Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PREPARATION OF APPLIED BA IN YUTI TPU

Ilyaschenko D.P. 1
1 Yurga Technological Institute branch of The National Research Tomsk Polytechnic University
3423 KB
Large-scale modernization of the domestic economy, which requires continuous reproduction of highly qualified specialists that fully applies to the training of engineers for high-tech industries, where «the work is done with the use of welding technologies in the construction, installation, repair and reconstruction of technical devices of hazardous industrial facilities.» Therefore, as will be agreed by the changing needs of industries in the specialists in this category, created conditions for ensuring the quality of their training, depends not only on their relevance to the modern labor market, but also the result of innovative development of domestic industrial capacity and the whole society. The article deals with various aspects of the training practice-oriented professionals, both in Russia and abroad. A variant of the development of an integrated system of training in the framework of applied bachelor programs.
integrated system
manufacturing practice
professional competence
аpplied вachelor’s
employment
employer
higher education
practical orientation training
1. Alekseenkov A.S., Ermakov S.A., Karev V.I. Problemnye aspekty innovatsionnoy profilnoy podgotovki studentov mashinostroitelnykh vuzov // Siberian pedagogical journal. 2014. no. 4. pp. 197–202.
2. Babaev B.D., Lutsenko S.V. Vzaimodeystvie vysshey shkoly i biznesa v organizatsii podgotovki kadrov dlya ekonomiki strany // Ekonomika obrazovaniya, 2009. no. 4(2). pp. 41–46.
3. Efremenkov A.B.. Pakhomova E.A., Bibik V.L., Kalinyuk Y.V. Formirovanie proizvodstvennykh kompetentsiy v protsesse praktiko-orientirovannogo obucheniya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014. no. 1. рр. 127–132.
4. Il’yashchenko D.P., Bibik V.L. Osobennosti podgotovki spetsialistov-bakalavrov v usloviyakh modernizatsii obrazo­vaniya, realizuemye v YuTI TPU // Diskussiya. Ekaterinburg, Izd-vo «Izdatel’skiy dom «Azhur», 2013, no. 7. рр. 121–126.
5. Chugunov D.Y., Vasil’ev K.B., Frumin I.D. vvedenie programm prikladnogo bakalavriata v rossiyskuyu sistemu obrazovaniya: zachem i kak? // Voprosy obrazovaniya. M., 2010. no. 4. рр. 247–267.
6. Gray K., Herr E. Workforce education: Thebasics.  Needham Heights, MA: Allyn and Bacon, 1998. 326 p.
7. http://uti.tpu.ru.
8. http://teami.spbstu.ru/o-vuze/obshchaya-informatsiya.
9. http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html.
10. http://tpu.ru.

На сегодняшний момент на многих промышленных предприятиях различной отраслевой направленности России имеет место нехватка квалифицированных практико-ориентированных кадров, способных успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. Выпускники высших учебных заведений не в полной мере могут восполнить кадровые потребности предприятий, так как срок адаптации молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а работодатель тратит большие средства на послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой высшего профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации в высшей школе надо менять классическую технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.

Новую технологию необходимо разрабатывать на основе практико-ориентированного обучения, за основу можно принять систему интегрированной подготовки специалистов, реализуемую успешно в ЮТИ ТПУ, Институт машиностроения «ЛМЗ-ВТУЗ» [3] и других, что должно способствовать повышению мотивированности студента на приобретение профессиональной компетентности и сокращению адаптации выпускников на производстве.

Можно выделить четыре подхода к практико-ориентированному образованию:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в университете инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.

«…Следует перенастроить всю систему профессионального образования. Очень многое можно заимствовать из собственного опыта, естественно, на новом уровне. Имею в виду что? Это и возрождение школьной профориентации, работа высших технических учебных заведений – втузов, которые создавались на базе крупных промышленных предприятий. Главный принцип – обучение на реальном производстве, когда теория подкрепляет практические навыки». Из послания Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года [4].

