Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1 1 1
1

Компьютерные игры основательно вошли в повседневную жизнь современного человека, заняв лидирующее место среди множества других способов организации досуга. По-видимому, виртуальная реальность привлекает своими почти безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений постоянно предоставляет желающим новые и новые игры. Отмечено, что школьники, увлекающиеся видеоиграми, гораздо меньше спят, в среднем на 1,6 часа меньше, чем их ровесники в выходные дни и чаще испытывают дневную сонливость в будни. Опытные геймеры, могут играть непрерывно сутками без естественного чередования времени сна и бодрствования. В то же время такое развлечение долгосрочно влияло на качество сна и вызывало первичные признаки хронической бессонницы. Ранее исследователи встречались с близкой проблемой только при изучении функционального состояния кандидатов в космонавты в режиме «непрерывной деятельности». Поэтому, с нашей точки зрения, изучение бодрствования и сна геймеров представляет большой интерес, как для теоретической и практической сомнологии, так и для организации труда и отдыха лиц некоторых профессий. Возможно, такое исследование перспективно как для анализа компьютерной зависимости, так и для разработки методов ее коррекции.

Потенциальные испытуемые проходили опрос и тестирование. К геймерам, по общепринятой классификации, относили лиц «сильно увлекающихся» компьютерными играми и занимающие ими не менее 7 часов в неделю (большинство потенциальных испытуемых утверждало, что могут бодрствовать и проводить в непрерывной игре до 50-60 час). Создана группа из 37 добровольцев мужского и женского пола в возрасте от 18 до 26 лет.

Только треть участников обследования сообщили о проблемах со сном из-за игр и определяли себя зависимыми от видеоигр.

Конкретной целью данной работы явилось полиграфическое изучение у здоровых студентов во время компьютерной игры, а также последующего ночного сна.

Была выполнена серия предварительных экспериментов, в ходе которой изучали влияние на цикл бодрствование-сон, в первую очередь на характеристики сна: умственной нагрузки нормальных испытуемых и геймеров.

Отобранные испытуемые-геймеры, а также лица без компьютерной зависимости перед сном выполняли одну из двух одночасовых умственных нагрузок (знакомая каждому из них игра военного типа «догонялки в сочетании со стрелялками», или видеофильм схожего содержания).

Полученные данные сопоставляются с имеющимися материалами по влиянию эмоционального стресса на сон (Буриков и др. 2009).

Получены материалы, которые в настоящее время находятся в обработке.

Интересный факт, что после спонтанного или вызванного пробуждения из парадоксальной фазы сна испытуемые с компьютерной зависимостью чаще давали отчет о наличие сновидений, которые чаще были осознанными.

По мнению Гаккенбах, психолога из Университета Гранта Мак Эвана, которая также отмечала у геймеров частую встречаемость осознанных сновидений: «Мы имеем дело с двумя альтернативными реальностями, которые настолько схожи между собой, что если человек проводит много времени в одной из них, что очевидно, что и во второй справится». Кроме того, они лучше разбираются с кошмарами, хотя во снах контролируют только себя, а не весь мир сновидения, как это иногда случается.

Вообще, кошмары геймерам снятся реже и они менее интенсивные, чем у обычных людей. Но если кошмар с насилием, то его уровень обычно зашкаливает – привычные к видеоигровой жестокости игроки не бегут от нее во сне, а отвечают тем же.