Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

1
1
2330 KB

25-й кадр – под таким названием приобрела популярность методика воздействия на подсознание людей с помощью вставки в видеоряд рекламируемого объекта в виде дополнительного кадра.

С самого начала появления подобной методики ее автор Джеймс Викери подвергся критике, пока он не сознался в том, что результаты его эксперимента были сфальсифицированы. Однако слава о 25 кадре распространилась так быстро, что в ряде стран было принято решение запретить ее в законодательном порядке. Россия в этом плане не стала исключением. Разного рода вставки в видеоряд запрещены законом «О рекламе» 2006 г.

Заметим, что и сейчас среди специалистов нет единого мнения в оценке подобной технологии. По мнению авторитетного на Западе Международного научно-популярного журнала New Scientist в некоторых случаях технология 25-го кадра работает. Но для этого рекламное сообщение должно быть замаскировано в потоке скачущих букв и цифр и появляться на время, которое на порядок превышает 0,3–0,4 сек. Испытуемые не просто должны наблюдать некий бессмысленный видеоряд, а подсчитывать число букв в мелькающих словах.

Так или иначе, но история знает примеры использования данной технологии в политических целях. Во время предвыборной кампании в 2000 г. в США в рекламном ролике Республиканской партии в поддержку Дж. Буша был использован 25-й кадр. Он содержал в себе скрытый текст: «Крысы. План Гора – выбор бюрократов!». Есть и более свежие примеры. Во время выборов в парламент Украины руководитель избирательной кампании Партии регионов Е. Кушнарев заявил об использовании блоком «Наша Украина» «25-го кадра» в агитационном фильме «Загроза. Страшна правда».

По некоторым данным в последние годы все же были изобретены более технически совершенные способы психологического воздействия, близкие к технологии 25-кадра. Речь идет об использовании ультра и инфразвука, ультрафиолетовых лучей, инфракрасного спектра. В настоящее время трудно судить об их эффективности.