Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Надо признать то, что XXI век принёс в Россию условия, о которых она забыла. Вся педагогика и теория воспитания, начиная с революции 1917 года, была направлена на борьбу с классовостью общества, на утверждение и установление всеобщего равенства и братства. Перемены, пришедшие в Россию в 90-е годы XX столетия, существенно затронули воспитательный процесс. Появились элитные учебные заведения для богатых, христианские, исламские и другие конфессиональные школы. Образовательный процесс, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации, в таких школах ещё придерживается общих учебных планов, однако наряду с этими рекомендациями в них активно внедряются альтернативные учебные планы. Воспитательная среда в таких школах становится неподконтрольной рекомендациям, поскольку у государства нет чётко сформулированного социального заказа на подготовку выпускника общеобразовательного среднего учебного заведения, который смог бы прийти на смену старшему поколению и свободно адаптироваться в новой социальной среде. Современный выпускник также не готов к адаптации в любой социальной среде.

Актуальность проблемы воспитания в условии посткоммунистического развития российского общества на сегодняшний день, наверное, ни у кого не вызывает сомнения.

Например, современная система российского образования не способна «конкурировать» с электронными средствами массовой информации. Они стали мощным двигателем индустрии развлечений, дающих легкие знания, которые готовыми штампами внедряются в ещё неокрепшее сознание.

Одно радует, что у средств массовой информации, как у современного института воспитания, есть существенный недостаток. Они не обладают обратной связью, поэтому ребенок не всегда может правильно понять и оценить происходящее во внешней среде с тем, чтобы выбрать наиболее позитивные приёмы и применить их для индивидуального развития. Отрывочные информационные данные не имеют логики и последовательности, а у детей логическое мышление находится в стадии развития, поэтому отрывочные сведения развивают у него, так называемое «клиповое мышление», то есть не даёт основных навыков и умений, с которыми молодой человек мог бы достойно начать самостоятельную жизнь. Современный выпускник, надо это признать, не готов к самостоятельной жизни.

Бессистемное внедрение в образовательный процесс компьютерных технологий привело к тому, что старшеклассники не готовы анализировать учебный материал. Они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и поэтому не могут осилить произведения классической литературы, так как они её просто не читают, а просмотренная с помощью компьютера она остаётся в памяти в виде отрывочных картинок. Принцип природосообразности, которым должны руководствуются воспитатели, предусматривает, прежде всего, привлечение факторов естественного, природного развития ребёнка. Поэтому использование компьютеров в младших классах должно носить чисто прагматический характер - это инструмент, который впоследствии станет помощником во всех делах, но не игрушка на все случаи жизни.

Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (А.П. Венгер, Г.Л. Билич, Л.В. Назарова, И.А. Ермилова, С.В. Попов и др.), дают возможность предположения о вредном влиянии компьютерных игр на здоровье детей и подростков. Под воздействием разрозненной информации и использования различных компьютерных игр у школьников формируется особый тип мышления.

Один из современных педагогов-новаторов, Е.А. Ямбург, рассматривая ценностный взгляд на качество образования, затрагивает ценностные основания его, поскольку в таком проявлении общество неизбежно вступает на поле культурно-исторической педагогики, которая в таком случае должна нести всю полноту ответственности за целостность и ценностность образования, выполняя синтезирующую и смыслообразующую функции [4].

Мы хотим, чтобы нам на смену пришла думающая, творчески активная смена и страдаем от того, что её нет. Сейчас нужно консолидировать усилия не только учёных, но и практиков, планировать работу образования необходимо с учётом изменений социальных условий. Не надо лукавить, что ничего не изменилось. Общество разделилось на богатых и бедных, не надо говорить, что наше общество бесклассовое это не так. Лучшим действием в такой ситуации нужно определиться, что мы строим и что хотим получить. Да это трудно, а кто может возразить, что перемены могут идти только в положительном направлении?

К. Маркс писал в конце XIX - «Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» [1].

Предыдущий двадцатый век дал человечеству не только компьютер и мобильный телефон, ИНТЕРНЕТ и полёты в космос, человечество своей деятельностью ещё раз подтвердило насколько оно зависимо от природы. По последним данным учёных-экологов человечество на 30 % потребляет природных веществ больше, чем природа может их восстановить и это ещё раз говорит о том, что мы все потребители, а не производители. Развитие и воспитание человека в современных условиях должно выходить за пределы его ближайшего окружения, с целью осознания глобальных проблем человечества, нужно так выстроить воспитательный процесс, чтобы человек мог ощущать чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

Наши дети ничего не знают о том, как в степной части России появились лесополосы, почему они разбивают степь на квадраты, почему в этих лесополосах растут плодовые деревья и кустарники? А ведь в сороковые и пятидесятые годы двадцатого столетия это было государственной программой, тысячи молодых людей занимались преобразованием природы, т.е. восполняли то, что было погублено в период второй мировой войны. За это время было высажено около 2 млн. гектаров лесозащитных полос, общая протяженность которых превышала 5000 км. Воспитательный процесс тогда был направлен на формирование своей сопричастности природе и ответственности за её развитие.

Основоположники марксизма в воспитании видели три вещи. Во-первых - умственное воспитание. Во-вторых - физическое воспитание, такое, какое даётся в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих - техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно даёт ребёнку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств» [2].

