Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

BUMAGOPLASTIKA AS A MEANS OF CREATIVE ABILITIES OF PRE-SCHOOL CHILDREN

Vasileva K.V. 1 Gusev D.A. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
The article presents a study on the problem of development of creative abilities of children of preschool age. Historically, based on psycho-pedagogical study of domestic and foreign scientists, reveals the essence of the definitions of «creativity», «creativity», «creative abilities». Given perceptual features necessary for the manifestation of the creativity of the creative personality, highlighted the criteria of creativity. Actualized the importance of development of creative abilities of children of the senior preschool age. The description of teaching experience on the development of creative abilities through the fine arts. Based on the study, the effective type of graphic activity, in particular, construction paper, contributing to the development of creative abilities of children of preschool age. Recommendations for work with bumagoplastikoy in preschool childhood, allocated its merits use in the development of abstract thinking in children.
development
creative skills
creativity
display activity
preschool age
bumagoplastika

В настоящее время веяние научно-технического прогресса диктует свои условия развития хода жизни всего человечества. Сейчас ситуация требует от каждого из нас подвижного и гибкого мышления, быстрой адаптации и ориентации в новых условиях жизни, творчества в решении различных проблем и задач. В эпоху автоматизации и компьютеризации деятельности часть исполнительского труда теперь принадлежит машинам. При такой ситуации творческие способности человека становятся общепризнанной значимой частью интеллекта, а их развитие – важнейшая задача современного воспитания человека. Культурное наследие человечества является результатом творческой деятельности людей. Творческий потенциал подрастающего поколения определяет жизнь и движение общества в будущем. В последнее время система современного образования проявляют интерес к вопросу развития креативности детей дошкольников и детей школьного возраста.

Тенденция повышения качества образования стоит перед дошкольными образовательными организациями на современном этапе развития общества. В программных документах Министерства образования Российской Федерации говорится о правах ребенка на творческий поиск и самореализацию. В них также говорится о формировании основ личностной культуры, развитии воображения и творчества, из которых вытекает способность к самовыражению и желание активно участвовать в преображении окружающей действительности. Воображение как важная составляющая разнообразной деятельности дошкольника (игровая, предметно-практическая, эстетическая, коммуникативная и т.д.) позволяет ему расширять границы собственной игры и других действий, уходить от однообразия и придумывать все новые и новые сюжеты, линии развития, персонажей. Через воображение происходит становление творческого отношения к окружающему. Фундаментом личности подрастающего ребенка является творческое воображение, произвольность действий и самостоятельность, что также есть неповторимость личности дошкольника.

Под творческими способностями М.Ю. Олешков, В.М. Уваров понимают синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [8, c. 247]. Творчество – элемент любой деятельности, и поэтому нельзя говорить только о художественных творческих способностях, они проявляются во многих областях жизни.

Способности не являются врожденными качествами, они существуют только в развитии конкретной деятельности. В зависимости от врожденных задатков уровни развития способностей у людей различны, но тем не менее они есть у каждого человека. По мнению Р.С. Немова, высокие способности имеют люди талантливые и одаренные, у которых наблюдается благоприятное сочетание задатков [6, с. 171].

В Большом психологическом словаре под креативностью понимаются творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания [1, с. 236].

Понятие креативности в психолого-педагогической литературе в большинстве случаев связано с понятием творчества [3; 6; 8 и др.]. Креативность также рассматривается как характеристика личности. В настоящее время к данному понятию обращаются многие исследователи в связи с появлением новых подходов и концепций в образовании, где уделяется внимание развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить и принимать нестандартные решения, выходить за пределы стереотипов, создавая креативные и новые продукты.

