Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

NEW REFERENCE POINT FOR EDUCATION AND SCIENCE POMORIE

В сентябре 2008 года на IV Общероссийской конференции РАЕ я выступала с докладом «Создание северного федерального университета как фактор инновационного развития высшей школы». Суть выступления сводилась к тому, что устойчивое развитие страны, основанное с одной стороны на инновационной экономике, с другой - на приоритетах социальной политики, возможно лишь при объединении усилий науки, образования и собственно производства. Такую интеграцию призвана реализовать система федеральных университетов. Они должны стать своеобразными «интеллектуальными форпостами» на окраинах России. Далее мной обосновывалось, что следующим после создания Сибирского, Южного и Дальневосточного федеральных университетов может быть формирование федерального университета на Европейском Севере, а именно в Архангельске, что обусловлено рядом преимуществ экономического, социального и исторического характера. К основным преимуществам было отнесено следующее:

1. Наш город имеет выгодное в стратегическом плане географическое положение, которое даёт ему прямой выход в Арктику. А именно её освоение в ближайшие полвека будет определять социально-экономическое развитие, как всего Севера, так и России в целом. Нам снова, как в 50-е годы прошлого века, придётся обустраивать Северный морской путь. Без этого трудно будет освоить такие месторождения нефти и газа, открытые на арктическом шельфе, как Штокмановское, Приразломное, ряд других. Для разработки этих запасов необходимо наладить производство ледостойких платформ, обеспечить ледокольное сопровождение танкеров, доставку в эти районы персонала, оборудования, продовольствия, топлива. По оценке учёных, для обеспечения эффективного освоения шельфа требуется порядка ста тысяч специалистов самого различного профиля, от геологов до экологов.

2. Отдельный вопрос - подготовка кадров для предприятий военно-промышленного комплекса. ВПК представлен в области государственным Центром атомного судостроения, космодромом, испытательным полигоном «Новая земля». Каждый из этих объектов представляет уникальное предприятие, которое использует самые передовые наукоёмкие технологии, поэтому и специалисты здесь должны соответствовать уровню поставленных задач.

3. Север является сложной экологической системой, которая требует постоянного внимания и контроля. Для организации такого комплексного мониторинга архангельские университеты подготовлены лучше всего, здесь это направление было и остаётся частью научно-образовательного комплекса.

Что касается самих вузов, на базе которых может быть создан федеральный университет, то качественные характеристики их профессорско-преподавательского состава, в частности, по доле дипломированных специалистов, соответствуют уровню, необходимому для аккредитации университета как федерального. Кроме того, одним из неоспоримых козырей архангельских вузов является интенсивный уровень международного сотрудничества. Ведущие вузы области имеют договоры о сотрудничестве более чем с 50 зарубежными университетами из двадцати стран, ведут свыше 60 научно-образовательных проектов.

Вместе с тем, следует отметить, что далеко не все представители высшей школы и науки нашего региона поддерживали идею создания федерального университета. Кто-то отстаивал «местническовые» интересы, кого-то преследовал страх нового. Тем более что первая попытка создать мощный единый университет в Архангельске закончилась неудачей.

После значительной организационной работы, проведенной тогдашним руководством Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, крупнейшего вуза региона, в 1997 году Министерство образования России по согласованию с администрациями Архангельской области и Ненецкого автономного округа внесло в Правительство Российской Федерации предложение о реорганизации Поморского государственного университета (ПГУ) и Архангельского государственного технического университета (АГТУ) в объединенный Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова - региональный центр образования, науки и культуры.

Это решение вызвало бурю негодования у руководства АГТУ. В начатую кампанию протеста были вовлечены руководители области и города, депутаты Государственной Думы, средства массовой информации, коллектив и студенты технического университета. Никакие заключения независимых экспертов, доказывающих, что объединение вузов выгодно обоим вузам и в финансовом, и в стратегическом плане, никакие убеждения, что создание единого регионального центра науки и образования обеспечит переход на качественно новую подготовку специалистов на основе тесной связи образования и науки с использованием современных информационных технологий, не были услышаны.

В результате постановлением Правительства Российской Федерации № 1486 от 11 декабря 1998 года «О внесении изменений и дополнений в программу экономии государственных расходов, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998 года № 600» реорганизация АГТУ и ПГУ была приостановлена. Единственным результатом попытки объединения было ухудшение отношений между двумя вузам.

Забегая вперед, отмечу, что при создании федерального университета ситуация повторилась с точностью до «наоборот», но, правда, в гротескном проявлении. Базой для его создания был назван технический университет, и нынешнее руководство Поморского университета (при том, что подавляющая часть коллектива, включая Ученый совет, с энтузиазмом встретила это решение) до сих пор предпринимает неимоверные усилия, направленные на то, чтобы сохранить хоть часть «пирога» - перейти в статус областного педагогического вуза, стать филиалом одного из московских университетов и т.д. и т.п. Проволочки, замалчивание фактов, искажение реального положения дел - в ход идет все, что может затормозить или отменить потерю «самостийности». Но, разумеется, эти усилия бесполезны, т.к., повторюсь, большая часть преподавателей и сотрудников являются активными сторонниками присоединения к федеральному университету.

Во многом это стало возможным потому, что подготовка к созданию федерального университета шла с учетом ошибок прошлого. Была проведена большая подготовительная работа, выявлены все позитивные и негативные моменты, которые несет объединение каждому из образовательных учреждений. В состав рабочей группы по реализации областного гранта «Разработка стратегии развития профессионального образования Архангельской области: основное направление стратегии - создание Северного федерального университета» вошли ведущие ученые каждого из вузов.

