Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,560

INNOVATIVE METHODS AND TOOLS FOR THE TEACHING OF SUBJECTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Metelitsa N.T. 1
1 Southern Institute of management Krasnodar
В статье рассмотрены основные методы и средства преподавания учебных дисциплин применяемых в образовательной организации, а также даны рекомендации по обеспечению нового подхода к изучению дисциплин и привитию прогрессивной информационной культуры с применением новых информационных технологий. В работе приведены алгоритмы работы обеспечения учебного взаимодействия преподавателя и обучающегося средствами Интернет-сервисов google.
The article deals with the basic methods and tools for the teaching of subjects in educational organizations, as well as recommendations for a new approach to the study of disciplines and promotion of progressive information culture with the use of new information technologies. The article contains algorithms to ensure the educational interaction of teacher and student resources by means of online google services.
online google service
e-learning
electronic system for (ECM)

Современный этап экономической жизни общества характеризуется принципиально новыми методами системы управления в различных сферах деятельности, важнейшей составляющей которых является информатизация. Эволюционное развитие информационных технологий выдвигают новые требования к подготовке специалистов способных применять новые формы и современные технологические методы работы при обработке информации и принятия управленческих решений. На сегодняшний день работодатели ужесточают требования при подборе специалистов на рынке труда, в связи с чем, преподавателям предъявляются повышенные требования к обучающимся в части освоения преподаваемых дисциплин. Традиционная практика преподавания не обеспечивает в полном объеме решения поставленных вопросов, поэтому в программах преподавания предметов необходимо предусмотреть использование новых форм преподавания основанных на практическом использовании современных компьютерных технологий. Федеральными государственными нормативными актами [1] предусмотрена уровневая система подготовки, позволяющая выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями и быть востребованным на рынке труда. В связи с модернизацией образования, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой [7-9]. На современном этапе, повышение роли образовательного процесса должно обеспечиваться за счет использования современных инновационных компьютерных технологий, которые потребуют изменения взаимодействия преподавателя и обучающегося. Нововведением в образовательном процессе является дистанционная форма обучения и электронное обучение. Электронное обучение обладает рядом преимуществ перед традиционной формой обучения [2-4]. Такая форма обучения позволяет осуществлять большую свободу доступа через Internet к электронным курсам, возможность получать образование без отрыва от работы, развивать свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронное обучение имеет возможность определять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентами в процессе обучения. Поэтому для реализации потенциала возможностей необходимо создание электронных учебников, интерактивных курсов, а также свободного доступа к всевозможным электронным информационным ресурсам. На сегодняшний день концепция организации информационно-технологической инфраструктуры предприятий и организаций обеспечивается через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет. В целях упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов образовательной организации, повышения эффективности управления корпоративным информационным контентом, рассматривается «Электронная система управления корпоративным информационным контентом (ЕСМ)» на базе Интернет-сервисов Google Apps for Education. Использовать корпоративные Интернет-сервисы возможно для контроля за выполнением должностных обязанностей, осуществления и обеспечения учебного процесса на основе внешних коммуникаций и электронного обучения [6].

Для функционирования такой системы необходимо создать рабочие сайты кафедр, доступные в Интернете, руководству образовательной организации и преподавателям соответствующей кафедры. Для упорядочивания и оптимизации использования информационно-технологических ресурсов, организации единого входа в информационное корпоративное пространство, а так же создания системы корпоративных Интернет-сервисов, формируются имена пользователей и адреса абонентов Интернет-сервисов. Работникам, относящимся к производственному и профессорско-преподавательскому составу, администратором присваиваются индивидуальные адреса корпоративной электронной почты. При этом обеспечивается персонифицированный доступ работников в корпоративный электронный почтовый сервис и поддержка в актуальном состоянии перечня пользователей корпоративного электронного почтового сервиса.

Применение ЕСМ обеспечивает новые формы учебного взаимодействия преподавателя и студента средствами Интернет-сервисов google. При реализации электронного обучения создаются рабочие сайты преподавателей и обучающихся с полным уровнем доступа. На сайте преподавателя размещаются: «Кейс-задачи», которые выбираются обучающимися для выполнения типичных профессиональных заданий, направленных на реальную профессионально-ориентированную ситуацию; деловые экспертные или ролевые игры и иные тренинги целью которых являются принятие решений приближенных к реальной проблемной ситуации.

На сайте обучающихся создается «Потфолио студента», в котором формируются все выполненные задания характеризующие усвоение учебного материала, контрольные работы, продукты самостоятельной работы, рефераты и другие виды работ, выполненных студентом за весь период обучения [5].

Средствами Интернет-сервисов google преподаватель и студент имеют возможность свободного общения в реальном режиме времени в результате, учитывая специфику преподаваемых дисциплин, преподаватель сам определяет качество подготовки обучающегося. Использование преподавателями элементов электронного обучения через предоставление (получение) удаленного динамического доступа к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям через Интернет позволит реализовать выполнение самостоятельных работ студентов и дистанционное обучение [10]. Основным показателем результата обучения должен являться – процесс практической деятельности, а критерием оценки будет служить правильность, точность, обоснованность своих действий при выборе и принятии управленческих решений.

Для текущего контроля успеваемости, освоения компетенций, а также оценки качества подготовки обучающихся, должны быть предусмотрены программы формирования компетенций и фонд оценочных средств. Одной из прогрессивных образовательных технологий оценки качества подготовки обучающихся, используемых в системе высшего образования, является бально-модульно технология. Эта технология включает два взаимосвязанных компонента – модульное обучение (на основе учебной программы модульного типа) и бальный контроль. В процессе бально-модульного обучения должно применяться широкое использование активных форм проведения занятий, обеспечиваться условия для самостоятельной работы студентов и осуществляться контроль за результатами учебной деятельности.

Внедрение инновационных методов и средства преподавания учебных дисциплин и электронного обучения в образовательной организации это реальная перспектива, направленная на подготовку профессиональных специалистов востребованных на современном рынке труда.