Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время популярная музыка стала неотъемлемой частью музыкального быта, воздействуя  своими  музыкальными  образами и средствами как на культурную, нравственную, чувственно-эмоциональную  сферу  человека, так и на его поведение. Расширилась сфера стихийного общения личности с музыкой, а в обыденной жизни людей стал преобладать способ сопутствующего ее восприятия. При этом мощную стимулирующую функцию современной массовой музыкальной культуры мало кто использует для того, чтобы подтолкнуть ребенка непосредственно к продуктивной, ценностно значимой  музыкальной  деятельности.  Изучение этого феномена почти полностью выпадает из поля зрения организованного музыкального образования. Школьник вынужден черпать знания о популярной музыке из средств массовой информации, что не всегда позитивно влияет на музыкально-эстетическое развитие учащегося младших классов. Поэтому для стимулирования музыкальной деятельности учащихся начальных классов в процессе освоения современной массовой музыкальной культуры необходимым условием становится усиление педагогического руководства данным процессом.

Рассмотрение данной проблемы требует прежде всего определения ее основных понятий: музыкальной деятельности, современной массовой музыкальной культуры и методов педагогического стимулирования.

Музыкальную деятельность в самом общем виде можно представить как форму психической активности человека, направленную на познание и преобразование музыкальной культуры общества и человека. В ее содержание входят музыкально-исторический, музыкально-теоретический, музыкально-исполнительский и музыкально-творческий виды деятельность. Собственно музыкальная деятельность учащихся включает три основные разновидности: слушание, исполнение (вокальное, инструментальное) и сочинение музыки.

Следующий термин - массовая музыкальная культура (или популярная музыка) - это понятие, охватывающее разнообразные стили, жанры и направления массового музицирования, установившиеся к 60-м годам XX века и до настоящего времени.

Наконец,  педагогическое  стимулирование, по мнению ученых, связано с применением специальных методов, побуждающих, дающих толчок, импульс к мысли, чувству и действию [1, с. 317]. Стимулирование, как известно из психологии, тесным образом связано с проблемой мотивации и познавательной активности человека.

Данные формулировки позволяют определить основные направления работы по стимулированию музыкальной деятельности младших школьников в процессе освоения современной массовой музыкальной культуры - это дать учащимся общемузыкальное развитие, приобщить их к музыкальному искусству, сформировать художественный вкус на лучших произведениях современных композиторов. Знакомство с различными образцами современной популярной музыки на уроках позволит учителю установить тесную связь с жизнью, оперативно реагировать на происходящие в музыкальной культуре изменения, тем самым развивая музыкально-эстетическую культуру школьников.

В качестве путей стимулирования музыкальной деятельности младших школьников в ходе освоения жанров и направлений современной популярной музыки мы выделяем: усвоение учащимися знаний о современной популярной музыке, ее жанрово-стилевом разнообразии; включение  современной  популярной  музыки как в уроки, так и во внеклассною работу; учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, их способностей, интересов, потребностей; применение разнообразных педагогических методов и приемов работы, в том числе и методов стимулирования музыкальной деятельности, направленных на формирование эстетического и оценочного отношения учащихся начальных классов к ценностям современной массовой музыки; отбор произведений современной популярной музыки, исходя из следующих основных критериев: увлекательности, художественности, педагогической целесообразности, воспитательной и эстетической значимости.

К методам стимулирования музыкальной деятельности младших школьников в педагогической литературе относятся как собственно педагогические: соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание, метод наглядности, метод взаимосвязи видов искусств, диалога учителя и учеников, метод исторических параллелей, словесные методы (рассказ, объяснение, беседа и др.), метод проблемно-поисковых ситуаций, так и музыкально-педагогические: методы двигательного моделирования (пропевания, дирижирования, пластической интерпретации художественного образа), методы художественно-образного моделирования (метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений; эмоционально-смысловой анализ, метод эмоционального переживания художественного образа), метод музыкального обобщения, метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод художественного контекста или выхода за пределы музыки, метод наглядно-слухового показа.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Педагогика: учеб пособие для студентов педагогических учебных заведений/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000.