Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Конец XX века ознаменовался осмыслением глобальных проблем человечества в области охраны окружающей среды. Западное общество уже осознает сущность экологических проблем планеты, негативные последствия потребительского подхода и психологические причины создавшегося положения. Активно развивалась теория экологического образования и в нашей стране. В науке формировалось новое направление, нашедшее отражение в Концепции непрерывного экологического образования, начальным звеном которой выступает образование дошкольное. Созданы многочисленные программы, как комплексные, так и парциальные. Однако многие вопросы теории, среди которых не последнее место занимают педагогические технологии, еще недостаточно разработаны.

Достижение требуемого результата в педагогике - процесс сложный и иногда трудно предсказуемый. Поэтому крайне необходимо создание педагогических технологий, раскрывающих всю систему работы с детьми, описывающих в деталях мероприятия, и которые могут воспроизводиться с достаточной точностью. Мы согласны с мнением С.Н. Николаевой (С.Н. Николаева,2000), которая полагает, что в настоящее время педагогические технологии разработаны преимущественно в области дидактического аспекта обучения школьников, планируемый результат процесса относится к когнитивному компоненту, и почти не затрагиваются другие аспекты развития личности. Отсутствует анализ построения педагогической технологии применительно к дошкольному детству, и в области непрерывного экологического образования на всех ступенях.

Технология - это система воспитательно-образовательной работы, нацеленная на достижение определенного конечного результата: формирования личности, обладающей экоцентрическим сознанием, понимающей меру своей ответственности за состояние среды обитания и саму жизнь на Земле. Технологический процесс осуществляется на двух уровнях. Первый из них связан с организационно-методический работой с коллективом педагогов, второй - с воспитательно-образовательной работой с дошкольниками. В работу с педагогическим коллективом в первую очередь входят:

  • регулярные педагогические советы, семинары, деловые игры и тренинги, нацеливающие коллектив на достижение главной цели экологического образования - формирование экоцентрического сознания дошкольника и развитие его личности; раскрывающие пути достижения этой цели, конечный результат педагогического процесса, возрастные и индивидуальные особенности применяемых форм, методов, приемов работы;
  • отработка на практических занятиях разнообразных форм работы с родителями;
  • экологическое просвещение педагогического и семейного коллектива, диагностику уровня их экологического развития;
  • создание развивающей экологической среды и некоторые другие мероприятия.

В систему любой технологии на уровне воспитательно-образовательной работы с дошкольниками должны входить:

  • четкое календарное планирование любого материала применительно к изменениям сезонов года и народным праздникам;
  • циклы наблюдений за объектами природы и моделирование наблюдаемых природных процессов;
  • целенаправленная экологически значимая деятельность воспитателя совместно с детьми по созданию адекватных условий для обитателей уголка природы и участка детского сада;
  • регулярное применение игровой деятельности в системе экологических воспитательнообразовательных мероприятий;
  • проведение природоохранных мероприятий и экологических акций;
  • элементарная научно-исследовательская работа;
  • систематическое проведение экологических развивающих занятий;
  • широкое использование детских познавательно-научных и художественных книг для углубленного понимания мира природы, воспитания к нему любви и ответственного отношения, изготовление самодельных книг (ширм, раскладушек, альбомов), посвященных миру природы;
  • экологические праздники и развлечения,приуроченные к календарным датам;
  • формирование экологической направленности, всестороннее развитие личности ребенка и его творческого потенциала.

Обязательным элементом каждой технологии является система диагностических карт, позволяющих оценить исходный и достигнутый уровни развития экоцентрического сознания, базирующегося на системе экологических знаний и отношений.