Как следствие, на встрече Президента России с министром образования Андреем Фурсенко, посвященной вопросу расширения состава федеральных университетов, перспективы создания федерального университета в Архангельске были оценены министром очень высоко, а уже проделанная подготовительная работа «очень продвинутой».

И наконец, в октябре 2009 года Президентом России был подписан Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах», в котором первым пунктом значилось:

«... создать в 3-месячный срок: в Северо-Западном федеральном округе - Северный (Арктический) федеральный университет на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет»».

В апреле 2010 года вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет» (далее - автономное учреждение) путем изменения типа государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Архангельский государственный технический университет», а 8 июня 2010 года была осуществлена государственная регистрация С(А)ФУ как юридического лица.

Таким образом, из утопии (для одних) и надежды (для других) идея создания федерального университета превратилась в руководство к действию.

И основная установка - уже в названии университета, прописанном в Указе Президента Российской Федерации - не просто Северный, но и АРКТИЧЕСКИЙ.

Арктика имеет исключительно важное военно-стратегическое значение для России. Здесь базируется Северный флот, сосредоточен ряд важнейших предприятий оборонной промышленности. Вдоль Северного Ледовитого океана проходит почти 20 тыс. километров государственной границы Российской Федерации, защита и охрана которой сопряжены с особыми трудностями. На освоение ресурсов Арктики, эффективное социально-экономическое развитие северных территорий Российского государства нацелен арктический вектор общенациональной стратегии развития России до 2020 года, в которой предусматривается, в частности:

  • активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений;
  • изучение арктического континентального шельфа, обеспечение значительного прироста балансовых геологических запасов морских месторождений нефти к 2020 году;
  • геолого-геофизическое обоснование внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
  • увеличение добычи морских биологических ресурсов в Арктике;
  • развитие мощностей и увеличение производства по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов для реализации их на российском и зарубежном рынках;
  • повышение конкурентоспособности Северного морского пути (в том числе обеспечение возможности увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в качестве транспортного коридора, управляемого Российской Федерацией, который соединит порты Западной Европы, Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Создание к 2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками;
  • защита и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности;
  • обеспечение национальной безопасности России в условиях расширения использования ресурсного потенциала Арктики;
  • адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим изменениям, а также снижение показателей стойкой утраты трудоспособности и преждевременной смертности населения, проживающего на Севере и в Арктике;
  • развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения надежной связи и мониторинга;
  • своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

Решение таких масштабных стратегических задач России по освоению Арктики невозможно без интеллектуального, информационного, кадрового, научно-образовательного, инновационного, финансового и ресурсного обеспечения.

Стратегия нового университета формируется, исходя из цели превращения его в центр разработки и внедрения передовых технологий, подготовки кадров, способных управлять масштабными процессами, протекающими на Севере и в Арктике, обладающих современными ключевыми компетенциями, в первую очередь, в наиболее конкурентоспособных отраслях экономики северных территорий России.

Резко расширяется образовательное и научное пространство региона. В будущую университетскую структуру помимо ведущих государственных образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования должны быть интегрированы все академические научные учреждения Поморья. Интеграция науки и образования будет осуществляться путем использования в учебном и научном процессах уникальной научно-производственной базы университета, Центра атомного судостроения, Архангельского научного центра, Уральского отделения РАН, Санкт-Петербургского научного центра РАН, 1-го Государственного испытательного космодрома. Это позволит создать мощный региональный центр образования, науки и культуры, способный обеспечить кадрами самые различные отрасли хозяйства Крайнего Севера.

Наличие давних традиций международных связей Архангельской области со странами Европы, высокоразвитое взаимодействие вузов в рамках Баренцева Евро-Арктического региона создают условия для увеличения экспорта образовательных услуг, что станет одним из важных направлений развития университета. Образовательные учреждения, входящие в федеральный университет, имеют большой опыт работы со студентами из государств СНГ, а также из стран Северной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, поэтому С(А)ФУ уже сегодня предлагает полный спектр образовательных услуг по всем уровням подготовки. Особое внимание будет уделяться обучению в вузе студентов зарубежных вузов на условиях краткосрочной мобильности, в том числе, в рамках создаваемых совместных магистерских программ, для чего продолжится разработка курсов, читаемых на английском языке, а также совместных дистанционных курсов.

Создание федерального университета даст новый импульс развитию Болонского процесса. Внедрение европейской модели образования позволит оперативно реагировать на требования науки и жизни. Европейский подход даст возможность в рамках одного института, одного направления создавать и реализовывать образовательные программы, которые уже через три-четыре года позволяют подготовить востребованных рынком специалистов.

Первым шагом становления С(А)ФУ стало создание семи институтов: строительства и архитектуры; энергетики и транспорта; лесотехнического; теоретической и прикладной химии; нефти и газа; экономики; информационных и космических технологий. По мере присоединения к нему других образовательных учреждений, университет будет формировать новые профильные институты, способные использовать инновационные технические и социальные подходы.

В перспективе образовательная и научно-инновационная деятельность С(А)ФУ будет развиваться в нескольких кластерах. В Архангельске будет сосредоточено три кластера: политехнический, медицинский, гуманитарный.

Северодвинский кластер объединит технические и военно-технические учебные заведения высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением учебных подразделений предприятий Центра атомного судостроения, что обеспечит многопрофильную и многоуровневую подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов и рабочих для предприятий судостроительного и судоремонтного комплекса Северо-Арктического региона.

Создание Северного (Арктического) федерального университета в Архангельске должно стать точкой роста в развитии Севера и Арктики, одной из важных стратегических мер в стратегии развития России на ближайшие десятилетия, направленной на приоритетную защиту национальных интересов России в северных территориях.