Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

RESERVES OF MANAGEMENT IMPROVEMENT SMALL BUSINESS IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zhaksybaev K.R. 1 Terletskaya A.M. 1 Murykh E.L. 1 Limareva I.G. 1
1 Karaganda State Technical University
2730 KB
Keywords: small business, economy, investment, management, training, capital, market

В Казахстане структурные изменения в управлении малым предприятиями осуществляются переходом от регулирования производственных процессом, основанных на общих интересах, к регулированию через многие личные интересы субъектов малого бизнеса, а именно:

  • в крестьянском (фермерском) хозяйстве, вне зависимости от их социально-экономических типов, системы управления фермерством на основе слияния линейных и функциональных связей производственного процесса;
  • в односемейном крестьянском хозяйстве субъектом управления является его глава, который принимает все управленческое решение по вопросам ведения производства и несет за это ответственность;
  • в отличие от этого, в многосемейных крестьянских хозяйствах системой управления может глава семейного совета;
  • в неродственных крестьянских хозяйствах кооперативного типа управление базируется на выборном или наемной основе. Организация системы управления в государственных предприятиях находится вне воли субъектов малого бизнеса, поскольку государство собственник и указывающие вопросы находятся только в его компетенции;
  • в зависимости от варианта реорганизации система управления в новых формированиях может быть строится в двух направлениях: централизованной и децентрализованной .

Исходя из зарубежного и отечественного опыта управления малым бизнесом, в новой организационной структуре управления малого предпринимательства отпадает прямое управление производством.

Новая система управления предпринимательством должна обеспечить полную реализацию интересов субъектов малого бизнеса (т.е. интересы товаропроизводителей). Главное в деятельности аппарата органов управления координационная функция по реализации интересов непосредственных товаропроизводителей.

Одной из основных функции является экономическая и социальная защита. Опыт накопленный, зарубежными странами по управлению малым бизнесом представляет большой научный и практический интерес. Вместе с тем накопленный опыт в республике и в регионах требует переосмысления с учетом проводимых экономических реформ в стране, национальных традиций и возможностей.

В региональных структурах в процессе управления отраслями Республики Казахстан необходимо учитывать местные особенности: природные, исторические, демографические, экономические условия. Только при учете этих факторов региональное управление может быть более эффективным.

Кроме того, к примеру северный регион Казахстана в сравнении с другими регионами, отличается разной величиной областей по занимаемой площади, разным положением в системе территориального разделения труда и экономических показателей. Поэтому не может быть единообразия и в структуре, функциях и в методах их управления. Диапазон различий: от городов республиканского значения (г. Астана), разных городов (районного и малых городов) до областного значения. Естественно, по разным регионам присущи разные задачи управления и объем работы аппарата управления и отсюда различные структуры, функции управления малым бизнесом.

Вместе с тем, в структуре и функциях региональных структур необходимо общая система. Она должна выражаться, прежде всего: в общих подходах к построению управленческих органов и разграничению их функций.

Следует также утвердить единый подход к руководству региональных и местных структур со стороны республиканского органа управления – Департамент развития предпринимательства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. В последующем необходимы унификация, отбор наиболее рациональных и эффективных структур управления малого бизнеса в республике по регионам.

В Казахстане когда экономика становится смешанной, наряду с государственной сложилась смешанная, коммунальная, кооперативная, коллективная, частная формы собственности и методы управления малым бизнесом соответственно становится многообразными. На смену чисто административным методам приходит экономические методы.

В условиях рынка, для предпринимательской деятельности, административное деление значения не имеет. В связи с чем необходимо изменить административные границы «по малому бизнесу» путем объединения отдельных районов, что позволить расширить сферу деятельности предпринимателей и даст значительную экономию средств; пересмотреть права и функции исполнительных органов с целью ограничения администратирования и вмешательства в хозяйственную деятельность частных предприятий.

Дело не в изменении названия и в погоне за зарубежными рыночными названиями в виде департамента, агентства, компании.

Во-первых, суть новых организационных структур заключается в том, что в данном случае не только изменяется управление с региональными органами, но и вводятся современно новые рыночные функции, цели и задачи министерства учитывающий национальные и социальные особенности экономики. В новых государственно-частных органах изменяется стиль и методы руководства, организации управления с приходом новых менеджеров со стажем работы и обученных по специальной программе, прошедших стажировку в крупных национальных и зарубежных компаниях.

