Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

Губительные последствия современного экологического кризиса создают реальную опасность не только предельного истощения природных ресурсов, но и вызывают нарушение законов биотического круговорота веществ, энергии и информации в биосфере и обществе, деградацию и гибель природных экосистем. Одновременно происходит серьезное ухудшение духовного, социального и телесного здоровья людей, ослабление жизнестойкости и поражение генофонда человека, а в перспективе возможно полное вырождение и гибель человечества. Поэтому, не уподобляясь той «стрекозе, которая лето красное пропела...», для предотвращения трагических последствий кризиса, важно, прежде всего, всесторонне и глубоко осознать его пагубные последствия, и, одновременно, разрабатывать эффективные программы конкретных практических действий по выходу из кризиса, начиная с отдельной личности, семьи, производственного коллектива, поселения, региона, отдельной страны, а также и на уровне общепланетарном. Но начинать нужно с изменения экологического сознания, с духовного возрождения каждого из нас путем утверждения в нашей жизни любви, добра и мудрости, а также преодоления эгоистической направленности мышления и аналогичных способов удовлетворения социальных потребностей. «Каков менталитет людей, такова и жизнь» - один из главных законов нашего бытия.

В науке 20 века для обозначения нынешнего этапа отношений человека с биосферой было выработана концепция - «ноосферы» (греч.: ноос, нус - разум, сфера - шар), которая означала вступление биосферы в новое эволюционное состояние, управляемое разумной деятельностью человека. Однако, еще тогда, один из основателей этой концепции В.И. Вернадский, предупреждал, что человечество пока не выработало нравственные и духовные качества, которые соответствовали бы его роли как разумной планетарной геологической силы. Более того, сегодня необходимо подчеркнуть, что на основе только разума высоконравственную духовность человека сформировать невозможно. У разума, рассудка иные функции. На их основе возникла индивидуалистическая эпоха, у граждан которой преобладают утилитарные, эгоистические мотивы деятельности. Люди индустриального, капиталистического общества устремлены к получению прибыли любой ценой, к материальному богатству как главной жизненной цели. Это диктует соответствующее отношение к природе как к кладовой «бесплатного» богатства. Человек ради денег часто уподобляется изуверу, который безжалостно сдирает скальп - живую кожу биосферы с прекрасного лика планеты Земля. Это доказывает, что нашему технократическому, эгоистическому, рыночному рассудку пока чужды взвешенность, мудрость, действенная любовь и нравственно-ответственное отношение к природе. Из сказанного следует вывод, что концепция ноосферы, не успев, как следует утвердиться, уже требует существенной корректировки теоретических основ, а также практических методов взаимодействия в отношениях человека с природой.

Автор этого эссе, в процессе преподавания спецкурса «софиогония как философия поиска мудрости и правильного образа жизни», еще в 1998 году поставил вопрос о разработке новой стратегии[1] по отношению к природе. Она была выражена в парадигме - «софиосфера» (сфера мудрости). Понятие «парадигма», введенное американским ученым Т. Куном, используется сегодня в качестве исходной концептуальной идеи или ценности как своего рода карты, помогающей найти человеку на социальной «местности» свое «местоположение» и Ариаднину нить выхода из проблемной ситуации. Как метафора или установка - парадигма определяет взгляды, поведение, направленость деятельности людей и их сообществ. В то же время, это способ постановки и методология исследования какой-то научной проблемы.

В предлагаемой парадигме - «софиосфера», прежде всего, нам надо понять, какое содержание мы вкладываем в категорию мудрость? Наилучшее определение мудрости дал, на мой взгляд, В. Даль в своем словаре: «Мудрость, свойство мудрого, премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства.» И еще: «Мудрый (человек), основывающийся на добре и истине, соединяющий в себе любовь и правду, в высшей степени разумный и благонамеренный». (Т.2, С. 355). Отметим для себя, что для русского народа мудрость - это ценность, более высокая, чем рассудок, поскольку включает в себя кроме высшей степени разумности, еще и благонамеренность, и кроме того, в ней происходит слияние истины и любви, добра и высшей правды.