В современных условиях развития общества направление воспитания определяется единством целей и содержания. Следовательно, выделяя в воспитании такие направления как: умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и идейно-политическое мы получим целостную воспитательную систему. У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их познавательную деятельность, следовательно, деятельность должна иметь определённую логику, но взамен интенсивной познавательной деятельности мы предлагаем ребёнку пассивную - у компьютера или телевизора, развивая тем самым вредное для ребёнка «клиповое мышление».

Важным направлением воспитательного процесса является - идейно-политическое воспитание, предполагающее формирование у ребенка основ гражданственности, ответственного отношения к семье, своему народу и Отечеству. Сейчас можно довольно часто от детей услышать следующую фразу: Вот выучусь и уеду из этой «ужасной» страны! Чем же мы так засорили мозги собственных детей, что они уже в таком возрасте готовы всё бросить и начать жить в другой стране. История собственного народа, населённого пункта, семьи ничто по сравнению с материальным благополучием, именно материальное благополучие, созданное кем-то, а не им самим выходит на первый план при формулировании такого желания ребёнка. Мы отучили его трудиться, но научили и продолжаем это делать успешно - потреблять.

Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребенка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе.

Наверное, к вышеперечисленным воспитательным направлениям, которые традиционно применялись при решении воспитательных задач необходимо добавить и другие. Сейчас в современном обществе формируются новые направления воспитательной работы, такие как экономическое и правовое они требуют своего внимания и детальной разработки. Пора избавиться от правого и экономического нигилизма и с ранних лет формировать у детей качества, определяющие социальное поведение в условиях правовой и экономической защищенности личности.

В современном мире около 90 % населения - верующие, следовательно, роль конфессионального воспитания велика, и закрывать глаза на это явление не стоит [3].

Воспитание в условии посткоммунистического развития российского общества, сопровождается следующими составляющими: не только не исчезли, но и широко распространились авторитарные и диктаторские режимы на постсоветском пространстве; войны и гражданские волнения стали обычным явлением; возникли новые формы религиозного фундаментализма, национализма, сепаратизма.

Состояние, дезинтеграции приводит к потере ориентиров у людей, их мировоззрение - система взглядов на мир, жизненные позиции, идеалы, убеждения - перестают быть целостными, едиными [5].

Как и любое нововведение, процесс модернизации общества имеет положительные и отрицательные стороны, а также негативные побочные явления: уничтожение традиционных институтов и жизненных укладов привело общество к социальной дезорганизации, хаосу и аномии; выросли масштабы девиантного поведения у детей, подростков и молодёжи, преступность в молодёжной среде стала нормой.

Мы уже говорили о потребительском отношении, которое на наш взгляд переросло в проблему разрыва поколений. Вопрос о взаимодействии и взаимоотношениях разных возрастов остро стоял во все времена. Мировоззрение, принципы, взгляды на мир и место в нём человека у представителей различных поколений всегда различались.

Так, например, молодежь представляет собой группу, которая только ещё находится в состоянии формирования ценностей, идеалов, осваивает существующие в обществе традиции, обычаи. В ситуации, когда само общество безнормно, ориентация молодёжи в существующей системе становится вдвойне проблематичной [5].

Сейчас Россия обладает минимумом рабочих, рабочим быть не модно, заводы в большей степени стоят, нет крестьян - появились фермеры, и то непонятно, на кого они работают. В основном вся страна продаёт, посредничает, ворует, стоит у церквей и просит милостыню, можно ещё привести ряд «новых» так называемых профессий. У нас сейчас все если не юристы, то экономисты, если не банкиры, то страховые агенты, а остальные в промежутках между теми и теми. Мы перестали замечать, что потребительское отношение к окружающему миру и друг к другу искажает у нас чувство времени. Всё это приводит к разрушению межличностных связей у людей разных поколений, а самое страшное, что такие разрушительные процессы происходят в молодёжной среде. Такое разрушение молодёжной среды грозит разрушению всего общества. Поскольку речь идет о принципиально новых подходах в управлении жизнедеятельностью, то без опоры на науку и образование, которое мы понимаем как триаду, состоящую из воспитания, обучения и развития личности, это невозможно.

Следовательно, убирая безразличие человека по отношению к самому себе, своему настоящему и будущему мы сможем запустить созидающие процессы в обществе даже в условии модернизации общественного строя, опираясь на объединённые усилия государства и семьи. Для этого нужно поощрять детей с самого детства свободно рассуждать, фантазировать о научных достижениях, о возможных вариантах развития человечества, использовать новейшие достижения техники в образовании только после того как тщательным образом будут обучены учителя. Всё новое нужно внедрять, осторожно опираясь на принцип - не навреди. Одним словом, любовь к своему Отечеству, к своему народу, немыслима без заботы о его будущем.

Список литературы

  1. Маркс К. Капитал. Т.1. Интернет ресурсы: http://www.genstab.ru
  2. Маркс К. Инструкция делегатам временного центрального совета по отдельным вопросам. // О коммунистической общественной формации. Кн. 1, Т. 2. С.171. М.: 1988. - 558 с.
  3. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 432с
  4. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М., 2004.
  5. Калинина О.В., Бекарев А.М. Проблема аномии современного российского общества. - Йошкар-Ола, 2004.