Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING PRACTICE RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN STUDENTS

Kazabeyeva V.A. 1
1 Kazakh National Pedagogical University after Abai
2575 KB
The article is devoted to the some of the interactive technologies of teaching Russian foreign students at the university, revealed methodological features of their use in the system of university education. The use of innovative forms of learning in the university education system leads to improvement of its quality in accordance with the needs of society and the individual, as well as the established norms, standards and requirements.
innovative teaching
interactive technology
the method of discussion
the method of case-study
information technology

Наше столетие – «век информации», «век новых технологий», «век образования». Развитие образования остается одним из приоритетных государственных направлений, так как именно качественное образование является основой инновационного развития Казахстана. Модернизация системы образования, происходящие изменения в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни. Изменение содержания образования состоит в постепенном переходе от учебно-предметной деятельности, основанной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков, к ориентации на овладение каждым учащимся (с учетом особенностей его развития) совокупно универсальными умениями. Построение содержания образования с учетом современных тенденций развития научных знаний приводит к необходимости в качестве основных единиц усвоения выделять не только понятия, но и те познавательные средства, которые помогают учащемуся самостоятельно добывать знания через овладение интеллектуальными действиями, развивающими мыслительные процессы [1].

Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. В связи с вышесказанным предлагается описание некоторых методов интерактивного обучения в вузе и особенностей их использования в учебном процессе.

Методы интерактивного обучения. «Интерактивное обучение» рассматривается как «способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся» [2]. Это и есть сущность интерактивных методов, которая состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех студентов и преподавателя.

По сравнению с другими методами интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения (рисунок).

kaz1.wmf

Интерактивная модель обучения

Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Он регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

К интерактивным методам относят, таким образом, лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.

Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения.

В переводе с латинского языка «discussio» – это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором – дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента.

Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии – это сопоставление различных позиций дискутантов.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии происходит процесс «ориентации» и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, общей атмосфере. Именно таким образом начинает вырабатываться некая установка на решение представленной проблемы.

Стадия «оценки» напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций.

Один из вариантов проведения дискуссии в группе – это метод «круглого стола». Целевое назначение метода заключается в обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех студентов в равное положение по отношению друг к другу; системном, проблемном обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:

• соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы студенты могли видеть друг друга;

• введение в практику принципа «свободного микрофона»;

• создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола»;

• наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Круглый стол можно провести в нескольких вариантах:

Вариант «А»

1. Краткое вводное слово преподавателя.

2. Заслушивание кратких вводных сообщений участников «круглого стола».

3. Постановка перед участниками «круглого стола» вопросов, поступивших из аудитории.

4. Развертывание дискуссии.

5. Выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.

Вариант «Б»

1. Блиц-опрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы.

2. Уточнение порядка и характера работы.

3. Ответы по существу поставленных вопросов.

4. Заслушивание мнения выступающих из аудитории.

5. Нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.

Вариант «В»

1. Показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.).

2. Представление участников «круглого стола», заслушивание их суждений по поводу предъявленной ситуации.

3. Подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории.

4. Дискуссирование.

5. Нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.

В ходе проведения занятия данным методом необходимо разъяснять участникам «круглого стола» порядок решения проблемных вопросов, поступивших в ходе занятия, сроков ответа на них.

В заключение подводится итог работы «круглого стола», высказываются пожелания его участникам и присутствующим.

Кейс-методы – методы обучения навыкам принятия решений путем анализа конкретных практических проблемных ситуаций. на наш взгляд, при рассмотрении ситуаций непосредственно на практическом занятии, может применяться текст, изложенный на 1-2 страницах. Особенностью данного метода является то, что он не содержит готовых ответов и решений специалиста по содействию клиенту в выходе из той или иной трудной жизненной ситуации. Данное условие побуждает студента к использованию соответствующего алгоритма решения проблем, содержащего: анализ изложенной информации, выявление ключевых проблем, выбор альтернативных путей решения и нахождение оптимального варианта решения проблемы, оценивание всех возможных последствий, связанных с принятием решения. Также формирует у студента умение представить модель практического действия, что является эффективным средством формирования профессиональных качеств будущего специалиста. Использование данного метода побуждает студентов к проведению дискуссий по вопросам, не имеющим единого решения, умению студентами аргументировано обосновывать свою точку зрения. Таким образом, у студентов развивается умение ориентироваться в новых условиях, комбинировать запас имеющихся знаний и умений для поиска недостающих, способность поиска путей наиболее эффективного решения конкретной проблемы.