Совершенствовать механизмы управления малым бизнесом в Казахстане, активно развивать инфраструктуру (государственные, коммерческие и общественные институты управления и другие). Широкое внедрение новых высокоэффективных форм организации производства (инновационные парки, технологические «теплицы» и бизнес-инкубаторы), которые должны стать основой формирования среднего класса.

В состав данного министерства предлагается ввести Комитет по поддержке малого бизнеса, Финансовый комитет, Комитет торговли, научно-исследовательские институты. Вновь создаваемые государственные структуры и ведомства предлагаем образовать на базе существующих структур, без выделения дополнительных финансовых средств, а именно:

  1. Комитет по поддержке малого бизнеса – на базе 16 существующих Управлении малого бизнеса (областные и гг. Алматы, Астана), а также более 100 местных гор-райотделений;
  2. Финансовый комитет, на базе существующих АО «Фонд развития малого предпринимательства «Даму» и АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» с передачей от Министерства сельского хозяйства РК;
  3. Комитет торговли на базе существующей структуры по торговле Министерства индустрии и торговли РК;
  4. Научно-исследовательские институты по подготовке экспертов по антикризисному риск-менеджменту и исследованию предпринимательства.

Слияние названных государственных структур и других ведомств в новое Министерство – центральный орган управления, обеспечит координацию деятельности и реализацию стратегии развития малого предпринимательства в Казахстане, окажет действенную помощь в развитии национальной экономики. Также переход к рынку предъявляет принципиально новые требования к кадровому обеспечению малого бизнеса в Казахстане. Реализуется комплекс мер по переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере малого предпринимательства.

Главная задача – обучение предпринимателей основам цивилизованного бизнеса с совершенствованием программ подготовки, так как в рыночных условиях ситуация меняется динамично.

Министерство образования и науки Республики Казахстан, а также высшие и средние специальное учреждения образования осуществляют целевую подготовку руководителей и специалистов по повышению их профессионального уровня и компетентности, овладения ими знаниями рынка, обучают их основам менеджмента, маркетинга, предпринимательства, налогообложения, кредитования, правового регулирования, психологии и социологии бизнеса. Налажена система кадровой работы, позволяющей кардинально изменить управленческий персонал в республике.

С целью дальнейшего улучшения качества подготовки специалистов малого предпринимательства Правительство Республики Казахстан последовательно проводит работу по повышению эффективности кадровой подготовки и государственного управления, совершенствуется система обучения и повышения квалификации специалистов. Казахстану нужны специалисты по рыночной экономике, способные активно реализовать приоритетные цели Стратегии развития «Казахстан–2030»

В республике с 1992 года специалистов по рыночной экономике с западными подходами готовит Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования /КИМЭП/ при Президенте Республики Казахстан и дает необходимые знания для лучшей ориентации в механизме рыночных отношений. Помощь в его создании оказали Комиссия Европейского Союза, ЮСАИД, Британский фонд «Ноу – Хау», фонд «Сорос – Казахстан» и другие. Он стал ведущим бизнес – образовательным учебным заведением страны, в котором готовят высококвалифицированных специалистов по рыночной экономике по мировым стандартам. Также Указом Президента страны образованы Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан и Казахстанско-Британский технический университет. Огромный вклад в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров вносят Казахский национальный Университет имени аль-Фараби, Карагандинский государственный Университет имени Е.А. Букетова, Академия управления имени Т. Рыскулова, Евразийский национальный Университет им/ Л.Н. Гумилева и другие

В решении проблем подготовки кадров в условиях перехода к рынку огромную помощь оказывают широкое сотрудничество с зарубежными странами. Ежегодно увеличивается обучение за рубежом студентов, аспирантов, докторантов, проведение консультаций, совместных исследований, конференций, подготовка и издание монографий, учебных пособий, программных средств и других материалов.

Правительство Республики Казахстан заблаговременно воздействует на негативные последствия безработицы путем подготовки кадров и их занятости, целенаправленного изменения профессионально – квалифицированной структуры трудовых ресурсов. Эти меры закреплены созданием структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих, соответствующих правовых, финансовых и организационных систем и т. д. В этих целях разрабатывается система мер по созданию учебной, материальной и интеллектуальной базы для обучения специалистов, новых рабочих мест, регулированию миграции.

