Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Один из подходов к моделированию деятельности типичного кадрового агентства (государственного или частного) может быть основан на теории массового обслуживания. Действительно, здесь имеются все необходимые атрибуты систем массового обслуживания (СМО):

  • входящий поток требований, состоящий из граждан, которые обратились в агентство по вопросу трудоустройства;
  • определенная структура обслуживания, предполагающая разнообразную помощь в поиске работы;
  • выходящий поток обслуженных требований, состоящий из трудоустроенных лиц.

Кроме того, к особенностям рассматриваемой СМО следует отнести, во-первых, наличие практически неограниченной очереди из клиентов агентства, ожидающих появления подходящих вакансий, и, во-вторых, существование весьма значительного потока требований, находившихся в СМО, но покидающих ее не обслуженными (не трудоустроенными).

СМО с переполняющим входящим потоком и СМО с ограничением на время пребывания в очереди обладают необходимыми свойствами. Первая из указанных моделей отражает ситуацию, когда слишком большая численность граждан, ищущих работу с помощью данного агентства, становится обременительной для агентства, и оно применяет меры по ограничению входящего потока. Предполагается, что, начиная с некоторого предела интенсивность входящего потока требований экспоненциально уменьшается по сравнению с интенсивностью потока требований, поступающих извне. Во второй СМО ограничение на время пребывания в очереди является случайной величиной, распределенной по показательному закону.

В работе исследуется динамика классической модели, объединяющей эти два типа СМО. Математическая модель динамики представлена в виде системы дифференциальных уравнений Колмогорова - Чепмена, решение которой производится методом Рунге-Кутта 4-го порядка. Практическая реализация модели была проведена на примере функционирования государственной службы занятости (СЗ) Ивановской области в период 1997-2001 гг. и продемонстрировала достаточно высокое качество построенной модели. Средняя ошибка аппроксимации фактических помесячных данных численности безработных, зарегистрированных в СЗ, не превышает 2-3%.