Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Arzymbetova W.Ž. 1 Turabaeva G.К. 1 Turabaeva G.К. 1 Оspanova G.S. 1 Bozshataeva G.T. 1 Turabaeva L.K. 1 Esenbaeva M. 1
1 South Kazakhstan State Universitety from M. Auezov
3117 KB
The article discusses environmental education students-a priority issue in the work of the secondary vocational education, which according to age, with the ultimate goal of the formation of ecological culture. To organize environmental education program is required of students, providing the Organization of cognitive, creative, practical and research activities of students, using a combination of innovative and traditional forms of active work methods and techniques, continuity and consistency in the presentation of the material.
environmental education
ecological awareness
students

Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействовать на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека [1].

Цель исследования. Человечество вступило в третье тысячелетие, имея огромное количество экологических проблем, обоснование сущности, содержания и технологии формирования экологической культуры студентов среднего профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Выявить особенности и средства формирования экологической культуры как качества личности средствами экологического образования. Разработать критерии и показатели экологической культуры как личностного качества средствами экологического образования. Экологического образования – формирование личностей, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития общества и природы, о правах и обязанностях граждан в отношении природной среды, способных оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей, участвующих в экологическом просвещении.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение формирования экологической культуры студентов среднего профессионального образования в теоретическом плане позволило нам сконструировать структурно-содержательную модель формирования экологической культуры, характеризующуюся наличием трех взаимосвязанных компонентов: экологической образованности, экологической сознательности, экологической деятельности.

В практике работы вузов традиционно выделяется такое направление подготовки студентов к профессиональной деятельности как организация углубленного изучения базовых наук и передовых технологий предстоящего труда в той или иной сфере во внеаудиторное время. В реализации этого направления используются как возможности учебного процесса, так и специально организуемые формы учебной и научно-исследовательской деятельности студентов. Научно-исследовательская деятельность ценна для личности студента тем, что опирается не на обязательный характер занятий, а связана с его волеизъявлением, продиктованным глубинными интеллектуально-духовными потребностями.

Как отмечают исследователи, научная деятельность студентов не только способствует их творческому росту, но и способствует духовному развитию. Известно также, что готовность к проведению исследовательской работы сегодня переходит в ранг профессионально значимого качества личности профессионала, т.к. школа находится в состоянии реформирования, пересмотра прежних позиций и нуждается в творчески настроенных педагогах. Среди основных задач научно-исследовательской деятельности студентов называются овладение диалектическим методом познания, творческое овладение программным материалом, обучение методике экспериментальной работы [2].

turabnabl.wmf

Система формирования экологической культуры студентов

Определение результативности экспериментальной работы: Для выявления эффективности работы разработанного нами кружка «Юный эколог» мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. Он состоял в выборе ответа на вопросы той же анкеты, которая использовалась в констатирующем эксперименте.

Нами были получены следующие результаты: студенты с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 9 человек;· количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 12 человек; учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 9 человек.

Уровень сформированности экологической воспитанности учащихся на заключительном этапе исследования.

Уровень сформированности

экологической воспитанности

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Количество учащихся, %

низкий (1 –5)

9 / 12 %

9 /40,3 %

средний (6 -8)

12/ 72 %

12 / 38 %

высокий (9 – 10)

9/ 16 %

9 / 22,3 %

Сравнивая уровень сформированности экологической воспитанности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах, мы выявили, что в экспериментальной группе уровень экологической воспитанности студентов намного выше, чем в контрольной группе. Таким образом, разработанные внеклассные занятия и апробированные на практике в рамках кружка «Юный эколог» значительно повлияли на процесс формирования экологической воспитанности студентов. Уровень сформированности одного из компонентов экологической культуры студентов – экологической воспитанности, стал значительно выше.

Этому моменту в эксперименте придавалось большое значение. Хочется подчеркнуть и то, что ряд проведенных исследований подтверждают, что студенты, принимающие активное участие в исследовательской работе, становятся не только высококвалифицированными специалистами, и хорошими руководителями, организаторами трудовой деятельности, но и эколого-культурной личностью [3].

Выводы

Несмотря на активную работу по экологическому воспитанию в среднего профессионального образования, уровень сформированности компонентов экологической культуры студентов, как показало исследование, остается достаточно низким. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания студентов, обеспечивающая организацию познавательной, творческой, практической и исследовательской деятельности студенты, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. При проведении эксперимента у студентов не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также изменились интересы.