Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF SMALL BUSINESS UNITS IN THE INSTITUTIONAL REFORM SYSTEM

Abdullaev A.M. 1
1 Tashkent Automobile and Road Institute
The author examines the socio-economic aspects of the small business in terms of institutional reforms. The factors that prevents further development of small businesses are described. Development priorities of the business in the context of the national economy of Uzbekistan are analyzed. The author believes that at the present stage the expansion in the social base of the reforms should be carried out in Uzbekistan, mainly for formation and grows of the middle class and the increasing of human’s investment. It will strengthen the main support of the reforms – the middle class, including the scientific, technological and the creative intelligence, and the use of social factors as the driving force of economic development. The directions of the further liberalization of business organizations from the perspective of institutionalism are proposed.
small business
institutional reform
regional economy
the middle class

Взаимоотношения государственных и предпринимательских структур в Узбекистане являются важнейшим элементом хозяйственной практики. Вместе с тем, проведенные нами исследования выделили данные свидетельствующие о том, что взаимодействие малого бизнеса и властных структур на местах носит весьма неоднозначный противоречивый характер. С одной стороны, местные органы власти (хокимияты) заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. Предполагалось, что именно малые предприятия будут выплачивать основную часть муниципальных налогов. И это предположение уже реализуется на практике. Малые предприятия способствуют развитию территории, в том числе рациональному использованию свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов, что, в конечном счете, ведет к улучшению условий жизни населения. Малые предприятия легче и лучше приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов [4].

Выбор приоритета опережающего развития малого бизнеса и предпринимательства объясняется следующим:

Во-первых, как показывает мировой опыт, малый бизнес, являясь важнейшим структурообразующим сектором экономики, служит основным источником наполнения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами. Малый бизнес не только заполняет определенные ниши в экономике, но и играет исключительно важную роль в ее диверсификации и обеспечении устойчивых темпов ее развития.

Трудно переоценить, особенно в наших условиях, ту огромную роль, которую играет малый бизнес в обеспечении занятости населения и роста доходов людей. Об этом можно судить, если принять во внимание следующие цифры. Если за 2005–2012 годы в экономике Республики Узбекистана было введено более 5,5 миллионов новых рабочих мест, то более 60 процентов из них – в сфере малого бизнеса. Эти показатели уже говорят о многом и они вполне убедительны для любой страны. В результате в этой сфере в настоящее время работает свыше 75 процентов всего занятого населения страны.

Во-вторых, являясь компактным по своей форме, обладая мобильностью и оперативностью в принятии решений, будучи восприимчивым к нововведениям, малый бизнес более гибко и быстрее может приспособиться к изменениям спроса, конъюнктуры на мировых и региональных рынках, своевременно реагирует на его вызовы.

В-третьих, создание и ведение малого бизнеса не требует больших затрат и капитальных вложений, что позволяет быстрее и легче проводить модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, осваивать новые виды продукции, постоянно обновлять ее номенклатуру и обеспечивать конкурентоспособность [7].

В-четвертых, более высокая устойчивость этой сферы по сравнению с крупными предприятиями к вызовам и последствиям мирового финансово-экономического кризиса. Только благодаря ускоренному развитию и доминирующему положению малого бизнеса нам удалось менее болезненно, с меньшими потерями справиться с негативными последствиями кризиса 2008–2009 годов, в короткие сроки перестроить производство с учетом меняющейся конъюнктуры мирового рынка. В промышленности темпы прироста сектора малого бизнеса в 2008–2009 годах составили в среднем 23–24 процента, а темпы роста услуг – не менее 15–16 процентов.

В-пятых, малое предпринимательство – это не только источник доходов, но и средство для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей людей. Эта сфера дает возможность каждому человеку проявлять свои индивидуальные таланты и возможности, формируя тем самым новый слой людей – инициативных, предприимчивых, склонных к самостоятельной деятельности, способных добиваться поставленной цели [6].

