Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

HISTORIOGRAPHY OF REFORMATION OF SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM IN CENTRAL KAZAKHSTAN IN 1940-1990

Zuyeva L.I. 1 Nurligenova Z.N. 1
1 Academician E. A. Buketov Karaganda State University
In the article the Soviet actions aimed at reformation of school educational system in Central Kazakhstan in 1940s-1990s. are analyzed, paying attention to the fact that the main group of works are devoted to common history of culture and development of Soviet school in Kazakhstan. At that time the idea of history was under control of government bodies. In spite of that during the Soviet period the historians of our country made a great work studying actual history aspects of school education reformation . The main characteristic feature of research works concerning Soviet education reformation was the lack of specific culturological reasons and alternative conceptual approach , as well as conception simplicity in historical study of school educational system in Soviet Kazakhstan.
school education
Central Kazakhstan
reform

Современная модернизация школьного образования, целью которой является повышение конкурентоспособности и развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики, базируется на опыте реформ, которые проводились в 1940-1960-е гг. и сыграли важную роль в становлении и развитии советской системы школьного образования, основы которой в настоящее время кардинально реформируются в Республике Казахстан. Проследить изменения в развитии системы школьного образования в СССР и КазССР в годы Великой Отечественной войны позволяют Постановления, Директивы, решения ЦК Компартии. Лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» определил цель всех военно-мобилизационных мероприятий государства. Эта задача встала в центре всей организаторской, культурной и просветительской деятельности партийных и государственных органов Казахстана. Выполняя решения V Пленума ЦК Компартии Казахстана от 25-26 июня 1941 года «О незамедлительной перестройке всей работы на военный лад», в республике изменилось содержание школьного образования, которое строилось в тесной связи с неотложными практическими задачами военного времени.

Общеобразовательная школа республики в годы войны осуществляла свою деятельность на основе решений собрания актива Наркомпроса от 29 июня 1941 г., Бюро ЦК КП(б) Казахстана «О готовности школ республики к 1941-1942 учебному году» от 28 августа 1941 г. и директив ЦК ВКП(б) и СНК СССР – от 7 и 17 сентября 1941 г. – о трудовом воспитании пионеров и школьников и усилении военной и физической подготовки учащихся 8-10 классов средней школы. Были значительно сокращены ассигнования, практически прекратилось школьное строительство. Призыв учителей на фронт, недостаток в электроснабжении, нехватка учебников вынудили проводить занятия в 2-3 смены. Невозможность издания необходимого количества учебников обусловила закупку подержанных учебников. Общеобразовательные школы испытывали постоянные трудности в ремонте школьных помещений, обеспечении топливом и необходимым школьным инвентарем. Материальные и продовольственные трудности, другие лишения военного времени вызвали значительный отток учащихся из школ. Только в первый год войны около 30 тыс. учащихся покинули среднюю и неполную школу, еще 28 тыс. перешли на производство и школы ФЗО [5, с. 48].

На заводах, фабриках, в учреждениях образования проводились многочисленные мероприятия по воспитанию чувства патриотизма, оказанию помощи фронту. В докладе «Интеллигенция Казахстана в дни Отечественной войны» Секретарь ЦК КП(б) Казахстана Г. Бузурбаев отмечал: «Наши педагоги, воспитывая в сердцах детей пламенную любовь к социалистической Родине и жгучую ненависть к фашистским поработителям, помимо школьной работы принимают активное участие в деле оказания всемерной помощи фронту и своим физическим трудом. Они оказывали, например, немалую помощь колхозам в уборке урожая» [3, с. 17].

Наиболее динамично исторические исследования, посвященные изучению системы школьного образования республики стали осуществляться в послевоенные годы. Следует отметить, что все работы, созданные в эти годы, отличавшиеся догматизмом и единообразием, были написаны на основе марксистско – ленинской методологии и жесткого контроля со стороны государственных идеологических органов.

Проблеме развития традиционного народного образования в Казахстане посвятил свой труд Н. Cабитов. Его работа «Мектебе и медресе у казахов: Историко-педагогический очерк» отличается выражением позиции автора, не совпадающей с общепринятыми взглядами. В работе нет стремления идеализировать советский государственный строй, ученый старается не переносить существующую идеологию на конкретные факты и явления. Так, например, автором ставилась под сомнение широко распространенная в советской историографии теория, согласно которой в дореволюционном Казахстане в среде казахского населения уровень грамотности был катастрофически низок. Н. Сабитов указывал на некорректность данного утверждения, поскольку общедоступные мусульманские школы-медресе помимо профессионально-религиозного давали еще и общее светское образование.

