Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Methodology prediction of economic potential of the region


This article is dedicated to author’s methodology prediction of economic potential of the region by the example of Krasnodar area. During scientific investigations the original body of mathematics was developed, which is permitted to estimate the basic economic indexes of the region. There is adjusted to social and economic prognosis of the region in present and long-term periods. Descriptive part contains the basic ways and stages of effective economic prediction of the region.
Одной из важнейших проблем в сфере прогнозирования экономического и социального развития региона является последовательность расчетов частных прогнозов. Представляется наиболее продуктивным предложения в этой области, которые легли в основу разработанной ими схемы формирования системы прогнозов и, на их базе, концепции экономического и социального развития региона.

Одна из важнейших задач при разработке комплексного прогноза, территориальных и отраслевых прогнозов развития и размещения производительных сил это обеспечение балансовой увязки показателей с ориентацией их на конечные народнохозяйственные результаты.

В рамках подобной интегрированной системы программирования и прогнозирования отраслевого и регионального развития, которая позволяет осуществлять анализ системы взаимосвязанных показателей, можно получить количественную оценку диспропорций, определить условия сбалансированности и выполнить расчеты по приведению всей системы показателей в сбалансированное состояние.

Данная система включает возможные показатели, характеризующие отраслевую структуру производства валового общественного продукта и национального дохода; источники формирования и направления использования капитальных вложений и основных производственных фондов; показатели фондов накопления и фонда отдачи по отраслям народного хозяйства и промышленности в трех уровнях: народнохозяйственный уровень, отрасли  народного хозяйства, отрасли промышленности

Авторами данного исследования принимается, что численность занятых в материальном производстве (ЧМП) является суммой численности занятых во всех его отраслях, а товарная (валовая) продукция i-отрасли (ТПi) включает в себя две составляющие: фонд возмещения (ФВi) и  чистую продукцию (ЧПi), т.е. вновь созданную стоимость.

В свою очередь, фонд возмещения также формируется из двух частей: материальных затрат (M3i) и амортизационных отчислений (фонда амортизации Фамi).

Таким образом, соотношение между продукцией отрасли и численностью занятых в ней определяет производительность труда, которая может быть вычислена как по товарной (ПРтпi), так и по чистой продукции (ПРчпi). На народнохозяйственном же уровне производительность общественного труда (ПРот) определяется отношением произведенного национального дохода (НДП) к численности занятых в сфере материального производства (Чмп).

При долгосрочном прогнозировании допустима несколько упрощенная форма расчета этих показателей, согласно которой для определения валового общественного продукта и произведенного национального дохода соответственно к агрегированным величинам товарной (валовой) продукции и к чистой продукции прибавляется налог с оборота (НО) и сальдо доходов-расходов от внешнеэкономической деятельности (Внэд). При этом при выполнении расчетов на перспективу удобно пользоваться не абсолютными, а относительными величинами налога с оборота и сальдо внешнеэкономической деятельности.

Если принять

На соотношение между используемыми и производственными национальным доходом в различных регионах РФ большое влияние (наряду с потерями) оказывает межрегиональное перераспределение используемого национального дохода в соответствии с избранным вариантом развития и размещения производительных сил. Центральным звеном в предлагаемой системе расчетов является национальный доход, который определяется по формуле:

Через национальный доход могут быть оценены: суммарная величина товарной (валовой) продукции

чистой продукции

численности занятых

валового общественного продукта

Задача может иметь и такую постановку: при каких величинах, например, производительности труда и материалоемкости, возможно получение заданного объема производства национального дохода.

В этом случае аналитические расчеты могут выполнены с использованием следующих зависимостей:

Для определения объема участвующих в производительном процессе основных фондов требуется (наряду с величиной ввода фондов) оценить величину их выбытия, так как.

 Фi = Ф0 + ∆Фвв + ∆Фвыб, (9)

Для этой цели можно воспользоваться коэффициентом выбытия фондов (Fвыб), представляющим отклонение величины выбытия фондов (∆Фвыб) в плановом периоде к общему объему основных производственных фондов в конце базисного периода (Ф0).

Вполне правомерно исходить из следующего принципа: фонды по истечению срока их амортизации должны выбывать.

В этом случае:

где Фliгод - среднегодовая стоимость производственных фондов i-отрасли в плановый период;

П рен,i - годовой норматив амортизационных отчислений i-отрасли на реновацию.

Ускорению перевода экономики страны и ее регионов на рельсы регулируемых рыночных отношений должен способствовать и переход на совершенно новую систему показателей программирования и прогнозирования социальноэкономических процессов.

В  качестве  индикаторов социально-экономического развития предлагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства,на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

В числе мер государственного воздействия на социально-экономические процессы предполагается использовать централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, систему амортизации, таможенные пошлины, лицензии и квоты, объемы поставок продукции для государственных нужд, определение условий функционирования государственных предприятий.

Индикативное планирование может стать средством реализации социально-экономической политики государства, основным методом его воздействия на ход функционирования рыночной экономики.  Оно обеспечит и решение многих вопросов социально-экономического  развития, осуществление которых только  рыночными методами без мер государственного  воздействия затруднено.

На данном этапе же оно является объективным и закономерным продолжением и развитием прогнозной деятельности, поскольку разрабатываемые  в настоящее время прогнозы содержат наряду с собственно  прогнозом  систему экономических регуляторов, государственные программы, поставки  для  государственных нужд, объемы централизованных государственных вложений,  т.е. выходят за пределы прогнозирования как чистого предвидения развития  событий.


Таким образом, главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации  целей, задач, направлений и методов реализации государственной, социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономических систем и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Индикативные планы позволят органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями.

Эффективное использование экономического потенциала района может быть значительно повышено при наличии предплановых обоснований развития территории, к которым относятся региональные прогнозы. Региональный прогноз представляет собой исследование перспектив развития региона, носящее предварительный характер и содержащее гипотезы о направлениях развития и будущем состоянии региона в целом и отдельных его составляющих. Он позволяет оценить различные варианты развития региона на предварительной стадии.

В этой связи наиболее верным представляется методологический подход к разработке генерального плана региона, в результате которого были бы определены закономерности формирования, функционирования, а также направления, масштабы и темпы его взаимоувязанного экономического, социального, демографического развития. Это позволило представить развитие района как единство его подсистем: а) градообразующей базы; б) социальной инфраструктуры; в) населения с особенностями его структуры и динамики, трудовым потенциалом.

Региональному прогнозу предшествует научный анализ экономических и социальных процессов и тенденций, поэтому при прогнозировании развития экономического потенциала региона, должны анализироваться прежде всего его уровень и динамика в предшествующие периоды. Очевидной является необходимость прогнозирования, в первую очередь, таких показателей общественного развития, как объем производства или услуг, численность работающих, величина инвестиций в развитие региона.