Так, по итогам 2012 года в Узбекистане субъектами малого предпринимательства произведено 54,6 процента общего объема ВВП. За счет деятельности субъектов малого предпринимательства:

  • обеспечена занятость 9252,9 тыс. человек или 75,7 процента всех занятых в экономике;
  • освоено инвестиций на 7767,3 млрд. сум (35,2 процента общего объема освоенных инвестиций республики) или 123,0 процента к уровню января-декабря 2011 года;
  • экспортировано продукции на 2238,1 млн. долл. США (15,7 процента общего объема экспорта), импортировано – на 4518,5 млн. долл.США (37,6 процента всего импорта).

Одним словом, малый бизнес по своей сути служат постоянно расширяющейся базой для формирования среднего класса, а как известно, средний класс является основой любого демократического общества. Именно за счет развития этой сферы создается тот социальный слой общества, который заинтересован в общественно-политической, социальной, экономической стабильности в обществе, является активной движущей силой продвижения страны по пути прогресса и демократических преобразований. С целью углубленного исследования современных форм и направлений государственной поддержки и регулирования субъектов малого предпринимательства мы провели анализ деятельности государственных структур в ряде регионов и за рубежом.

В качестве примера на рисунке представлена инфраструктура поддержки малого бизнеса в Узбекистане. Особую важность приобрели такие направления содействия малым предприятиям, как создание институциональных условий, отвечающих требованиям современного предпринимательства и рынка и призванных повысить конкурентоспособность малых предприятий. Конкретные меры включали развитие рынка капитала и облегчение доступа малых предприятий к финансовым средствам, упрощение налоговой системы, расширение экспортных возможностей, ликвидация бюрократических формальностей в предоставлении льгот и др.

Вместе с тем, в условиях Узбекистана важнейшим критерием, на наш взгляд, должна стать законодательно установленная мера ответственности органов власти и должностных лиц за действия, противоречащие или затрудняющие развитие малого предпринимательства на местах и четко определенный механизм реализации этой ответственности.

Одновременно должны быть определены мероприятия, направленные на стимулирование должностных лиц, непосредственно связанных по роду своей деятельности с малым предпринимательством. Только в этом случае можно ожидать совпадения интересов малого бизнеса и различных структур, отвечающих за его развитие и поддержку.

pic_34.wmf

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республике Узбекистан

Серьезной проблемой является обеспечение защиты прав и безопасности личности и собственности субъектов малого предпринимательства.[5] Фактически малый бизнес существует в условиях действия институционального механизма отъема собственности в тех или иных формах. В настоящее время предприниматели не в полной мере чувствуют себя защищенными от любого произвола властей, так как большинство жалоб рассматривается теми же структурами, которые и допустили нарушения прав предпринимателей. В законодательстве четко не определен механизм возмещения ущерба, нанесенного малому бизнесу государственными структурами и монополиями.

Считаем, что на современном этапе расширение социальной базы реформ в Узбекистане должно проводиться, прежде всего, за счет формирования и становления среднего класса и роста вложений в человека. Это позволит укрепить основную опору реформ – средний класс, в том числе за счет научно-технической и творческой интеллигенции, и использовать социальные факторы как движущую силу экономического развития.

В настоящий момент средний класс – это прослойка занимающая 65–70 % общества, она условно может быть отнесена к среднему классу. В основной своей части она неустойчива, неоднородна, не имеет существенной собственности и в силу слабости своего положения не способна оказывать реального влияния на экономическое развитие. Вместе с тем, принадлежность к среднему классу не должна, по мнению автора, рассматриваться исключительно через призму различий в доходах. Необходимы дополнительные критерии, характеризующие субъекта среднего класса. К их числу можно отнести социальный статус, уровень образования, характер социально-экономических притязаний, ориентацию на легальные формы осуществления своей деятельности, квалификацию и т.п. Эти дополнительные критерии нельзя абсолютизировать, но и абстрагироваться от них не следует.

Мировая экономика ХХ–ХХI вв. знаменуется началом значительных качественных перемен. Для экономических исследований принципиально актуальными становятся парадигмы, акцентирующие внимание на качественной стороне, природе, закономерностях эволюции, изучении границ и пределов систем, обладающих конкретным системным качеством [9].

По нашему мнению к важнейшим из происходящих качественных изменений можно отнести следующие.

Во-первых, изменения в природе «факторов производства».

