной жизни негативных ценностей, установок, норм и морали через спортивную деятельность, подчеркивая их спортивно-нравственные преимущества, путем педагогически целесообразного нравственного просвещения и участия в различных видах социальной деятельности; на организацию взаимодействия школьников-спортсменов с окружающими людьми, предметами и явлениями социальной жизни, предоставляющего им выбор его содержания, способов и средств, направленного на творение добра и радости, на созидание; на обеспечение творческого отношения к любому виду социальной работы как к чувственно-предметной деятельности, активизирующей рефлексию, развивающей эмпатийные процессы, на основе которых формируется эмоциональная отзывчивость; на стимулирование и предоставление школьникам-спортсменам широкой возможности и способов работы со своим «внутренним человеком» для осознания себя не только как участника и созидателя внешнего бытия, но и как творца эмоционального пространства - важнейшего фактора становления нравственных ресурсов личности: эмоциональной отзывчивости, терпимости, потребности к сорадованию и к сопереживанию.

Выполненное исследование открывает возможность для разработки конкретных методик, направленных на организацию гармонического воспитания интеллектуальных и нравственных качеств личности в спортивной деятельности. Опытная работа дала возможность обосновать теоретически и подтвердить практически первоначально выдвинутые нами предположения по гармоническому развитию интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности школьников-спортсменов в процессе спортивной деятельности. В дальнейшем данная проблема требует более углубленного изучения и с разных позиций. Между тем проведенная нами работа открывает перспективы для изучения путей гражданского становления, социальной адаптации школьников-спортсменов и тех, кто находится в так называемой «группе риска», а также для совершенствования подготовки тренеров-педагогов.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Фундаментальные и прикладные исследования. Образование, экономика и право» (Италия, г. Рим, 4-8 декабря 2003г.)