Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR WRITING RESEARCH PAPERS ON ECOLOGICAL AND BIOLOGICAL TOPICS

Nedeliaeva A.V. 1 Shtyrlina O.V. 1 Lupandina M.V. 2
1 Minin State Pedagogical University
2 Centre for Development of Children of Nizhny Novgorod Region
2561 KB
The article suggests methodical recommendations for writing school of scientific research on ecological and biological topics. The paper presents the optimal structure design works. The article presents the requirements for writing the section «Introduction», «Review of the literature on the topic of research», the description of methods and research, exploration results and their discussion, conclusions and opinions. In the article there is an example of the title page, table of contents shows a variant design work.
school research activity on ecological and biological topics; structure of school research paper

Естественнонаучная направленность – сфера дополнительного образования детей, дополнительного образования детей, в рамках которой создаются условия для углубленного изучения естественнонаучных дисциплин.

Развитие в системе образования дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности продиктовано рядом документов – Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ-273, статья 12, п.4, 75) [1], приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ №1008 от 29.08.2013).

Программы по дополнительному образованию детей, охватывающие естественнонаучные дисциплины и интегрированные с учебными предметами общеобразовательной школы, создают условия для разнообразной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности.

Опыт нашей работы в качестве экспертов, членов жюри городских и областных конкурсов школьных научных исследований по эколого-биологической тематике показывает, что учащиеся, имея достаточно богатый теоретический и практический материал, часто затрудняются при его оформлении в четко структурированное научное исследование. Цель работы – составление методических рекомендаций по написанию школьных научно-исследовательских работ по эколого-биологической тематике.

На основании анализа ряда научно-исследовательских работ нами определена оптимальная структура оформления школьных работ естественно-научного цикла.

Структура научно-исследовательской работы школьников должна включать следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (содержание).

3. Введение.

4. Обзор литературы по теме исследования.

5. Условия и методика исследования.

6. Результаты исследования и их обсуждение.

7. Выводы.

8. Заключение.

9. Список литературы.

10. Приложения (нумеруются по порядку).

Титульный лист работ выполняется в едином стиле. Образец титульного листа представлен в конце методических рекомендаций. Страница титульного листа не нумеруется.

Содержание (оглавление) работы включает названия глав, разделов, параграфов, которые располагаются ступенчато (соподчинено). Образец оформления содержания (оглавления) также представлен.

Описание работы начинается с «Введения», где дается обоснование актуальности выбранной темы, отвечая на вопрос «Почему данную проблему необходимо изучать для дальнейшего развития науки и практики?» При описании актуальности исследования обосновывается необходимость и своевременность изучения данного вопроса [2].

Во введении может быть сформулирована гипотеза исследования, которая является проектом будущего материала, его результатов. На основе гипотезы формулируются цель и задачи исследования. Для школьных научно-исследовательских работ достаточно поставить 2-3, но не более задач, иначе работа будет перегружена материалом.

Во введении может быть отражена новизна полученных результатов, обосновывается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования. Завершается раздел «Введение» определением структуры работы: «Научно – исследовательская работа состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав, заключения, выводов, списка литературы и приложений». Рекомендуемый объем введения до 1-2 страницы.

За введением следует I глава работы «Обзор литературы по теме исследования.

Требования к главе 1 «Обзор литературы по теме исследования»

Глава должна содержать анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. В литературном обзоре описываются мнения, факты, суждения ряда авторов по изучаемому вопросу. В обзоре литературы приводятся цитаты со ссылками на авторов. Библиографические ссылки даются в квадратных либо в круглых скобках, с обязательным указанием года издания данного источника, например, [Петров, 1978] или (Петров, 1978), или указанием порядкового номера источника из списка литературы, например [2].

Важно установить, насколько проблема исследования по данному вопросу освещена в научных исследованиях и других литературных источниках. Глава может включать параграфы. Параграфы главы могут быть посвящены отдельным вопросам, гипотезам, мнениям разных авторов. Глава может содержать таблицы и рисунки, которые нумеруются. Глава должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, проведенный анализ данных литературы свидетельствует о…». Объем главы не более 10 страниц.

Глава II посвящена описанию условий, при которых проводилась работа, и методике проведения экспериментов и наблюдений.

