Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Представления шестилетнего ребенка об окружающей его действительности зависят от комплекса социальных условий. Какими сведениями о нашем мире обладает ребенок, зависит прежде всего от социального окружения; семьи или взрослых, заменивших семью; национальных традиций ближайшего окружения; места жительства и других факторов.

К шестилетнему возрасту словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов.

В этот период у детей появляется ориентировка на системы родного языка. Звуковая оболочка языка - предмет активной, естественной деятельности для ребенка шести лет. К шести годам ребенок уже в такой мере овладевает в разговорной речи сложной системой грамматики, что язык, на котором он говорит, становится для него родным. Если ребенок, посещает детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи. Умение производить звуковой анализ слов способствует успешному овладению чтением и письмом.

Без специального обучения ребенок не сможет провести звуковой анализ даже простейших слов. Это и понятно: само по себе речевое общение не ставит перед ребенком задач, в процессе решения которых развивались эти специфические формы анализа. Ребенка, который не умеет производить анализ звукового состава слова, нельзя считать отставшим. Он просто не обучен.

Опыт общения с шестилетними дошкольниками показывает, что процент не усвоивших программу обучения достаточно высок. В связи с этим хорошо зарекомендовали себя занятия с будущими первоклассниками логопедов межрайонного сурдологопедического отделения городской детской поликлиники №1  г. Стерлитамака республики Башкортостан.

Проводя профилактические осмотры в детских садах города, логопеды выявляют детей с набором показателей, предполагающих трудно
сти в обучении в первые школьные месяцы. По желанию родителей с ними проводится дополнительные занятия в условиях логопедического поликлинческого кабинета. Еще одну группу детей, занимающихся подготовкой к школе, составляют те, которые проходили курс коррекции звукопроизношения в поликлинике. Следующая группа - дети, не посещающие дошкольные учреждения. Занятия начинаются по мере комплектации групп. Численность не более 6 человек. Цель занятий: психологически подготовить шестилеток к школе; провести диагностику обученности и развития детей; дать конкретные индивидуальные рекомендации родителям. На занятиях формируются основы навыков чтения и письма.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает устной речью, в основном на слух, в школьном возрасте он овладевает зрительными (написанными) образами слов. Это означает, что зрительный анализатор включается в работу второй сигнальной системой, и его функционирование должно координироваться с деятельностью слухового и моторного анализаторов. Ребенок должен научиться переводить услышанное и сказанное слово в его зрительный образ (письмо) и наоборот, уметь перевести зрительный образ в артикуляционный и слуховой (чтение). При этом от ребенка требуется умение абстрагировать понятия, т.е. понимать звуки и буквы как элементы устной и письменной речи.

Чтение и письмо требует от ребенка способности к осознанному анализу и синтезу. При письме необходимо умение членить речевое целое (предложение) на отдельные слова, слова на слоги и звуки, умение переводить их в буквы, которые должны быть написаны в правильной последовательности. При чтении слово анализируется зрением, буквы переводятся в звуки и произносятся в правильной последовательности (читаются), причем ожидание смысла управляет процессом в целом.

Эта способность анализа и синтеза и формируется у детей на занятиях, так как их мышление и восприятие еще связаны с конкретными предметами и переживаниями. Первоначальное обучение чтению и письму подводит ребенка к опредмечиванию  языка, т.е. он учится отделять значение слова от его обозначения, а также узнавать звуки и буквы как элементы, свободные от смысла, приобретающие его в живом, осмысленном слове. Ребенок шести лет при специальном обучении может произносить слова с целью выявления звукового состава, преодолевая при этом сложившийся в живой речи привычный стереотип произнесения слов.

Большую роль играют эти занятия в подготовке к школе тех детей, чья языковая среда до определенного момента носила только национальный характер. Соединение в одно целое звуков, слов родного и русского языка, на котором проходит в основном все дальнейшее обучение, создает дополнительные трудности впервые месяцы обучения. К этому добавляются сложности в общении со сверстниками, не понимающими своего товарища. Оба этих момента хорошо компенсируются на занятиях в условиях малого количества детей и при необходимости индивидуального подхода к каждому.