В Казахстане действует система подготовки и переподготовки кадров, а также повышение руководящих работников, топменеджеров в сфере экономики и менеджмента за рубежом. Развитие рыночной экономики показывает, недостаточность уровня подготовки предпринимателей, несоответствие требованиям рынка, от повседневной деятельности которых зависит развитие малого бизнеса. Уровень проводимых комплексных мероприятий по поддержке малого бизнеса показывает, что назрела необходимость выработки единой политики по обучению, переподготовке и повышению квалификации по основам малого предпринимательства, управлению бизнеса, разработки эффективных программ по малому бизнесу.

Нами предлагается когда экономика будущего в основном генерируется за счет интеллектуального потенциала Казахстана создание научных подразделений нового типа – Институты по подготовке экспертов по антикризисному риск-менеджменту и исследованию предпринимательства.

Основные функции новых структур:

  • отслеживание динамики изменений рыночной ситуации, выработка стратегических и тактических прогнозов;
  • формирование оптимальной стратегии для всех государственных органов, национальных компаний и отдельных фирм.

Для создания кадрового потенциала, отвечающего потребностям рыночной экономики необходимо следующие меры:

  • широко внедрять в практику научно обоснованные методы и оценки управленческих работников;
  • разработать и задействовать систему материальных и моральных стимулов побуждающих к высокому уровню профессионализма и управленческой деятельности, деловой активности и работоспособности;
  • в соответствии с этапами реформы, изменениями объектов управления составлять региональные и отраслевые программы формирования и развития кадров.

Реализация кадровых программ предусматривает широкое использование самофинансирования, а также выделение ассигнований из бюджета. В Казахстане создан сеть консультационных фирм и центров экономического содействия. Их функция – консультирование фирм, предприятий, региональных органов управления по всем вопросам, связанным с переходом к рыночной экономике, с созданием оптимальных экономических, управленческих и социальных структур.

Еще один актуальный вопрос – это организация сбыта продукции предпринимателей на внутренных и внешних рынках. Для этого формируется информационный банк конкурентоспособных технологий и продукции, организованы научно-технологические и производственные кооперации малых предприятий, фирм Казахстана с зарубежным бизнесом. Расширяется сотрудничество предпринимателей с представителями Европейского союза, ЕБРР, АБР, МОТ, ведущих стран как США, Японии, Турции с целью развития сети инфраструктуры, передачи международного опыта.

С целью перехода к открытой экономике государство в качестве стратегической задачи привлекает иностранный капитал, создает комплекс мер господдержки и развития малого бизнеса. В результате государственной поддержки и развития малого бизнеса более 90 % национальной экономики составляет частный сектор. В весьма сжатые сроки провели демонополизацию экономики, налоговую, аграрную реформу и принят в мау 2007 года трудовой Кодекс. Эти реальные направления позволили малому бизнесу, существенно увеличит свою роль в социально-экономической жизни государства, придав новый содержательный импульс в развитии национальной экономики. Казахстанская экономика является более открытой для международной интеграции т.е. для развития малого бизнеса создан солидный социально-экономический фундамент. Инвестирование производственных, аграрных, инновационных и других приоритетных проектов регионального сектора экономики обеспечивают занятость населения, поддержку женских, молодежных, семейных бизнесов.

Одним из основных направлений реформирования казахстанского общества стало регулирование механизмов государственного управления всех уровней, приоритетным из них на региональном уровне является совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства.

В Казахстане проводятся экономические преобразования наряду с расширением производственной деятельности, совершенствованием инфраструктуры производства и реформированием финансового сектора. Для притока прямых инвестиций в приоритетные направления национальной экономики создан благоприятный инвестиционный климат.

Активное привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось с 1992 года в форме экспортных кредитов на двусторонней основе. Кредитные соглашения с МВФ создали условия для доступа республики к источникам внешнего финансирования. Международные финансовые организации стали давать кредитные ресурсы по линии официальной помощи развитию, а займы от частных иностранных кредиторов предприятиям и компаниям.

По мнению иностранных инвесторов, Казахстан является привлекательным рынком. Среди факторов инвестиционной «привлекательности» – стратегическое расположение предпринимательства; доступ к сырьевым материалам природных ресурсов; низкие трудовые ресурсы; большой потенциал рынка и другие.

Первостепенное значение для эффективного развития малого предпринимательства имеет система финансово-кредитной и инвести-ционной поддержки.