Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В мордовском фольклоре мордовского народа нашли отражения различные аспекты традиционных занятий народа.

Основным занятием мордвы с древнейших времен являлось земледелие, именно ему посвящены многие произведения мордовского фольклора. В них нашли отражение представления о этапах труда земледельца, о основных сельскохозяйственных орудиях труда с помощью которых производилась пахота, сев, жатва.

Древнейшим пахотным орудием мордвы был безотвальный резак - кереть (м., э.). Впоследствии основным орудием для обработки почвы становится деревянная соха (сока). В. П. Ежова писала, «В недалеком прошлом основным орудием для обработки земли у теньгушевской эрзи, как и у всей мордвы, была деревянная соха - «сока». Соха состояла из рассохи - «расока» с двумя железными сошниками, железной полицы - «полиция», веревочного подвоя - «подбой» и двух оглоблей - «сока ожия» [1]. Об этом орудии труда поется в мокшанской песне «Схожу в лес, сосну срублю»:

Соху сделаю, пахать выеду,

Соху сделаю, пахать выеду.

Пахать выеду, новую землю вспашу,

Пахать выеду, новую землю вспашу.

Новую землю вспашу, лен посею,

Новую землю вспашу, лен посею[2].

Одним из древнейших пахотных орудий у мордвы был также деревянный плуг - сабан, который в ряде мест применялся вплоть до начала XX века. О важной роли этого сельскохозяйственного орудия говорит тот факт, что с ним связано немало преданий. Сабан - богатырю, пашущему на десяти или двенадцати волах, принадлежит видное место в фольклоре.

Ой, там, там, за семью полями,

Ой, там, там, за семью лесами,

Пашет - боронует один эрзянский парень[3].

Почву рыхлили бороной с деревянными или железными зубьями. Так, в песне «Пир богов» богиня земли Норов ава говорит:

Нынче день - вторник;

Люди выедут сеять

Горсти семян разбрасывать.

У богатого железные бороны.

У бедняка борона деревянная[4].

Хлеб мордва убирала исключительно ручным способом с помощью серпов «тарваз» с зазубренным краем. Об этом сельскохозяйственном орудии упоминается во многих произведениях мордовского фольклора, например, в песне «Нинькин Пае»:

У Нинькина Пае двое детей,

У Нинькина Пае двое ребят.

У опушки леса загон пашет,

На переселке хлеб сеет...

Режет, режет Паевых женщина серпом,

Жнет, жнет Паевых женщина острым[5].

Серпом в основном жали рожь и пшеницу. Если же они были плохими, то их скашивали косой, а иногда выдергивали руками. Для уборки овса, гороха, гречихи, чечевицы мордва применяла косу с граблями [6].

Когда пойдут сельские мужики

В «Чурька потмо» луг косить,-

Острой косой могут его скосить,

Травой скошенной завалить[7].

Таким образом, в мордовском фольклоре в той или иной степени нашли отражения орудия труда, с помощью которых производилась пахота и жатва.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ежова В.П. О некоторых этнографических особенностях в культуре мордовского населения Теньгушевского района // Вопросы этнической истории мордовского района. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - С. 223.
  2. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.10. - Саранск, 1965. - С.241
  3. УПТМН : в 10 т. Т.1. Кн. 2. - Саранск, 1977. - С.106.
  4. УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
  5. УПТМН : в 10 т. Т.1. - Саранск, 1963. - С.39.
  6. Тумайкин В.П. О земледелии мордовского крестьянства Самарской губернии в XIX веке // Материалы по этнографии и археологии Мордовии. - Саранск, 1975. - С. 103.
  7. УПТМН : в 10 т. Т.6. Ч.1. - Саранск, 1963. - С.374.