Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Участие оксида азота (NO) в регуляции функционирования гепатобилиарного тракта придает этой молекуле особую роль в патологии. Наряду с регуляторными функциями, NO при его генерации в высоких концентрациях обнаруживает и цитостатическую/цитотоксическую активность, что обусловливает его роль в качестве одного из основных эффекторов системы клеточного иммунитета. В значительной степени эта функция NO определяется его влиянием на инициирование и протекание апоптоза - процесса генетически запрограмированной гибели клеток. Отсюда значение NO при хронических заболеваниях печени, в особенности в процессе фиброгенеза. Известно, что конечные продукты обмена NO в организме млекопитающих и человека - анионы NO2и NO3(обобщенно - NOх). При этом более 90% NOх, образованных из NO, выводятся почками. При условии, если поступление NOх с лекарствами (нитроглицерин) и пищей (овощи) ограничено и не изменяется во времени, а также если в плевральной и брюшной полостях не накапливается жидкость, мочевая экскреция NOх адекватно отражает скорость синтеза NO организмом.

Целью исследования было определение концентраций NOх в моче у больных с клинически манифестными (16 больных) и латентными (20 больных) формами хронического вирусного гепатита С (ХВГС). В обеих исследуемых группах преобладал молодой возраст (до 40 лет - 88%). При проведении сравнительного анализа между данными группами больных было обнаружено, что больные с клинической манифестацией имели достоверно большую длительность инфекционного процесса (3,5±0,5 года и 2,0±0,5 года, Р<0,001), более выраженную гепатомегалию (13,4±0,5 см и 12,0±0,3 см - по правой среднеключичной линии, Р<0,01) и более частое увеличение селезенки (28,8±3,9% и 15,7±2,5%, Р<0,01), больший ИГА Кноделя (4,0±0,5 балла и 2.4±0,2 балла, Р<0,01), за счет всех его составляющих в равной степени, и выраженность фиброза (1,7±0,2 балла и 1.5±0,1 балла, Р<0,05). Данные группы пациентов не различались между собой по основным биохимическим показателям, а также по частоте выявления РНК HCV в крови.

Определение концентраций NOх в моче проводили непрямым методом по Емченко Н.Е. и др. (1994) с последующим фотоколориметрическим исследованием при длине волны в 450 нм. При этом расчет мочевой экскреции NOх учитывали за 12-часовой ночной период (19.00 - 7 час. утра). У 10 здоровых лиц она составила 4,7±0,46 мкМ/л. У всех больных исследуемых групп наблюдалось достоверное повышение экскреции NOх в моче. При этом у больных с клинически манифестными формами ХВГС отмечалось ее повышение почти в 3 раза по-сравнению с контролем (11,86±1,06 мкМ/л, Р<0,01). Указанный показатель был достоверно выше показателей выделения NOх с мочой у больных с латентными формами ХВГС (8,61±0,53 мкМ/л, Р<0,01). Установлена прямая достоверная взаимосвязь со степенью активности патологического процесса по шкале Кноделя и выраженностью фиброза. Корреляции с биохимическими параметрами не обнаружено.

Таким образом, у больных с ХВГС наблюдается повышение мочевой экскреции NOх, что свидетельствует о повышении синтеза NO. Нитрооксидергические процессы наиболее выражены у больных с клинической манифестацией хронической HCV-инфекции.