Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

MECHANISM OF ACTION OF ACADEMY OF SCIENTIFIC SCHOOLS

Kubaev K.E. 1, 2
1 International academy of informatization and Academies of Higher school of Kazakhstan
2 Research Center for innovative technologies of the Almaty Academy of Economics and statistics
В статье ставится вопрос создания Академии научных школ в связи с переходом на новую систему образования и науки в Казахстане – кредитную систему и для обсуждения разрабатываются ее основные положения. Целью настоящей статьи является привлечь внимание влияния науки на образование, усиления их интеграции. Автором подробно рассматриваются cтруктура управления академии научных школ, требования к ее членам и другие вопросы.
In the article raises the issue of Academy of scientific schools in connection with the transition to a new system of education and science of Kazakhstan-credit system and to discuss its main points are developed. The purpose of this article is to draw attention to the impact of science education, strengthening their integration. The author examines in detail the structure of the Office of the Academy of scientific schools, requirements for its members and other issues.
scientific schools of Kazakhstan
influence of science on education
mechanism of cooperation of scientific schools

По свободной энциклопедии научная школа это оформленная система научных взглядов, а также научное сообщество, придерживающееся этих взглядов. У научной школы, как правило, есть основоположник и его последователи [1]. Они могут возникать неформально или в рамках институциональных единиц — академических кафедр учебных заведений, отделов научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений ученых. В Казахстане они бурно росли в советское время чего, к сожалению, трудно сказать сегодня.

Существующая кредитная система образования не вполне соответствует системе организации науки. Необходимо и в подготовке послевузовского образования усилить научную составляющую. В данной статье делается попытка в этом направлении.

В работе не ставилась цель исследования научных школ вообще, об этом много написано. Этому даже посещено специальное исследование ЦЭМИ РАН, 2011 года [2]. В данной работе проведено исследование феномена научной школы как особой формы генерации научного знания. Предлагается классификация научных школ, выделяются основные характеристики каждого типа. Анализируются педагогические, производственные и культурологические особенности функционирования научных школ.

Целью настоящей статьи является привлечь внимание влияния науки на образование и описать примерный механизм его работы, усиления интеграции образования, науки и производства. И на примере научно-образовательной системы Казахстана, показать пути повышения качества и усиления мотивации привлечения молодежи к науке.

«…Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одним из приоритетных направлений развития экономики…» – говорится в Государственной программе развития образования Республики Казахстан до 2020 года [3]. Взаимосвязь образования, науки и производства может резко повысить качество образования и отдачу от науки.

Усиление связей между уровнями образования: «школа – студент колледжа – студент вуза – магистрант – докторант PhD – преподаватель» будет осуществляться, если АНШ будет эффективно работать. Чтобы осуществить это на практике, чтобы Академия научных школ работала необходимо организовать независимую корпорацию.

Корпорация

«Академия научных школ»

Цель корпорации – обеспечить качество существующего образования.

Принципы работы корпорации:

1. Независимость «корпорации»должна обеспечить государство, закрепив это законодательно или на уровне Правительства.

2. Независимая оценка самостояткльных работ обучающихся;

3. Две закрытые рецензии на каждую самостоятельную работу обучающегося:

одна – казахстанского, другая – зарубежного эксперта;

4. Обеспечение горизонтальной и вертикальной связей ученых и обучающихся;

5. Под самостоятельными работами корпорация понимает: курсовую работу, дипломную работу (проект), диссертацию, начные статьи, монографии.

Новая структура охватывает путь «от школьника до академика». Основой Академии являются «научные школы». В ней функционально (не директивно) объединяются все уровни образования и науки по профессиональному признаку: например, математики, биологи, экономисты и др. Все связи добровольные, заявочные. Это показано далее.

Академия научных школ

(от школьника до академика)

Действительные члены – академики – доктора наук, профессора, имеющие свои научные школы;

Члены-корреспонденты – доктора наук, входящие в определенную научную школу, создающий свою школу, как составная часть этой школы.

Основа Академии – научные школы.