Ограниченность объема данной публикации заставляет нас остановиться на одном из аспектов технологии - экологических развивающих занятиях. Система занятий, на наш взгляд, должно отвечать определенным требованиям:

  • экологические аспекты пронизывают всю систему занятий, независимо от того, на какую сторону развития личности оно нацелено;
  • соответствует целям образовательным, развивающим и воспитывающим, способствуя формированию системы экологических знаний, практических навыков экологически целесообразной деятельности, умений применять полученные знания для решения новых задач, мотивационной сферы личности;
  • сочетает максимально разнообразные формы работы и соответствует принципам экологического образования (интеграции, сочетания глобального и краеведческого подхода, обеспечения непрерывности и преемственности экологического образования между сопряженными ступенями, активности личности и другим);
  • содержит максимально адекватные современным научным данным биологические и экологические закономерности, предоставляя возможности для систематизации знаний об особенностях мира природы на доступном для дошкольников уровне;
  • соответствует зоне ближайшего развития дошкольника.

Экологическое элементы должны включаться в каждое занятие, игру или прогулку, однако эти элементы могут располагаться в целях или средствах (например, при развитии математических представлений о форме или величине часто используются природные объекты). Однако необходимо использовать и особый тип - экологическое развивающее занятие, который бы был адекватен по целям и средствам задаче формирования экоцентрического сознания. Особенно важно такое сочетание в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является базой для заложения мотивационных основ образа мира и отличается широкими возможностями для экологического воспитания.

Все экологически развивающие занятия, на наш взгляд, можно разделить на несколько групп в зависимости от сочетаний целей, средств, особенностей деятельности педагогов и дошкольников и некоторых других параметров. Основные типы занятий приведены в таблице 1.

Предложенная типология отнюдь не ограничивает весь комплекс экологических развивающих занятий. Существуют и промежуточные, переходные варианты, однако в детском саду, на наш взгляд, целесообразно использовать предложенные типы, причем особенно перспективны монографические нетрадиционные занятия (номера с 5 по 12). Они наиболее ценны с точки зрения формирования любознательности, интереса к миру природы, закрепления и систематизации полученных знаний, развития художественно-эстетического вкуса и нравственности. Опыт работы воспитателей города Белгорода (Рязановой Р.Е., Старинковой С.В.,  Сычевой Е.И., Ярошевич Т.Я. и многих других) свидетельствует о важных функциях комплексных и игровых развивающих занятий в формировании экоцентрического сознания дошкольников. Особенно интересны с этой точки зрения игры-путешествия («Мир воды»), научные конференции («Белгородская степь»), станционная работа («В гостях у леса»), брейн-ринг («Наш дом - Природа»). Они способствуют расширению и углублению знаний о природе родного края, формированию психологической включенности в мир природы (игровая ситуация типа «Я - медведь» или написание письма от имени одуванчика), воспитанию любви к нему, а также развитию логического мышления, памяти, речи, творческого воображения ребенка; закреплению практических навыков изготовления изделий и т.д.

Таблица 1. Типология экологически развивающих занятий

 

Стандартность

 

Структурные характеристики

 

 

Дидактический тип

Сочетание целей и средств

Монографическое

Экол.

элем. в целях

Экол.

элем. в средствах

 

 

 

Стандартное

Полиструктурное

Комбинированное

3

-

1

Проблемная дискуссия (элементы)

-

4

-

 

 

 

Моноструктурное

Повторительно-обобщающее

-

2

-

Практическое или лабораторное

6

-

-

Экскурсия

8

-

-

Проблемное драматизированное

7

-

-

Творческая работа (исследовательский проект, опытническая работа)

 

9

 

-

 

-

 

Нестандартное

 

Моноструктурное

Итоговое игровое

11

-

-

Игровое

12

-

-

Конструирование

5

-

-

Полиструктурное

 

Комплексное развивающее

 

10

 

-

 

-

Таким образом, новые элементы современной педагогической технологии: нетрадиционные занятия, экологические проекты, элементарные исследования, экологические аукционы, родительские собрания в нестандартной форме (например, «Счастливый случай») и многие другие, помогают воспитывает любовь к родной природе, способствуют формированию целостной личности,  обладающей  экоцентрическим сознанием.