Отечественные психологи выделяют следующие перцептивные особенности для проявления креативности у творческой личности: напряженность внимания, необыкновенная восприимчивость и впечатлительность [6, с. 180]. К проявлениям интеллектуальной сферы у творческих людей относят обширность знаний, интуицию, богатую фантазию, дар предвидения. Характерологические особенности у данной категории людей проявляются в оригинальности, инициативности, упорстве, высокой самоорганизации, колоссальной работоспособности. Они обычно получают удовлетворение от процесса творчества, а не от результата. Специфическая черта – непреодолимое стремление к творческой деятельности.

В исследованиях отечественных ученых под креативностью чаще всего понимаются творческие способности. Л.С. Выготский, говоря о творчестве, указывал на необходимость развития способности к созданию нового [3, с. 34]. Я.А. Пономарев в своих работах говорил о том, что полноценной творческой деятельностью готов заниматься лишь тот человек, который обладает развитым внутренним планом действий.

П. Торрэнс понимал креативность как способность обостренного восприятия пробелов в знаниях, недостатках, чувствительность к дисгармонии и т.д. По его мнению, творческий акт есть сумма восприятия проблемы, поиск решения, формулирование и проверка гипотезы, ее модификация и нахождение решения. Исследования Ж. Пиаже и В. Штерна были посвящены взаимосвязи креативности с интеллектом.

Отечественные исследователи выделяли критерии креативности и связывали свои поиски с изучением творческих проявлений человека в различной деятельности: изобразительной, музыкальной, речевой. Исследователями Н.А. Ветлугиной, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Комаровой были выделены такие критерии, как, оригинальность, вариативность и гибкость.

Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста являлось предметом исследования таких ученых, как, Л.А. Венгер, П.В. Веракса, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.П. Никитин и др.

С какого же возраста следует развивать творческие способности у детей? Многие психологи и педагоги говорят о том, что такую работу необходимо проводить, начиная с раннего возраста. В этот период мозг ребенка активно растет, и для благоприятного роста и развития мозговых структур необходимо создавать условия интенсивной работы и стимулировать средой образование новых структур. Время раннего возраста есть тот самый момент наличия пластичности и наивысшей чувствительности к внешним раздражителям, что, в свою очередь, дает возможность для успешного развития. Это наиболее благоприятный момент для начала развития разнообразных способностей. Развитие способностей происходит только при наличии стимулов и условий для их созревания. Наличие благоприятных условий, близких к оптимальным, определяет начало успешного развития. Сочетание стимулов и благоприятных условий, наличие которых совпадает во времени развития, дает возможность быстрого достижения наибольшего уровня и определяет ребенка как способного и талантливого, даже гениального.

С точки зрения психологии дошкольный возраст определяется как благоприятный период для развития творческих способностей. В этом возрасте дети очень любопытны и любознательны, им интересно изучать окружающий мир, знакомиться с ним и его обитателями. Расширение детского опыта должно поощряться родителями и педагогами, они также должны давать знания и вовлекать их в различные виды деятельности. Имея начальный багаж знаний и небольшой опыт за плечами, дети уже находятся на первой ступени к развитию творческих способностей. Со стороны взрослых важно не навязывать детям определенные стереотипы; пока мышление детей свободно, это качество не должно быть задавлено, его необходимо поддерживать и развивать. Это и есть та основная составляющая творческого мышления.

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева свидетельствуют о том, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, открывается новый тип деятельности – творческий. Новый тип деятельности теперь позволяет иметь возможность идти от мысли к ситуации. Педагоги и психологи акцентируют внимание на специфичности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, так как многие компоненты творчества детей только начинают развиваться. Н.Н. Поддьяков говорил о том, что детское творчество это есть механизм развития деятельности дошкольника, накопление им опыта. Л.С. Выготский отмечал, что основной закон детского творчества – ценность творчества в процессе деятельности.