Требования к главе 2 «Условия и методика исследования»

В главе 2 описывается, как и где было организовано исследование. В главе может быть выделен объект и предмет исследования. В качестве объекта изучения выступает то, на что направлено внимание исследователя. Предметом является то, что исследователь изучает в объекте. Если в качестве объекта выступают живые организмы, тогда предметом исследования в этом случае может быть физическое развитие (индекс физического развития, ростовой индекс и др.), функциональные показатели (частота сердечных сокращений, показатели артериального давления и др.).

Если в качестве объектов наблюдения были люди, тогда в главе 2 описание строится по следующей схеме: описание условий обследования (как проходил эксперимент), базы обследования, характеристика контингента обследуемых (количество, возраст, пол), время, календарные сроки, условия, место проведения, сколько раз было проведено исследование и количество его повторностей, продолжительность исследования. При необходимости может быть дана характеристика природных условий, функциональных возможностей приборов, применяемых в ходе выполнения исследования.

Глава должна содержать описание методики и техники проведения исследования. Методика должна быть основана на измерении, на снятии каких-либо показателей, на наблюдении, постановке эксперимента. В приложениях к научно-исследовательской работе приводятся первичные результаты этих измерений, исследований, анкетирования.

В конце главы 2 должны быть сведения о методах и показателях статистической обработки материалов исследования ( определение среднего арифметического значения, ошибки средних арифметических значений, критерий достоверности и др.). Глава может быть иллюстрирована рисунками, схемами, графиками, таблицами и должна заканчиваться кратким резюме, например: «Таким образом, для решения поставленных задач, были использованы адекватные методики, представлена схема организации исследования …». Рекомендуемый объем главы 3-4 страницы.

Глава 3 «Результаты исследования и их обсуждение»

В главе должны содержатся статистически обработанные результаты собственных исследований, которые могут быть представлены таблицами, графиками, рисунками, диаграммами и другим иллюстративным материалом. Вначале приводится небольшое текстовое описание результатов с фактическими данными, далее может быть ссылка на таблицу, рисунок или другой иллюстративный материал, после этого обязательно проводится их анализ и обсуждение (ответ на вопрос: чем можно объяснить такие результаты?). В некоторых случаях допускается анализировать сразу несколько таблиц.

Первичные результаты исследования оформляются в виде приложений.

Глава должна заканчиваться кратким резюме: «Таким образом, в главе 3 представлены результаты по оценке…». Объем главы – до 10 страниц.

Работа должна завершаться выводами и заключением.

Выводы – основная итоговая часть научно-исследовательской работы. Выводы по исследованию должны соответствовать заявленным задачам (2-3). Выводы должны быть четко структурированы, пронумерованы, логика порядка построения выводов должна отражать этапы работы. Допускается делать число выводов на 1 больше, чем число задач. Результаты исследований должны подтверждать выводы, а не опровергать их. Объем выводов 1-2 страницы.

Заключение – эта часть научно-исследовательской работы, выполняющая роль концовки проведенного исследования. В заключении обязательно указывается, достигнута ли цель исследования, успешно ли решены задачи, выдвинутые в ходе выполнения работы, подтверждена ли гипотеза исследования. В заключении отмечается теоретическая значимость и практическая ценность проведенного исследования. В заключении возможны рекомендации по итогам проделанной работы. Рекомендуемый объем заключения: 1-2 страницы.

Завершает научно-исследовательскую работу список используемой литературы.

Оформление списка литературы

Список литературы составляется в алфавитном порядке, сначала указываются отечественные авторы, затем зарубежные. Оформление списка литературы должно быть в соответствии с государственным стандартом на библиографическое описание: ГОСТ Р 7.0.5-2008. Список литературы состоит из 10-15 литературных источников, ссылки на которые должны быть обязательно в основном тексте работы.

Раздел «Приложения» включает второстепенный материал, как, например, первичные данные, результаты измерений, схемы приборов, анкеты и т.д. Каждое приложение нумеруется.

В итоге общий объем оформленной по всем требованиям научно-исследовательской работы должен составлять 30-32 страницы текста, выполненного на лицевой стороне листа. Обратная сторона листа текстом не заполняется.

