Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,736

На сегодня в России экологические факторы вышли, по мнению многих авторов на одно из первых мест среди других, формирующих здоровье (генетических, климатических, эндемических, эпидемиологических, социальных, биологических) [3].

Значительное техногенное воздействие испытывают практически все компоненты природы (воздух, вода, почва и др.). При этом одним из наиболее важных факторов среды с точки зрения возможного влияния на здоровье населения, остаётся химический состав атмосферного воздуха, так как его необходимость для человека делает этот фактор наиболее значимым среди компонентов среды обитания [2].

Непрерывный рост числа автомобилей на магистралях, многие из которых обладают низкими экологическими характеристиками, сделал автомобиль главным источником загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и вблизи магистралей.

С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой - обусловил увеличение масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов [1].

Отработавшие газы автомобилей с карбюраторными двигателями в числе наиболее токсичных компонентов содержат оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, а газы дизелей - оксиды азота, углеводороды, сажу и сернистые соединения.

В настоящем исследовании, которое охватывает период с 2000 по 2009 гг., рассмотрим только некоторые из них, содержащиеся в довольно больших концентрациях и оказывающие наиболее вредное влияние на организм: оксид углерода, оксид и диоксид азота, формальдегид, серы диоксид, сероводород.

Рассчитанный в среднем за весь период наблюдения индекс загрязнения атмосферы изученных веществ составил в целом по г. Астрахани 10,1821, что расценивается как высокий показатель. В среднем за весь период наблюдения на первом месте находился азота диоксид (NO2), составляя 0,0427 мг/м3. Второе место занимал серы диоксид (SO2) - 0,0508 мг/м3. На третьем месте находился азота оксид (NO) - 0,0314 мг/м3. Четвертое место занимал формальдегид (CH2O) - 0,0145 мг/м3. На пятом месте находился сероводород (H2S) - 0,0038 мг/м3 и шестое место занимал углерода оксид (CO) - 1,2499 мг/м3.

Анализ динамики поллютантов показал, что четыре из изученных веществ характеризовались выраженной и статистически достоверной тенденцией к росту показателя концентрации: сероводород (b = +0,0003; r = +0,80; D = 64,9 %; p = 0,004); азота оксид (b = +0,0042; r = +0,76; D = 58,4 %; p = 0,01); углерода оксид (b = +0,1539; r = +0,77; D = 59,0 %; p = 0,009); формальдегид (b = +0,0013; r = +0,70; D = 47,5 %; p = 0,02). Формирующейся тенденцией к увеличению концентрации в атмосфере характеризовался серы диоксид (b = +0,0085; r = +0,42; D = 18,2 %; p = 0,2). Концентрация азота диоксида была стабилизирована в динамике (b = +0,0007; r = +0,16; D = 2,7 %; p = 0,6).

Анализ среднегодового темпа прироста показал, что наиболее интенсивно увеличивалось содержание серы диоксида (+16,7 %), затем азота оксида (+13,4 %), углерода оксида (+12,3 %), формальдегида (+8,9 %), сероводорода (+7,9 %) и азота диоксида (+1,6 %).

Таким образом, проведенный анализ показал, что в г. Астрахани в динамике за период с 2000 по 2009 гг. происходил существенный и статистически достоверный рост вредных для здоровья населения химических веществ - продуктов сгорания топлива в автомобильных двигателях различного типа. Это определяет необходимость принятия широкомасштабных и комплексных мер по предотвращению, ней­трализации или хотя бы существенному сокращению тех нега­тивных последствий, которые порождаются автомобилизацией нашей
страны.

Список литературы

  1. Амбарцумян В.В. Экологическая безопасность автомобильного транспорта / В.В. Амбарцумян, В.Б. Носов, В.И. Тагасов - М.: ООО «Научтехлитиздат», 1999. - 208 с.
  2. Берлянд М.Е. Прогноз и регулирование загрязнения атмосферы // Гидрометеоиздат. - Л., 1985. - 272 с.
  3. Божанов А.А. Социально-экономические последствия взаимодействия автотранспортного комплекса с окружающей средой: автореф. дис. ... канд. соц. наук. - М., 2010. - 28 с.