Первые монографические исследования, брошюры и сборники статей по истории советской культуры, в том числе и школьного образования в Казахстане были опубликованы начиная с 1956 г. В брошюре Н. Джандильдина «Расцвет культуры и науки в Советском Казахстане» была предпринята попытка в сжатой форме показать основные достижения культурной революции в Казахстане за годы Советской власти, эта же тенденция прослеживается в сборнике статей «Культура Советского Казахстана», в подготовке которого приняли участие видные деятели культуры и науки Казахской ССР.

Работа Б.З. Акназарова, которая содержит большой материал по истории образования в республике в 1950-е гг., представляет особый интерес для нашего исследования, однако вопросы реформирования системы образования не нашли в ней освещения. Исследователь Б.З. Акназаров в работе «Переодизация политехнического обучения в школах Казахстана (историографический очерк)» особое внимание уделил решениям и постановлениям партии и правительства по проблеме развития политехнического образования в Казахстане в советский период. Так, Б.З. Акназаров считал, что решения Всероссийского политехнического съезда имели важное значение для осуществления политехнического обучения в школах Казахстана. Все городские школы и школы в промышленных районах были прикреплены к предприятиям, а сельские – к колхозам, совхозам и МТС. В апреле 1931 года состоялась республиканская конференция, которая отметила первые шаги политехнизации отдельных школ, связанных с производством, и вскрыла причины их отставания, одной из которых было отсутствие материальной базы и подготовленных кадров. Исследователь отмечал, что при отсутствии развитой системы техникумов, училищ, ФЗУ политехническое обучение восполняло имевшиеся недостатки. Это повлияло на то, что качество трудового политехнического обучения заметно улучшалось в ущерб общеобразовательным знаниям. Автор отмечал: «Введение в действие Закона о всеобщем начальном обучении в республике по декрету ВЦИКа от 14 августа 1930 года и КазЦИКа от 27 августа 1930 года, исторические решения ЦК ВКП(б) о школе, принятые в 1931-1935 гг. и развернувшиеся в республике мероприятия по их реализации открывают новые страницы в развитии всеобщего и политехнического образования в Казахстане» [1, с. 24].

Серьезный вклад в историографию культурной революции внес Г. Сапаргалиев, опубликовавший в 1957 г. монографию «Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане». Книга состоит из введения и четырех глав, в которых рассматриваются деятельность Советского государства по осуществлению всеобщего обучения, развитие науки и литературы. Исследователь ввел в научный оборот большое число ценных документальных источников, не публиковавшихся ранее, конкретно и объемно раскрыл особенности и трудности ряда этапов культурного строительства в республике. Однако специфика предмета исследования, его правоведческая направленность в определенной степени сковывали исторические поиски автора, ограничивали возможности ретроспективного раскрытия опыта культурной революции в целом и реформирование школьного образования в частности.

К числу фундаментальных исследований послевоенного времени можно отнести работу А.И. Сембаева, в которой автор раскрывает многие проблемы национальной школы, выделяет историю создания учебных планов, программ и учебников, приводит важнейшие документы по народному образованию. Эти материалы не потеряли своего значения в настоящее время и представляют большой интерес для работников образования. Вместе с тем исследователь неоправданно ограничил рассмотрение системы школьного образования преимущественно историей казахской национальной школы. В ряде случаев допущены исторические неточности, есть необоснованные утверждения и выводы. Так, автор ошибочно полагал, что в Казахстане уже в 1925/26 учебном году были налицо все условия для повсеместного введения всеобщего начального образования, что только происки буржуазных националистов помешали этому.

Продолжая свое исследование профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР А.И. Сембаев издал новую книгу – «История развития советской школы в Казахстане». Основанный на тщательно изученных многочисленных исторических материалах, собственных наблюдениях и большом опыте практической деятельности, этот труд можно назвать своеобразной педагогической энциклопедией по истории казахской советской школы. Автор конкретно и точно воссоздал во всем объеме сложный и подчас противоречивый путь развития народного образования в Казахстане, анализируя поэтапно процесс подготовки учительских кадров, создания учебников, организацию учебной и воспитательной работы, внедрение принципов политехнизма в начальных школах и многое другое. В новой работе автору в значительной степени удалось преодолеть недостатки прежнего издания, уточнить и исправить периодизацию истории советской школы в Казахстане. Но, как и в некоторых своих более ранних работах, А.И. Сембаев в результате некритического подчас отношения к историческим документам повторил отдельные ошибочные представления прошлого. Так, автор игнорировал положительный опыт полукочевых сезонных неполнокомплектных аульных начальных школ.