Приведенные требования носят рекомендательный характер. К некоторым конкурсным работам могут быть другие требования.

Шрифт – Th 14 через полуторный интервал (основной текст, кроме таблиц). Шрифт заголовков глав, введения, выводов, заключения, списка литературы и приложения Th 16 через полуторный интервал. Расстояние между заголовком и последующим текстом – 16 мм. В тексте необходимо выдерживать единство терминологии, условных обозначений и символов.

Поля вокруг текста: левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм (до цифрового обозначения страницы); нижнее – 25 мм.

Все страницы работы нумеруются. Первой страницей считается титульный лист (номер на титульной странице не ставится), на следующей странице ставится номер 2. Порядковый номер печатается в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава начинается с новой страницы, в отличие от параграфов. Если глава обозначается арабской цифрой, то и подразделы нумеруются арабскими цифрами. Названия глав пишутся заглавными буквами жирным шрифтом, с выравниванием по центру листа, подразделов (параграфов) – строчными, жирным шрифтом. Заголовки отделяются от основного текста тремя интервалами. Точки в конце заголовков и подзаголовков (параграфов) не ставятся, в них не допускаются переносы. Текст должен делиться на абзацы. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ – 1.25.

Таблицы должны быть компактными и единообразными в построении. При написании таблиц необходимо делать ссылки на них в тексте. Таблицы оформляются по следующему образцу: в правой половине страницы (ближе к краю) впечатывается Таблица (указывается ее номер) и название. Слово «таблица» сокращать нельзя. Далее (посередине страницы) следует указать название таблицы строчными буквами (без кавычек), точки в конце названия таблицы не ставятся, затем форматируется содержание таблицы («сетка», в которой представлены данные).

При оформлении рисунков название пишется внизу (под рисунком, диаграммой, схемой, фотографией). Например: Рисунок 1. Диаграмма изменений показателей ЧСС на уроке (точка после названия не ставится)

После таблицы или рисунка приводится краткое обсуждение табличного (диаграммного) материала.

Важным этапом выполнения научно-исследовательской работы является ее представление на конференции или конкурсе в виде доклада или презентации. Также презентация сопровождает изложение работы в форме доклада.

При подготовке к защите работы конкурсант составляет доклад (время доклада не более 7-9 минут). В докладе должна быть представлена актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи. В докладе должна быть кратко описана методика исследования, приведены основные результаты исследования и их обсуждение. Заканчивается доклад заключением и выводами.

Презентация работы оптимально может содержать 10-12 слайдов, общий цветовой фон слайдов спокойный, не вызывает напряжения зрения, тестовой материал представлен ярко, четко, не должен сливаться с общим фоном. На слайдах должно содержаться минимальное количество словесного материала, выполненного достаточно крупным шрифтом (Th 14 – 16).

1-й слайд – название работы и кто выполнил; 2-й слайд – цели и задачи; 3-й слайд – перечислить название основных используемых методов; 4-й и последующие слайды – графики и диаграммы, построенные на основе табличного материала. Можно использовать и цифровой материал в таблицах, тогда таблицы должны содержать небольшое количество позиций, и цифры показаны шрифтом не менее чем Th 16. Таблицы, рисунки на слайде должны иметь то же название, что и в работе.

В слайдах могут быть отражены этапы и результаты работы, представленные в фотографиях и рисунках. Последние слайды посвящены выводам и заключению.

Примеры оформления титульного листа и содержания работы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 ГОРОДСКОГО ОКРУГА

г. БОР

Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»

Секция: «Экология и здоровье человека»

Тема:

Влияние автотранспорта города Бор

на здоровье человека

Выполнила: (класс, ФИО)

Научный руководитель:

(должность, ФИО)

г. Бор

2014

Образец оформления содержания (оглавления) работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………………………….............................…5

1.1. Название параграфа (при выделении параграфов в главе)……………………...........…...5

1.2. Название параграфа…………………………………………………………...........………10

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………….............

2.1. Название параграфа…………………………………………...…………….........………….

2.2. Название параграфа…………………………………………...............................................…

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………….......…………

3.1 Название параграфа………………………………………………..........................................

3.2. Название параграфа……………………………………………………….........……….…...

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…………………………....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….....

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..................................