На протяжении долгого времени основным базовым предприятием и стратегическим партнером ЮТИ ТПУ было предприятие ООО «Юргинский машиностроительный завод». Однако изменения, проходящие в стране, переориентированность на нефтегазовую отрасль заставили пересмотреть и расширить перечень предприятий (различной отраслевой направленности) для прохождения практики и последующего трудоустройства. Для соответствия возрастающим требованиям к выпускникам кафедры сварочного производства со стороны предприятий различной отраслевой направленности, было принято решение о модернизации подготовки студентов направления 150202 «Оборудование и технология сварочного производства». Одной из животрепещущих тем модернизации высшей школы является повышение эффективности производственной практики [5].

В течение последних 5 лет на кафедре СП ЮТИ ТПУ проводится модернизация подготовки специалистов, ориентированных на одну промышленную отрасль, машиностроение к подготовке универсальных специалистов, способных работать в любой отрасли, поэтому проблема поиска и расширения мест прохождения производственной практики студентами ВУЗа, решается по следующими способами:

1. Систематическое экскурсионное посещение студентами международных выставок передовых достижений в области сварки и предприятий;

2. Прохождение практики на предприятиях различной отраслевой направленности соседних и удаленных регионов страны;

3. Смещение приоритета практики в сторону малых и средних частных предприятий в домашнем регионе и крупных компаний в удаленных регионах.

Выбранный курс модернизации подготовки доказал право на жизнь у студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» и успешно применяется для подготовки бакалавров по направлению 150700 «Машиностроение» рис. 1, 2.

ilias1.tif

Рис. 1. Количество студентов кафедры сварочного производства, прошедших практику (стажировку) на предприятиях, работающих в соседних и удаленных регионах страны

ilias2.tif

Рис. 2. География прохождения практики и трудоустройства выпускников кафедры СП ЮТИ ТПУ (составлено автором)

С 1.09.2013 года ЮТИ ТПУ перешел на реализацию программы прикладного бакалавриата, что дает возможность студентам быстро получить высокую квалификацию и приобрести навыки, востребованные на рынке труда.

Прикладной бакалавриат – это конечная квалификация, которая позволяет осуществить прямой выход на рынок труда и редко подразумевает дальнейшее обучение, хотя и не исключает его. Прикладной бакалавриат уже доказал право на жизнь и успешно реализуется в зарубежных странах: Финляндии, Нидерландах, Франции, Австралии [6]. Формирование профессионального инженера – долгий путь. В зарубежных странах получить звание «профессиональный инженер» можно через 4–7 лет после окончания вуза [7].

Наиболее близкой моделью к интегрированной системе обучения по мнению авторов [7] является дуальная система профессионального обучения, традиционная для ФРГ, немецкоязычной Швейцарии, Австрии и частично внедренная в Дании [8], что и легло в основу разработанной программы обучения студентов для реализации прикладного бакалавриата направления 150700 «Машиностроение», профиль «Оборудование и технология сварочного производства», представлена на рис. 3, использует наработанный опыт практической подготовки студентов специальности 150202 «Оборудование и технология сварочного производства» [9].

ilias3.tif

Рис. 3. Интегрированная система подготовки (прикладной бакалавриат) [9]

В связи с выбранной спецификой подготовки ознакомительные учебные практики студенты 1 и 2 курсов проходят на предприятиях разной отраслевой направленности, с которыми заключены соответствующие договоры. Студенты 1 курса проходят практику на машиностроительных заводах, студенты 2 курса – в компаниях, работающих в нефтегазовой отрасли, студенты 4 курса проходят производственную практику, уже выбрав для себя приоритетное направление: нефтегазовое, машиностроение, энергетика; химической и т.д.

Прохождение производственных практик позволяет студентам не только приобрести необходимые данные для успешного выполнения ВКР (тематику которой студенты получают на 2 курсе и могут скорректировать в процессе обучения), но и на практике закрепить полученные теоретические знания в области сварочного производства.

Знакомство выпускников ТПУ с потенциальными работодателями осуществляется через [10]:

  • прохождение практик на предприятиях различной отраслевой направленности;
  • участие в ярмарках вакансий;
  • посещение презентаций работодателей;
  • просмотр вакансий работодателей на сайте института.

Результат эффективности работы, проводимой кафедрой сварочного производства, показан на рис. 4.

ilias4.tif

Рис. 4. Соотношение выпускников по годам и потребности в выпускниках кафедры СП предприятий

Представленная система подготовки квалифицированных специалистов не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы, она может быть основанием для дальнейшей разработки эффективных подходов к формированию интегрированного обучения «вуз – производство».