Использование в качестве основы обучения анализа звукового состава, который предполагает установление ассоциации звук-буква, а в дальнейшем ассоциативной цепи из процессов речи, слушания, письма и  чтения,  включает в себя импрессивные, центральные и экспрессивные процессы,  создающие надежную базу для овладевания программой в начальных классах любых форм обучения. А это, гарантирует высокий процент успешного овладения всей школьной программой.

В последние годы в методике обучения в начальных классах возрос интерес ученых методистов и учителей - практиков к проблемам развития связной устной и письменной речи. Обусловлено это, во-первых, достижениями современной психологии к  психолингвистики в области речевого развития ребенка и  психологии речевой деятельности (А.А.Леонтьев, Н.И.Жинкин, А.К.Маркова). Во-вторых, тем, что в методике обучения родному языку пришло коммуникативное направление, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения, обучение речевой деятельности, языковой коммуникации. Опыт общения с учащимися разных возрастов на занятиях и первичных приемах в условиях логопедического кабинета поликлиники показывает, что дети часто затрудняются в выборе речевой реакции, адекватной возникшей ситуации общения, не могут свободно выразить свою мысль в слове самостоятельно рассуждать. Между тем развитие мышления неразрывно связано с развитием речи, это взаимообусловленный процесс, и недоразвитие речи - сигнал о недостаточном развитии мышления. Беспокоит и тот факт, что учителя начальных классов все больше жалуются на то, что дети на уроках не хотят говорить. А ведь проблема речевого развития активно обсуждается в последнее десятилетие в педагогической прессе и есть достаточное количество разработок по этой теме. Например, в свое время для IIV классов была создана программа «Речь и культура общения», которая предполагает ведение речевых уроков. Для  осуществления этой программы под руководством А.А.Ладыженской создан ряд пособий, содержащих разнообразный речевой материал, который используют в своей работе большое количество учителей.

При обследовании школьников начальной ступени и сопоставлении полученных результатов с высказываниями родителей об учителях их детей, выяснилось, что достаточно коммуникативное речевое развитие получают те ученики, чьи педагоги соблюдают следующие моменты.

Когда дети поступают в начальную школу, их помещают в такую обстановку, где они могут свободно исследовать свое окружение, задавать вопросы и решать проблемы. Учителя часто ставят детей в ситуации возможного выбора, что является первой из 3 ступеней ведущих к повышению самостоятельности в учёбе. Вторая ступень - это совместное с детьми обсуждение различных ситуаций с возможностью выбора. На уровне школьной подготовки этого можно добиться путем оказания помощи детям в исследовании интересующих их проблем. И, наконец, третья ступень - создание таких условий, при которых дети проверяют словесно свой собственный выбор, причем учитель здесь играет роль помощника.

Характер вопросов, задаваемых учителями детям, также очень важен для развития мыслительных процессов. Узкие вопросы частного содержания типа: «Что у нас сегодня на завтрак?» порождают ответы элементарного уровня. Если же учитель ставит вопрос иначе, например, «Перечислите все, чем мы могли бы перекусить» - то это уже будет вопрос открытого типа, предполагающий перечисление целого ряда пищевых продуктов. Идя дальше в направлении усложнения вопросов, учитель спрашивает: «А как вы думаете, чем мы будем питаться в будущем?». В этом случае ответы не ограничены определенным набором продуктов, и таким образом, дети могут дать волю фантазии. Помимо всего прочего, подобные вопросы укрепляют уверенность в том, что может быть несколько вариантов ответа. Вопрос, в котором содержится просьба назвать наилучший продукт, которым можно перекусить, требует от детей проведение сопоставительной оценки известных им продуктов исходя из своих собственных критериев.

Итак, для развития речи детей очень важно, чтобы учитель четко осознавал цель задаваемых им вопросов и умел выделять те из них, которые стимулируют мыслительные процессы более высокого уровня.