Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Особое беспокойство в настоящее время вызывают тенденции в ухудшении здоровья школьников и студентов. Темпы морфофункционального развития и стояние здоровья детей и подростков зависят не только от генофонда, но и в значительной степени от ряда факторов окружающей среды. Специфичные, так называемые гипокомфортные климатогеографические условия Среднего Приобья оказывают выраженное влияние на формирование растущего организма. Кроме этих воздействий, учащиеся вынуждены приспосабливаться к условиям учебной деятельности.

Цель нашей работы заключалась в оценке морфофункционального статуса уроженцев г. Сургута в возрасте от 7 до 20 лет.

В нашем исследовании приняли участие школьники и студенты, с различным северным стажем, однако основную группу обследованных нами учащихся составили те которые родились и проживают в г.Сургуте (рожденные на Севере от родителей с различным северным стажем).

Результаты исследований показали следующее:

  • у уроженцев Среднего Приобья наблюдались и усугублялись с возрастом, особенности состояния и функционирования сердечно-сосудистой системы, отличающиеся от общепринятых норм;
  • параметры сердечной деятельности и гемодинамики в юношеском периоде онтогенеза характеризовались отсутствием возрастного изменения частоты сердечных сокращений, тенденцией к повышению уровня систолического и минутного объемов крови;
  • обнаруженные отклонения в функционировании сердечно-сосудистой системы являлись следствием преобладания симпатического типа вегетативного тонуса и реактивности;
  • выявленные особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы и гемодинамики вызывали ранние функциональные и поздние органические изменения сердечной мышцы, отражающиеся в изменении электрической оси сердца, электрокардиографических признаках гипертрофии миокарда и нарушениях сердечного метаболизма;
  • занятия активной физической деятельностью (не менее 4 часов в неделю) у обследованных школьников способствовали достоверному улучшению функциональных показателей и повышению уровня функциональной подготовленности;
  • оценка психоэмоциональной устойчивости старшеклассников и студентов педагогического вуза показала высокий уровень тревожности и беспокойства в начальный период обучения;
  • морфологические параметры учащихся г.Сургута находились в пределах возрастных норм;
  • ряд показателей функционального состояния имел свои особенности в зависимости от длительности проживания в специфичных условиях Среднего Приобья, увеличение «северного стажа» приводило к учащению встречаемости негативных физиологических параметров в обследованной группе.