Детское творчество отличается тем, что оно открыто миру и ориентируется на то, что возможно для него. Ограниченность опыта – это то, что отличает детское творчество от взрослого. Тогда, принимая во внимание эту мысль, детское творчество должно быть бедным, чем у взрослого. На самом же деле это совершенно не так. Взрослые, имеющие большой опыт и знающие удачное сочетание комбинаций, сразу же отсеивают комбинации те, которые, согласно их опыту, не могут существовать. Дети же, напротив, имея ограниченность опыта и отсутствие критики результата, легко сочетают несочетаемое для взрослых.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показывает образовательная практика, результаты мониторингов в детском саду, а также мнения многих исследователей [2, 5, 9 и др.], одним из любимых видов образовательной деятельности в дошкольном детстве, существенно влияющим на творческое развитие, является изобразительная деятельность. Она реализуется в детском саду через образовательную область «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка, конструирование) [7].

Художественно-эстетическое развитие в детском саду – наиболее эффективная образовательная область, его содержание направлено на:

– развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;

– формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой активности воспитанников;

– воспитание эстетических чувств, интереса к искусству;

– обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

– воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран [10].

Изобразительная деятельность для дошкольников в образовательных организациях является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса, дети очень любят реализовывать свои творческие идеи в различных видах художественной деятельности, одним из таких видов является конструирование из бумаги. Бумагопластика – широкое понятие, соединяющее в себе такие техники, как квиллинг, оригами, торцевание и т.п. Результат в такой технике привлекает и поражает детей своей красотой. Г.Н. Давыдова, Г.Н. Кузнецова, Н.Ф. Лыкова занимаются изучением изготовления художественных произведений с помощью бумагопластики.

Найти материал для изготовления поделок в технике бумагопластики не составляет особого труда, так как материалом может стать любая бумага – как толстый картон, так и тончайшая папиросная бумага. В одной композиции могут сочетаться сразу несколько бумажных фактур, которые при умелом построении композиции выгодно оттеняют или дополняют друг друга. Бумага может быть как цветной, так и белой, которую легко можно затонировать исходя из идеи композиции. При сборке элементов в законченный продукт используют клей ПВА или двусторонний скотч. Обычно в работе с детьми используется клей, так как они уже с ним знакомы и при работе с ним у детей не возникает проблем.

Среди достоинств бумагопластики можно выделить одну – этот вид деятельности доступен каждому ребенку. Работая с бумагой, создавая из нее своего любимого героя, дошкольник развивает воображение и творческие способности, мелкую моторику и пространственное мышление, чувство цвета и композиции. Сам же результат не заставляет себя долго ждать – ребенок, заинтересовавшись новым видом деятельности, успешно реализует свои задумки. Получившийся результат радует дошкольника, а это самый лучший стимул для него – видеть, как в его руках рождается прекрасное.

В процессе создания какой-либо композиции дети используют бумагу разной фактуры, различные способы передачи сюжета, они учатся творить. Работа с бумагой стимулирует развитие образного и творческого мышления дошкольников, эстетический вкус. Особенно важно выделить направление развития с помощью бумагопластики художественно-творческих способностей – умение передавать предмет, его форму и строение, цвет, пропорции и использовать различные способы работы с бумагой. Одним из способов является сминание бумаги, с его помощью можно, например, передать объем кроны деревьев, облаков, снеговика. Не менее интересный способ передачи композиции – скручивание бумаги (с помощью ладони и пальцев рук при одновременном движении). На занятиях для разнообразия деятельности используются игровые ситуации, которые очень нравятся детям. Также можно использовать загадки и стихи, проблемные ситуации.

Заключение

На занятиях по бумагопластике дошкольники знакомятся с геометрическими фигурами, учатся располагать предметы и ориентироваться на листе бумаги. Развитие глазомера, абстрактного мышления, улучшение мелкой моторики и координации движений руки, воспитание аккуратности и усидчивости – всего этого можно добиться в старшем дошкольном возрасте на занятиях по бумагопластике.

Таким образом, все вышесказанное свидетельствует о том, что одним из эффективных средств развития креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста является бумагопластика.