Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Важной целью обучения в современной болгарской школе является развитие экологосообразного отношения и поведения в условиях окружающего мира. На первый план в начальном школьном возрасте выдвигается взаимодействие с природой. Здесь дерево присутствует в качестве универсального объекта в образовательном дискурсе, причем природонаучное направление реализуется главным образом в следующих учебных предметах: «Родной край», «Окружающий мир», «Человек и природа», «Человек и общество», «Домашний быт и техника», а его естетическая интерпретация содержится в произведениях, характеризующихся художественной условностью и эмоциональной насыщенностью.

Древесному виду уделено важное место при ознакомлении с природной средой, причем он является одним из наиболее часто обсуждаемых представителей живой природы в начальной школе. Дерево можно легко отдифференцировать среди остальных объектов, воспринять непосредственно; будучи физической конструкцией оно характеризуется устойчивостью при наблюдении, помимо чего оно подвергается изменениям, благодаря чему природные процессы можно прослеживать в развитии. В соответствии с образовательными приоритетами начального этапа (1) древесный вид рассматривается в усиленном экологическом контексте - лес как экосистема, дерево как консорция, роль антропогенных факторов, благодаря чему выявляется связь организма с средой.

Древесным видом выявляется причинно-следственное обоснование сезонных перемен и влияния факторов неживой природы на живую - лиственное дерево является самой яркой иллюстрацией перемен, обусловленных четырьмя временами года, а его сравнение с хвойным деревом во время осеннего окрашивания листьев - это классический пример допонятийного обобщения на яркой образной основе. В подтверждении влияния живой природы на неживую выдвигается роль лесов в круговороте воды и кислорода (3-й и 4-й классы), а равно и функции облесения в целях защиты почвы от эрозии (4-й класс).

Дерево является первым объектом ознакомления детей с устройством растений - корень, стебло, листья, цветков, плодов с семенами (1-й класс); дерево рассматривается как одну из трех растительных форм во втором классе, причем путем сравнения с кустами и травянистыми растениями выявляются его основные характеристики. Древесный вид применяется для моделирования процесса самостойного питания растений (3-й класс), для иллюстрации приспосабливаемости (3-й и 4-й классы), для становления жизненной среды источником необходимых условий жизни (4-й класс). Учебным содержанием в начальных классах предуматривается ознакомление с наиболее распространенными в Болгарии деревьями - липой, березой, каштаном, дубом, буком, сосной, пихтой, а равно и с защищенными видами и с ролей лесов на защищенных природных территориях.

Широкое использование дерева в болгарской традиционной культуре обусловливает его значимое присутствие при ознакомлении с общественной средой. Функции мирового дерева в качестве основного митологического символа организованного космического пространства для болгар выполняются священными деревьями, такими как дуб, явор, орех. Его эквивалентами являются деревца предводителя колядочников и посаженного отца, а равно и толстый пень, который жгут в сочельник в канун рождества (3). Знаковое значение дерева применяется в обучении в целях прослеживания связей между людьми в роду при составлении «родословного дерева» (2-й класс). В начальном школьном возрасте затрагивается также хозяйственное значение лесов, а равно и промысел населения - лесозаготовительное дело и деревообработка (4-й класс).

В литературнообразовательном дискурсе мотив дерева присутствует в учебниках для начальных классов, благодаря художественным произведениям, воссоздающим яркую картину или сюжет. Ему уделено место в пейзажной лирике, где часто «растворяется» во всеобъемлющей природной картине. Однако, бывают лирические произведения, в которых представлен развернутый антропоморфный образ дерева («Матерью листьев была береза» - отрывки из «Листья березы» Леды Милевой, 3-й и 4-й классы). В стихотворениях, посвященных болгарским традициям, мотив дерева служит иллюстрацией, поскольку елка и кизил являются элементами празднично-обрядной системы («Рождественская елка» Елисаветы Багряны, 2-й класс; «Эй, друзья» Й. Стубела, 3-й класс; «Как нарядить кизил?» А. Цанкова, 4-й класс). В лирике уделено место и юмористическим элементам в целях представления детского отношения к плодам дерева («Зрелая груша» Р. Кирова, 1-й класс). Особенности дерева служат признаками распознавания объекта в загадке как краткий литературный жанр («Зеленый храбрец на одной ноге» В. Паспалеевой, 2-й класс).

В эпических произведениях мотив дерева представлен непосредственной связью с определенными видами (в третьем классе - «Буковый лес» В. Мутафчиевой, «Поединок» Н. Хайтова, «Дерево, которое поет» Л. Галины) или обобщенным образом, например в рассказе «Чтобы иметь друзей» Й. Радичкова («Дерево одиноко стояло возле дороги ...»). В последнем произведении сезонные перемены внешнего вида дерева непосредственно связаны с реализацией художественной идеи этического характера (дружба как взаимность).

Сезонным переменам дерева, оказывающим сильное воздействие, уделено творческое место в немало литературных текстах, предлагаемых детям начального школьного возраста. Красота весенних цветков дерева служит параллелью с внешним видом человека («Вишня расцвела как невеста»; «Я белая девочка под белой вишней» - «Расцетавшая вишня» Д. Габе, 2-й класс). Имеют место и описательные и повествовательные тексты, дающие представление о лесе осенью и весной («Во время листопада» Н. Хайтова, «Сказка о лесе» В. Голева, 4-й класс).

В литературных учебниках представлены фольклорные произведения: болгарские народные песни, в которых дерево является проекцией человеческих взаимоотношений («Братья и сестра», 2-й класс) либо происходит его слияние с персонифицированным образом леса («Девушка и лес», 1-й класс; «Заплакал лес», 4-й класс); уделено место также фольклорным сказкам иных народов («Волшебное дерево», 2-й класс; «Деревцо с золотыми плодами», 4-й класс).

В отношении детей начального школьного возраста рекомендуется применять образовательную деятельность, провоцирующую индивидуальную связь ребенка с природой, поскольку формирование экологосообразного поведения зависит в большей мере от непосредственного контакта с ней (2). К примеру сказать, наблюдение в лесу провоцирует эмоционально-экспрессивное восприятие среды. Ребенок «дружит» с деревом, изготовляет книжку, содержащую информацию о древесном виде и о конкретном его представителе, создает сочинение художественного характера с дидактической задачей описать так, чтобы иной ребенок смог бы представить себе «его» дерево. Помимо предоставления научных знаний о дереве как о материальном объекте, данная разработка ставит себе целью его творческое воссоздание в качестве важного элемента окружающего мира.

Благодаря образовательному дискурсу о дереве ученики получают разнородную информацию, которая способствует установлению связи между учебными предметами и созданию детьми начального школьного возраста индивидуальной концепции о дереве.

Список литературы

  1. Наредба №2 от 18 май 2000 г. за учебното съдържание (ДВ, бр. 48 от 13 юни 2000 г., изм. ДВ, бр. 46 от 28 май 2004 г., изм. ДВ, бр. 58 от 18 юли 2006 г.).
  2. Рокуъл Р.Е. Шърууд Р. Уилямс. Прегърни дървото. Занимания на открито с малки деца. - София: Техника, 1996.
  3. Стойнев А. (съставител). Българска митология. Енциклопедичен речник. - София: Група 7-М +ЛОГИС, 1994.