В рамках контролируемой самостоятельной работы студентами могут анализироваться проблемные ситуации, представляющие собой классический кейс – это текст на 10-20 страницах, содержащий в конце вопросы для студентов, на которые они отвечают после самостоятельного изучения. Обязательным требованием при реализации данного вида кейса является умение применять теоретические знания для анализа конкретной ситуации и выработка студентами адресных практических рекомендаций по решению конкретной проблемной ситуации. Особенностью решений проблемных ситуаций является и то, что они ставят студента перед противоречиями и необходимостью поиска выхода из них, развивают мыслительные возможности рассуждений по поводу того, что является критерием выбора этих решений и доказательств.

Данный уровень познания можно решить только при овладении иностранными студентами инструментарием научных исследований, основой которого является непрерывная научно-исследовательская работа, к которой они приобщаются как в рамках работы над курсовыми проектами (со второго курса), так и в рамках работы в научных кружках и участия в научных конференциях.

Этапы проведения case-study

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

До занятия

1. Подбирает кейс (конкретную ситуацию).

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов.

3.Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендованной литературы.

2. Готовится к обсуждению ситуации.

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит группу на подгруппы.

3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает студентов дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

После занятия

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме.

И последнее, на чем нам бы хотелось остановиться в статье, информационные технологии интерактивного обучения.

Информационные технологии – это совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами. Понятие «информационные» включает в себя и компьютерные, и телекоммуникационные средства.

Под средствами информационных технологий традиционно понимают программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- и видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.

Современные информационные технологии предлагают следующие возможности для использования в системе образования: электронная почта, чат, форум, блог, Веб-сайт, электронные доски объявлений, электронные библиотеки, доступ к базам данных, голосовая почта, видеоматериалы на разных носителях, электронные учебники на разных носителях, трансляция лекций и проведение конференций с использованием Интернета и т.д.

Рассмотрим информационные технологии, применение которых представляется возможным при обучении русскому языку иностранцев в неязыковом вузе:

– чат – это текстовый диалог в сети Интернет, который можно вести в реальном времени, средство оперативного общения людей через Интернет. Текстовый вариант чата позволяет собеседникам видеть на мониторах своих компьютеров то, что они печатают друг другу. В педагогической практике существует некоторый опыт использования чатов в образовательных целях. При обучении иностранному языку общение в чате может быть использовано преподавателем для контроля изученного материала, а также студентами для общения друг с другом в процессе работы над совместными проектами.

– форум – это пространство для массового тематического общения, где специальным программным обеспечением является Веб-форум. Форум имеет набор тем для обсуждения и набор участников форума. В образовании данный Интернет-сервис используется очень широко. В обучении в настоящее время форум – самая распространенная форма общения преподавателя и учащихся.

– электронная почта (ЭП) – это совокупность программно-аппаратных средств, обеспечивающих передачу сообщений между компьютерами. Сообщения могут быть представлены как в форме обычных текстов, так и в нетекстовой форме (программы, графика, видео, звук), в открытом или зашифрованном виде. Время доставки письма может составлять от нескольких секунд до десятков минут и зависит, главным образом, не от расстояния, а от количества переходов из одной сети в другую в процессе доставки, а также от организации службы ЭП в той или иной сети на пути передачи сообщения. Получение электронных сообщений, а также подготовка и отправка ответов на них могут производиться в удобное для любого участника переписки время. по этой причине электронную почту относят к неинтерактивным технологиям, реализуемым в режиме «offline», поскольку между отправлением письма и получением ответа на него обычно проходит какое-то время (несколько минут, часов, дней и т. п.). Электронная почта является одной из наиболее дешевых и сравнительно несложных телекоммуникационных технолгий. При реализации заочной формы обучения иностранному языку ЭП может применяться для: оперативной доставки необходимых учебных и учебно-методических материалов, а также административной информации обучающимся; оперативной доставки выполненных домашних заданий преподавателю; обратной связи между преподавателем и обучающимся; диалога между обучающимися.

Таким образом, при обучении русскому языку как иностранному электронная почта может использоваться в качестве вспомогательного средства.

Заключение. Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что использование инновационных форм обучения в системе университетского образования ведет к повышению его качества в соответствии с потребностями общества и личности, а также, установленным нормам, требованиям и стандартам. Использование инновационных форм обучения позволяет подготовить специалиста, обладающего не только теоретическими знаниями, но и практическими умениями и навыками, конкурентоспособного на рынке труда, ориентированного на успешное и эффективное решение профессиональных задач.