Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Масс-медиа и Интернет кардинально меняют образ мира, жизненные приоритеты, мотивацию, доминирующие вид и стиль мышления, когнитивные, коммуникативные и поведенческие стереотипы у современной молодежи. Стиль мышления подростков за счет постоянного общения с масс-медиа - образно_эмоциональный, и именно на этом построена информация, подаваемая с помощью СМИ. Стиль же предъявления учебной информации в школе в основном остается вербальным, декларативным, что не соответствуют стилю мышления современной молодежи. Соответственно, необходимы технологии обучения, которые в комплексе несли бы в себе медийный, динамичный и эмоционально насыщенный образ. Несмотря на то, что информационные технологии активно применяются в школе, чаще всего их использование ограничивается применением презентаций, которые, зачастую, содержат лишь текстовую информацию. Нами исследовалось влияние технологии Веб-квест на развитие творческой активности обучающихся в процессе обучения иностранному языку. В настоящее время данная технология привлекает все большее внимание ученых и практиков. Однако все ее возможности еще не до конца исследованы. Проблема развития творческой активности личности многоаспектна и многогранна. Термин «творческая активность» часто употребляется как синоним понятиям «творческая личность», «креативность личности», «одаренность», «творческий потенциал». Ключевые слова в определении содержания «творческой активности» исследователи характеризуют как: совокупность реальных возможностей, умений и навыков; синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности, социально-психологическую установку на нетрадиционное разрешение противоречий; специальное качество, свойство индивида, развитое чувство нового, открытость всему новому; как систему знаний, убеждений; интегративное личностное свойство и др. Мы, вслед за А.М. Матюшкиным под творческой активностью учащихся будем понимать интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству.

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы был выявлен ряд условий, позволяющих максимально полно стимулировать формирование творческой активности учащихся средней школы в процессе обучения иностранному языку: альтернативность, вариативность и разумная свобода в учебной деятельности; создание благоприятного психологического микроклимата, среды с «творческой заряженностью»; профессиональный образец креативного поведения - личность педагога-профессионала; совместное творчество, сотворчество педагогов и школьников; обогащение школьников системой знаний о творчестве; использование в образовательном процессе эффективных дидактических, в том числе информационных, технологий и др. Под развитием творческой активности учащегося на занятиях по иностранному языку нами понимается целенаправленная деятельность, учитывающая индивидуальность обучающихся в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью, построенная на основе комплекса выделенных педагогических условий и информационно-коммуникационных технологий, в частности, технологии Веб-квест.

Как показал анализ литературы, основными видами деятельности с применением Интернет на уроке иностранного языка и в процессе самостоятельной работы являются: работа с сайтами, специально разработанными для обучения иностранным языкам, которых насчитывается около 60 категорий, например, Сайт One Stop English (www.onestopenglish.com) или раздел Worksheets на сайте BBC (www.bbc.com); использование Интернет как источника аутентичных ресурсов, адреса которых можно найти посредством любой информационно-поисковой системы, например, Altavista (www.altavista.com) или All the Web (www.alltheweb.com); проведение телекоммуникационных проектов совместно с зарубежными партнерами, таких как межкультурные веб-форумы или e-mail проекты; применение Интернет для разработки и проведения веб-квест проектов, направленных на изучение иноязычной культуры.

Веб-квест рассматривается нами как разновидность проектной методики и представляет собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Сейчас наибольшее распространение в практике обучения получили следующие способы интеграции Интернета в учебный процесс: Hot List. Это список с указанием адресов сайтов необходимых для более полного рассмотрения темы или ее аспекта. Scrapbook. Он представляет собой поиск и сбор фотографий, карт, текстов, цитат, звуковых файлов, видео файлов, которые используются для информационных бюллетеней, слайд и других презентаций, коллажей, веб-страниц. Treasure Hunt. Применяется для формирования фактуальных знаний по теме. Для задания необходимо отобрать 10-15 ссылок по теме (текст, графика, звук, видео) и задать вопрос к каждому информативному сайту. Subject Sampler - совокупность ссылок, предлагающих сделать что-либо: прочитать, посмотреть и т.д. В отличие от Treasure Hunt, где ведется поиск объективных фактов, Subject Sampler ориентирован на субъективную оценку. В отличие от этих способов, Веб-квест предлагает довольно серьезное задание, где предметом может быть вопрос, имеющий несколько точек зрения: текущие события, противоречивые социальные или экологические вопросы. Структура Веб-квеста, апробированная нами в ходе опытно-экспериментальной работы, включает в себя следующие компоненты: введение - краткое описание темы веб-квеста; задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата; порядок работы и необходимые ресурсы; оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста; заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся. Для оценки влияния технологии Веб-квест на развитие творческой активности учащихся был использован критерий созидательной активности, разработанный Н.М. Трофимовой и Е.И. Ереминой, включающий такие показатели, как проявление интеллектуальной инициативы; наличие оптимальной мотивации; уровень развития творческих способностей и умений. На основании критерия созидательной активности нами были установлены 3 уровня творческой активности учащихся: высокий; средний и низкий. Высокий уровень творческой активности характеризуется направленностью на использование различных вариантов решения проблем, самостоятельностью, осознанностью, использованием готовых приемов с привлечением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности ученика. Ученик способен создать совершенно оригинальный, ранее не известный продукт. Средний уровень характеризуется умелым выбором и целесообразным сочетанием уже известного ученику имеющегося опыта. Однако обучающийся отличается менее высокой продуктивностью, меньшей самостоятельностью и оригинальностью при решении проблем. Низкий уровень творческой активности характеризуется воспроизведением готовых рекомендаций, действиями «по методичке», «по шаблону», по уже имеющемуся опыту. Ученики редко отходят от общеизвестных стереотипов. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы показал, что уровень творческой активности учеников повысился. По результатам исследования можно сделать вывод, что использование технологии Веб-квест в процессе обучения английскому языку позволило повысить уровень творческой активности учеников, что и являлось целью нашего исследования.