Научная школа:

Руководитель – академик АНШ;

Члены: школьники, учащиеся колледжей, студенты, магистранты и докторанты PhD вузов, кандидаты и доктора наук, занимающиеся в этом направлении.

kub1.tif

Рис. 1. Управление Академией научных школ (АНШ)

Требования к членам Академии научных школ (АНШ)

Крайне важно выработать требования к членам Академии, к чему должны стремится молодежь, которая хочет себя посвятить науке.

Требования к академику:

1) доктор наук не менее 10 лет, профессор не менее 5 лет;

2) выпуск не менее 2-х докторов наук;

3) выпуск не менее 15 кандидатов наук;

4) выпуск не менее 3-х докторов философии (PhD);

5) выпуск не менее 10 магистрантов.

Требования к члену-корреспонденту:

1) доктор наук не менее 3 лет;

2) выпуск докторов философии (PhD) не менее 1-х чел.;

3) выпуск магистрантов не менее 5 чел.

Структура управления академии научных школ (АНШ)

Высшим органом управления АНШ является Ученый совет, который состоит из академиков, членов-корреспондентов, представителей от секций студентов, магистрантов и докторантов (PhD). Председатель и ученый секретарь назначается путем избрания членами совета. Исполнителем органом является Правление, которые избираются здесь же (см. рис. 1).

Как следует из рис. 1, исполнительным органом АНШ является «Правление» во главе с Президентом и ученым секретарем. Оно регистрируется у государства, имеет сой счет, сайт, электронный адрес. Указываются телефоны. Основными функциями этого органа являются: организация встреч ученых по вопросам АНШ, организация и проведение семинаров, конференций и симпозиумов; подбор научных команд и участие в конкурсах на получение грантов в стране и за рубежом, выполнение заказных работ, организация и проведение занятий и консультаций, сбор взносов др. доходов.

Важно взаимодействие научных школ (рис. 2). Руководителем научной школы является академик АНШ, имеющий «свою» научную школу по определенной ветви наук (например, математической). В эту школу могут войти исследователи, занимающейся математическими проблемами от школьника до академика. Академики, члены-корреспонденты, доктора наук, профессора являются 1 уровнем АНШ.

Секция соискателей это 11 уровень АНШ, куда могут входить докторанты PhD и магистранты. В 111 уровень – секция студентов, куда могут войти студенты вузов и колледжей. И, наконец, 1V уровень – секция школьников. Его иногда называют «Малой академией». Все эти уровни соединены соответствующей отраслью науки, во главе которой стоит академик АНШ.

Функции различных подразделений

Академии

*Прием в действительные члены (академики) и члены-корреспонденты;

*Проведение научных советов;

*Прием информации о работе научных школ;

*Организация конференций;

*Представление для Академии научных школ, вузам и колледжам списка рекомендуемых в соответствующие уровни;

*Участие в отечественных и зарубежных конкурсах для получения гранта на научные исследования.

Научных школ

*Организация деятельности на коммерческой основе;

*Согласование учебных планов и тем научных работ по вузам, колледжам и школам;

*Подведение итогов обучения каждого;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;

Секций соискателей

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем ;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых на соответствующие уровни;

Секций студентов

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и научных тем;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в соответствующие вузы;

Секций школьников

*Система управления секцией;

*Представление научным школам списка обучающихся и проекта учебного плана и тем научных работ ;

*Обсуждение итогов обучения;

*Предоставление Академии научных школ списка рекомендуемых в колледжи и вузы;

kub2.tif

Рис. 2. Механизм взаимодействия научных школ Академии

Источники финансирования Академии научных школ (АНШ)

АНШ является общественной организацией и источником ее деятельности являются традиционно вступительные и членские взносы участников. Кроме того, в качестве источником финансирования могут быть спонсоры.

Заключение

Итак, деятельность такой Академии жизнеспособна, так как будет «наложена» на работающую систему кредитного образования Республики Казахстан. Во-вторых, АНШ будет способствовать развитию профориентации среди школьников и колледжей. В третьих, повысит мотивацию к науке среди молодежи. И, главное, повысит качество образовательных услуг и, следовательно, повысит рейтинг учебного заведения.