Во-вторых, происходят качественные изменения в самих основах экономической жизнедеятельности: на смену индустриальным технологиям идут информационные, на смену репродуктивному индустриальному труду приходит творческая деятельность, на смену материальному производству – услуги, образование и т.д. Изменяется и структура общественного производства: растет не просто сфера услуг, но роль информационно-интенсивной экономики. Среди важнейших стимулов и ограничений экономической жизнедеятельности решающее значение приобретают не только соображения прибыли, но и глобальные ценности и проблемы.

В-третьих, существенно изменяется сама модель экономических отношений. Подрываются реальные основы абстрактной модели совершенного рынка, имеет место не отчуждаемость продукта творческого труда, по-иному распределяются издержки производства информационных продуктов, формируются «адаптивные» предпринимательские структуры, имеющие «посткапиталистическую» природу.

В настоящее время малые предприятия играют важную роль в экономике всех стран мира. Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям.

Во всех промышленно развитых странах правительственной поддержкой пользуется малое предпринимательство. Там, где поддержка со стороны государства отсутствует, развивается в основном так называемое уличное предпринимательство. Суть государственной (правительственной) поддержки малых предприятий сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:

– консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых фирм на начальном этапе (1–3 года с момента образования фирмы);

– оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре льгот (обычно в сфере налогообложения);

– оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательских структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных организаций [8, с. 35].

Все это обосновывает необходимость государственной поддержки малого предпринимательства в Узбекистане. Необходима продуманная стратегия интеграции малых предприятий с мощными экономическими структурами. Развитие кооперации крупного и мелкого производства позволит не только повысить эффективность за счет удешевления, но и загрузить простаивающие мощности и площади крупных предприятий [1].

Имея представление о факторах, мешающих дальнейшему развитию малого бизнеса, можно определить шаги и направления, которые, в первую очередь, необходимо сделать для его всесторонней поддержки. Основными препятствиями развитию малого предпринимательства являются бюрократические барьеры и препоны, не достаточный уровень экономических и правовых знаний субъектов малого бизнеса, наличие нечестной конкуренции и т.д.

Основой существующих в настоящее время в индустриально развитых странах товарно-денежных отношений служат не деньги, а частная собственность на средства производства, знания, современные системы передовых технологий производства и организации общества, высококвалифицированные работники и развитая инфраструктура [2, 3]. Все это, в свою очередь, позволяет этим странам иметь деньги. Однако для нормального функционирования современных рынков необходимы не только деньги, а, прежде всего, товары, цивилизованные участники рынка, действующие в соответствии с установленными обществом правилами и нормами поведения (институтами), развитая информационная система и инфраструктура [11]. Именно в их отсутствии и кроется, на наш взгляд, главная экономическая причина современного экономического положения страны. Именно на их создание и дальнейшее развитие должна быть ориентирована экономическая стратегия всех экономических агентов.

Важная роль в современной модели рыночного хозяйствования должна отводиться становлению малого инновационного бизнеса, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения научно-технического прогресса благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере [7]. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно-технических кадров, а также более полному задействованию научно-производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

Анализ перспектив развития малого предпринимательства говорит о необходимости новых, современных подходов к разработке эффективного общегосударственного механизма его поддержки. Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам – реальному становлению рынка, освоению новых ресурсов и технологий, восстановлению заброшенных производств, созданию новых рабочих мест и т.д. При этом необходимо учитывать важнейшие характеристики особенностей функционирования малого бизнеса в современной модели рыночного хозяйства. Таковыми, по нашему мнению, являются:

  • системное расширение и качественное изменение структуры горизонтальных связей;
  • тесная зависимость результатов функционирования малого бизнеса от макроэкономических показателей;
  • кооперация экономических интересов малого и крупного бизнеса;
  • вывод оборотов малого бизнеса из «тени»;
  • дальнейшее ослабление параметров государственной нагрузки на малый бизнес;
  • соответствие форм соединения факторов производства в сфере малого бизнеса нормам трудового законодательства;
  • укрепление эффективной правовой основы функционирования малого бизнеса;

Таким образом, в результате осуществляемых институциональных преобразований последовательная и целенаправленная деятельность всех объектов современной рыночной инфраструктуры малого бизнеса позволит вывести этот важнейший сектор экономики на качественно новый уровень, обеспечивающий устойчивый рост и эффективность.