Трудности и проблемы развития школьного образования 40-х годов ХХ века были также отражены в работе А.И. Сембаева «История развития советской школы в Казахстане», где он говорит: «Состояние всеобуча в это время по стране было весьма неутешительным. Оно нуждалось в самом пристальном внимании партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций. Именно этим и объясняется, что Совет Народных Комиссаров СССР, даже в наиболее трудный период войны, распоряжением от 30 июля 1942 года наметил дополнительные меры по вовлечению в школы всех детей школьного возраста и правильному использованию школьных зданий. Постановлением СНК СССР от 8 сентября 1943 года было введено, начиная с 1944/45 уч. года, обязательное обучение детей с семилетнего возраста в начальных, неполных средних и средних школах [7, с. 291].

В годы войны было положено начало систематическому сбору документов по истории культуры в целом, и истории школьного строительства в частности, закладывались основы профессиональной историографии. В этот тяжелый период не были опубликованы монографические исследования, посвященные проблемам школьного строительства, основным материалом изучения реформирования системы школьного образования Центрального Казахстана стали официальные документы. Так, из докладной записки о ходе перестройки работы политпросвет учреждений на военный лад от 1941 г. мы узнаем, что «25 июня Наркомпросом было дано указание всем отделам народного образования о перестройке работы школ и политпросвет учреждений на военный лад... Кроме того, для оказания помощи отделам народного образования в перестройке работы школ и политпросвет учреждений Наркомпрос области командировал во все своих работников» [9, л. 33]. Годовой отчет о работе школ Карагандинской области за 1943-1944 учебный год предоставляет информацию о недостатке педагогических кадров по математике и казахскому языку. В этот период на конец учебного года по области числилось 1748 учителей, из них высшее образование имели 263 человека, незаконченное высшее – 269, среднее – 870, незаконченное среднее – 346 [4, л. 2]. В отчете обращается внимание на помощь школ города Караганды подшефным шахтам в выполнении плана угледобычи. Справка о состоянии политпросвет работы в Карагандинской области за 1945 год АП РК свидетельствует об общем количестве работников, а также предоставляет информацию сколько работников имеют высшее образование, среднее, незаконченное среднее и низшее образование. При этом обращается внимание на низкий образовательный уровень политпросвет работников Шетского, Кувского, Улутаусского районов [2, л. 23].

Последующие десятилетия 1960 – середина 1980 гг., к сожалению, не дали новых серьезных комплексных исследований по истории развития школьного образования в Казахстане. По общим проблемам, развития народного образования в Казахстане за годы Советской власти с брошюрами и статьями выступают в основном руководители министерства просвещения, партийные работники, деятели науки и культуры республики. Зато в этот период появляются монографические исследования по отдельным отраслям, этапам, различным проблемам и аспектам развития народного образования, книги, раскрывающие руководящую и направляющую роль Коммунистической партии в области просвещения.

Особенности развития культурного строительства в Казахстане и вопросы школьного реформирования получили освещение на страницах работ доктора исторических наук, профессора А.К. Канапина. Так, исследовании «Культурное строительство в Казахстане», автор посвятил изучению периода с 1953 по 1962 гг. В 1968 г. дополненный и расширенный вариант этой работы был издан на казахском языке – «Қазақстан мәдениеті жаңа кезеңде» («Культура Казахстана на новом этапе»). Обе книги отличает широта охвата различных участков культурного строительства, обилие интересных материалов, характеризующих достижения культурного развития Казахстана в указанный период.

В работе «Социалистическая культура Казахстана в годы семилетки (1959-1965 гг.)», которая была опубликована в книге «Культурная революция в СССР. 1917-1965 гг.» А.К. Канапин утверждал, что «в период развернутого строительства коммунизма на новую ступень поднялась и культура Казахстана. По его словам ее современный уровень определяется прежде всего крупными достижениями в деле народного образования. Так, за 1959–1965 гг. был завершен переход на всеобщее восьмилетнее обучение, а число учащихся и учителей в школах республики увеличилось в 1,6 раза» [6, с. 339-340]. Следует отметить, что все успехи в области культурного строительства считались результатом победы социализма, осуществления мудрой ленинской политики КПСС, реформирования системы образования, четкого и научно обоснованного руководства Советского государства процессом строительства новой культуры. Эта же идея прослеживается в его работах «Культура и общественный прогресс».

