Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Идеология знаниевого общества в последние годы получила широкий размах и резонанс в мире и в нашей стране. Обычная трактовка общества, основанного на знаниях, как правило, преподносится весьма эйфорийно. Однако анализ показывает, что знаниевое общество - это вовсе не общество знаний, скорее все-таки это суперпотребительское общество, в котором мобилизация знаний необходима для интенсификации и быстрого обновления (ротации) возможностей потребления. Недаром центральным понятием знаниевого общества становится понятие «технонаука», не только показывающее усиливающуюся ориентацию на человека, но и выражающее его суперпотребительскую суть.

С этим связаны процессы все большей прикладнизации науки, сокращения доли теоретических и фундаментальных научных знаний, которые уже сегодня приобрели масштабный характер. Одновременно расширяются масштабы манипуляционных эффектов высоких социогуманитарных технологий. «Сетевая» структура общества создает мощный социальный каркас необходимости, ограничивающий свободу принятия решений. Все это показывает потребность объективного, критического философско-методологического анализа противоречий знаниевого общества и технонауки. Интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность, технонаука - ведущие концепты постиндустриального знаниевого общества, кардинально изменяющего природу науки, когнитивный и социальный статус ученого.

Продукты, создаваемые технонаукой, часто адресуются для удовлетворения таких потребностей, которые еще не актуализированы у массового потребителя. Некоторые из этих продуктов еще непонятны для непрофессионалов и не осознаны массовым потребителем. Потребности в них еще необходимо искусственно создавать, провоцировать. Это возможно лишь при активном и массовом использовании новейших социогуманитарных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации. На пути к знаниевому обществу происходит небывалый рост маркетинговых и рекламных составляющих продуцирования инноваций. Все это убеждает, что нет оснований представлять знаниевое общество как некое гармоничное общество тотального расцвета знаний, просвещения, науки. Скорее все-таки это суперпотребительское общество, действительно более чем индустриальное, сориентированное на человека с его потребностями, но масштабно воздействующее на него, провоцируя, в том числе путем манипуляций сознанием, все новые и новые потребности. Причем сфера этого манипуляционного воздействия растет быстрее темпов производства.

Сложную и противоречивую динамику продвижения к обществу, основанному на знаниях, убедительно можно продемонстрировать на примере соотношения высоких производящих технологий (Hi-Tech) и высоких социогуманитарных технологий (Нi-Hume): « Высокая наукоемкость Hi-Tech ведет к созданию таких продуктов, принципы функционирования которых непонятны потребителю, поэтому необходимо не только создавать такие образы продуктов Hi-Tech, которые были бы доступны для понимания для непрофессионалов, но и создавать искусственный спрос на эти продукты. Высокая конкуренция в сфере Hi-Tech ведет к сокращению инновационного цикла и требует быстрой перестройки методов управления как производством, так и процессами репликации продуктов технологии, что делает необходимым изменение сознания не только руководителей производства, но и всего персонала, участвующего в создании, внедрении, отладке технологии и репликации ее продуктов. Эти особенности обусловили появление высоких социогуманитарных технологий - Нi-Hume. В настоящее время технологии Нi-Hume получили широкое распространение и за пределами Нi-Tech-производств. Основное назначение Нi-Hume - это такое воздействие на сознание (индивидуальное или массовое), которое имеет целью достижение определенных управляющих и манипулирующих воздействий. Технологии Нi-Hume связаны в первую очередь с передачей и программируемым усвоением определенной информации со стороны потребителя, поэтому становление

Hi-Hume по сути представляет собой процесс конвергенции социальных и информационных технологий. Если Hi-Tech меняют существующую реальность, то Hi-Hume целенаправленно мифологизируют и искажают представления о Hi-Tech и технологиях, имитирующих Hi-Tech, поэтому социокультурный эффект от репликации их продуктов является очень значимым. Hi-Hume представляют собой синтез науки, искусства и технологического знания» [4, с. 33].

Список литературы

1. Оноприенко В.И., Оноприенко М.В. Технонаука в знаниевом обществе. - http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/Vnau_f/2009_1/onopr.

2. Жукова Е.А. Hi-Tech: динамика взаимодействий науки, общества и технологий / автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - Томск, 2007. - 39 с.