Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
1840 KB

В последнее десятилетие в связи с принятием «Стратегии модернизации содержания общего образования» [8] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [9] в России происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся, делается ставка на компетентностный подход в образовании. В то же время анализ литературы по этой проблеме, особенно истории ее становления, показывает всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетенция, компетентность, так и основанного на них подхода к процессу и результату образования.

Компетентностный подход апеллирует к современной парадигме междисциплинарных науки и образования. Следует отметить, что появлению принципа компетенции мы обязаны филологии. Впервые данное понятие упоминалось в исследованиях известного американского лингвиста Н. Хомского [10]. Впоследствии принцип компетенции экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания, включая педагогику.

Исходя из новых тенденций в развитии российского образования, компетентностный подход имеет большое значение для профессионального становления будущего специалиста. Данному вопросу уделяется особое внимание и в связи с предстоящим принятием ФГОС третьего поколения. При этом важное место в формировании профессиональной компетенции студентов играет креативность, которая позволяет человеку использовать творческую сторону своей личности в решении разных проблем и совершения действий.

Сказанное позволяет говорить об актуальности поднимаемой нами проблемы и необходимости ее дальнейшего изучения.

Целью данной статьи является рассмотрение понятия «креативность» в аспекте формирования профессиональной компетенции будущего специалиста.

Понятие «компетенция» происходит от латинского слова competere – соответствовать, подходить [1] .

Принято считать, что основными компонентами профессиональной компетентности являются:

1) социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

2) персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

3) специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

4) аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;

5) экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Для становления будущего специалиста особенно значимой является профессиональная компетенция, которая определяется как способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

В этой связи мы полагаем, что одним из факторов формирования профессиональных компетенций является креативное мышление [2, с. 164]. Оно способствует всестороннему оцениванию проблемы, рассмотрение различных путей ее решения (возможно и не стандартных.

Термин «креативность» происходит от английского (creative – творческий, созидательный) или от латинского (creatio – созидание, сотворение) языка.

Психолого-педагогические исследования рассматривают данное понятие с различных точек зрения. Однако наибольшей интерес представляет определения (для удобства анализа разбитые нами на группы), в которых креативность трактуется так:

1) способность к творчеству, оригинальному мышлению; уровень развития творческих способностей, характеризующий личность в целом [3, с. 136];

2) наивысший уровень интеллектуальной активности мышления [4, с. 122];

3) деятельность, процесс или совокупность определённых процессов [5];

4) способность к восприятию и осознанию нового, необходимости осприятию перемен порождению множества оригинальных и полезных идей деятельности [6, с. 45];

5) черта личности, проявляющуюся при трансформации информационных процессов [7].

Исходя из вышесказанного, креативность понимается нами как интегральная устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, принятию нового, нестандартному созидательному мышлению, генерированию большого числа оригинальных и полезных идей.

Таким образом, креативность позволяет развивать нестандартное мышление, творчески подходить к решению профессиональных задач. Это отвечает современным подходом развития образования и формирования новых представлений о компетенции будущего специалиста.