Огромный вклад в исследование проблем культуры Казахстана внес казахский историк, востоковед, организатор института востоковедения Р.Б. Сулейменов. В своих многочисленных работах, изданных в 1960-1980-х гг., Р.Б. Сулейменов исследует вопросы положительного влияния Советского государства на культурное строительство, систему школьного образования, литературу, искусство Казахстана. Данная позиция прослеживается в его работах «Об историческом опыте культурной революции в Казахстане», «О марксистско-ленинском определении культуры и культурной революции», «Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане (Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших стадию капитализма)», «Великий Октябрь и культурные преобразования в Казахстане», «Взаимовлияние культур советских народов и современное состояние казахской культуры». Исследование Р.Б. Сулейменова и Х.И. Бисенова «Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. (История строительства советской культуры Казахстана. 1917-1965гг)» также посвящено проблемам школьного строительства в Казахстане. Как отмечают авторы забота о школе в годы Великой Отечественной войны не ограничивалась лишь материальной стороной: «В эти годы был осуществлен ряд мер, направленных на улучшение учебно-воспитательного процесса в школах, введены пятибалльная система оценки знаний и поведения учащихся и экзамены на аттестат зрелости; в июне 1944 г. было принято постановление союзного правительства «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школах». Для подготовки учителей была расширена система заочного педагогического образования, созданы институты усовершенствования учителей, усилена научно-методическая работа» [8, с. 276].

Представленные работы по народному образованию отличаются насыщенностью фактического материала, введением в научный оборот ценных исторических сведений, отражавших особенности и трудности становления школы, всей системы советского просвещения в Казахстане. Однако трудностью написания магистерского исследования является отрывочный характер сведений о становлении советской модели школы в Казахстане в 1930-1960-е гг., а архивные материалы по Центрально-Казахстанскому региону представлены впервые.

В период кризиса и распада СССР наблюдается расширение историографической базы исследования, связанное с демократизацией общественной жизни. Особое место в историографии исследуемой темы занимают труды, посвященные анализу общих тенденций развития национальной культуры, становлению и росту национальной интеллигенции, в первую очередь деятелей культуры и искусства. По мнению видного ученого И.М. Козыбаева, нигилизм по отношению к дореволюционному культурному наследию казахов лишил казахскую нацию перспективы реализации больших интеллектуальных возможностей. В своей работе «Историография Казахстана: уроки истории» И.М. Козыбаев подвергает сомнению бесспорность тезиса о низком уровне грамотности казахского народа в начале XX века, количественном и качественном составе национальной интеллигенции. Отдельные аспекты культурной жизни Казахстана нашли свое отражение в его труде «История и современность», а также в краткой энциклопедии «Казахская ССР», где И.М. Козыбаев был главным редактором. Представленные работы вызывают интерес по исследуемой работе тем, что в них имеется некоторый материал по реформированию образования Казахстана в советский период.

В рассматриваемый период произошло значительное расширение и обогащение источниковой базы исследований: возросло число публикаций сборников документов и материалов по различным вопросам. Так, в 1985 г. вышла в свет книга «Культурное строительство в Казахстане (1933 – июнь 1941 гг.): Сб. документов и материалов», в которой представлена некоторая информация о ликвидации неграмотности и малограмотности Центрально-казахстанского региона, об итогах первой научно-педагогической конференции учителей Карагандинской области. Данный материал является ценным при исследовании темы магистерской диссертации. Работа «Культурное строительство в РСФСР. Документы и материалы. 1941-1945» содержит общие сведения о развитии образования и культуры в годы Великой Отечественной войны.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что самая большая группа работ посвящена общей истории культуры, культурной революции и развитию советской школы в Казахстане. Все вопросы рассматриваются в них в широком смысле, кроме реформирования школьного образования, который нами представлен в региональном аспекте. Несмотря на то, что историческая мысль данного периода полностью находилась под контролем государственных идеологических органов, отечественные историки в советский период проделали большую исследовательскую работу по изучению актуальной в научном и политическом отношении проблематики истории реформирования школьного образования. По многим из главных вопросов были созданы обобщающие труды, осуществлен выпуск тематических документальных сборников, появились историографические обзоры. Следование общепринятым стандартам научности тех лет требовало, прежде всего, соответствия идеологическим требованиям, что ограничивало и значительно сужало теоретико-методологическую базу историко-культурных исследований.