Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Концепция экологического воспитания и образования должна опираться на научный анализ влияния активности человека на характеристики биосферы как целостной системы. Потребность углубленного познания взаимосвязи окружающего мира и общества в целом стало вызовом человечеству, именно на рубеже второго и третьего тысячелетий. Эколого-нравственная проблема выступает в настоящее время как проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу. Необходимо развивать сознательное, целенаправленное взаимодействие с окружающим миром, которое возможно только при наличии в обществе достаточного уровня эколого-нравственной культуры. Экология не может больше работать в старых парадигмах, определяемых дисциплинарной структурой, сложившейся в XIX в. Сложился новый мир, который потребовал от экологии новую неклассическую парадигму, соответствующую современности. На это оказали большое влияние коренные изменения в менталитете народов, связанные с появлением ценностей либерализма в поведении людей, с процессом секуляризации, освоением природы и подчинением ее человеку. Кроме того, государства -нации, ограниченные геополитическими территориями сейчас уже не работают в экологии.

Появление на международной арене коммуникаций, имеющих глобальные формы и рост миграции населения планеты поднимают проблему поиска новых подходов к становлению экологического воспитания и образования. Возникла необходимость выработки консенсуса и новой парадигмы, поскольку экологическая культура не может быть фактором, определяющим различия между народами. Процессы глобализации, происходящие повсеместно вносят свой вклад в трансформацию локальных сообществ, и в то же время оказывают давление на региональную культуру, вызывая развитие транслокальных структур.

Создание новых исторических систем -это стохастический процесс /И. Валлерстайн/. Глубокие и необратимые урбанистические явления разрушили традиционные институты народов.

Были растеряны многие вековые традиции российской культуры. В связи с чем, эффективным в процессах модернизации общества может оказаться возврат к историческому прошлому, породившее современное состояние социальных проблем, с тем, чтобы переоценить заново выбор прошлого и на основе традиционной российской культуры, состоящей из транслокальных культур ее народов выработать адекватное понимание насущным вопросом экологии. Традиции выступали в недалеком прошлом универсальным регулятором общественной жизни и деятельности / и прежде всего в духовной практике/ и играли исключительно важную роль, выступая аккумулятором коллективного опыта культуры, важнейшим средством социализации индивида.

Самобытность сознания, мироощущения определили своеобразный и неповторимый колорит местных культурных традиций. Разрушение традиционных социо-культурных ценностей, сложившегося жизненного уклада в его целостности детерминировали глубокую деградацию этнической психологии, которая в свою очередь оказала деформирующее воздействие на экологическую культуру.

Отсюда следует, что одной из прикладных задач экологии является разработка концепции и подготовка экологически ориентированного поколения ученых разных отраслей, способных производить новые знания и реализовать стратегию выживания человека. И, поскольку возникла острая потребность вскрыть первоисточники кризисов, угрожающих существованию отдельных народов, регионов, человечество в целом, необходимо мобилизовать нравственно- интеллектуальный потенциал с целью взаимосвязанного решения проблем экологического образования и воспитания на новом уровне.