С философских позиций добавлю, что мудрость - главная ценность общечеловеческой культуры и высшая, системная форма познания действительности. Мудрость это целостная истина, укорененная в сердце человека и потому, именно она, определяет сокровенный смысл его жизни. Другими словами, мудрость как соединение любви, разума, и совести представляет собой сущность человеческой позитивной духовности и тот «технологический инструмент», который дан человеку Богом для постижения Его тайны. Только мудрость может спасти человечество от грозящей катастрофы и привести к становлению софиогенной цивилизации. Стратегия «софиосферы», как показывает анализ бытийного смысла мудрости, позволит со временем преодолеть эгоистические, утилитарные, технократические, бюрократические проявления болезней нашего менталитета и варварского отношения к природе. Она значительно лучше и точнее позволит нам видеть «карту экологической местности». С ее помощью можно найти в отношениях с природой более гуманный и милосердный путь, достойный высокого звания «человек».

Ядро новой стратегии составят достижения информационно-биотехнологической революции, позволяющие открыть и понять законы и принципы биотического круговорота, возобновимости используемых на производстве веществ, энергии и информации. Постепенно это приведет к созданию экологически безвредного и экономически эффективного технологического базиса в промышленном, аграрном и других секторах производства. Мощное развитие получит комплексная, интегрирующая наука - эконология, которая будет разрабатывать программы развития не просто экономики, но экономики экологической, обосновывать законы и пути органического слияния экономических и экологических требований к процессу производства и потребления. С помощью этой науки можно будет создать механизм жестких и неотвратимых экономических и правовых санкций за экологические нарушения. В результате общество адаптируется к законам биосферы, станет со временем продолжением наиболее важных процессов ее сохранения на планете в соответствии с требованиями Космической Мудрости.

Эти задачи потребуют обучения и воспитания людей по специальным программам на базе парадигмы «Софиосфера». Мы все воспитывались и формируемся сейчас в «духе борьбы всего со всем». Но глубинным законом саморазвития природы, человека и общества является гармония. Реализацию закона гармонии надо культивировать путем укоренения в жизни Любви, Добра и Красоты в процессе духовного возрождения человека, в семейной и во всех других областях человеческой жизни: в природопользовании, в бизнесе, в политике, в управлении, в межличностных, в межконфессиональных, в социально-классовых и национальных отношениях.

Большой интерес с точки зрения софиосферы представляют идеи В. И. Вернадского о законе биологического и социального единства и равенства всех людей. Из его позиции следует, что расовые и национальные войны, терроризм, убийство людей, преступные формы наживы не проходят безнаказанно для тех, кто эти злодеяния совершает: «Нельзя безнаказанно идти против единства всех людей как закона природы». Поэтому, софиогенная цивилизация, означает процесс перестройки природы и общества в интересах свободно и мудро мыслящего человечества как единого целого, где культура индивидов и народов базируется на воплощении в жизнь общечеловеческих ценностей.

Будут активно разрабатываться комплексные международные программы по нейтрализации и предупреждению проявлений экологического кризиса, по созданию технологических основ глобального равновесного и устойчивого развития Они дополнятся процессами политической интеграции, тенденциями создания международных политических структур и союзов, разрабатывающих программы глобальной стратегии и тактики для сохранения биосферы и прогресса человечества. Очень перспективны с этой точки зрения, создаваемые Россией и некоторыми странами СНГ евразийские союзы и организации по объединению усилий в самых разных сферах, включая экологические, а также поиск путей интеграции с государствами всех других континентов.

В заключение, попытаемся дать обобщенную характеристику софиосферы как новой стратегии природопользовании. Софиосфера - это качественно новый, коэволюционный этап в развитии общества и природы. Ее становление базируется на софийном сознании людей, их духовном возрождении, на принципах экологически адаптированной рыночной экономики и открытого демократического общества, на технологиях с биотически замкнутыми, возобновимыми и безвредными, автоматически управляемыми циклами производства. Будут кардинально решены глобальные проблемы, особенно, проблема бедности. Научно-техническая революция позволит перейти к управлению поступательной эволюцией человека, природы и общества на основе законов Космической Мудрости. Иные пути могут привести к гибели цивилизации и к превращению планеты Земля в безжизненный кусок материи.


[1] См. книгу «Стань мудрым, богатым и счастливым». Астана. 1998. С.74-106. Ее можно найти в персональной гостевой «Зорин В.И.» на сервере философского факультета МГУ http://www.piramyd.express.ru/disput/zorin/zorin.htm