Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS VARIOUS FORMS OF INSTRUCTION

Kozhemyachenko N.R. 1
1 Far-Eastern Federal University
The article analyzes some of the interactive learning technology, disclosed methodical peculiarities of their use in the process of acquiring knowledge. The task of modern education not only to convey to the next generation already achieved a certain amount of knowledge, but also, and above all, to learn to think and make decisions in critical situations on their own, without waiting for the regular provisions and instructions from the top. Interactive technologies are aimed not so much on the absorption of a certain volume of information as to the mastery of certain research methods, specific techniques of analysis and reasoning. As practice shows, the use of innovative forms of education in the university education system leads to the improvement of its quality in accordance with the needs of society and the individual, but knowledge obtained independently in creative activities, are the most durable and deep.
innovative teaching
interactive technology
information technology
problem lectures; lecture press-conference
interactive lecture
binary lecture (lecture together)
lecture with a pre-scheduled errors

В Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Хорошо известно, что под методами активного обучения (МАО) понимают совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Многие между активными и интерактивными методами часто ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Данные многих исследований подтверждают, что использование интерактивных методов является наиболее эффективным путем, способствующим обучению студентов, они легче вникают, понимают и запоминают материал, который изучался посредством активного вовлечения в учебный процесс: если при лекционной подаче материала усваивается не более 10–30 % информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50 %, то при личном участии в изучаемой деятельности (проблемная лекция, деловая игра и т.п.) – до 90 %.

В процессе обучения необходимо обращать внимание в первую очередь на те методы, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Поэтому, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели:

● повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

● формирование и развитие профессиональных навыков обучающихся;

● развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

● усиление мотивации к изучению дисциплины;

● формирование коммуникативных навыков;

● развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

● формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

● сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр) разных форм обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, способное обеспечить активное восприятие материала, привить навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности, помочь выработать собственные выводы по дискуссионным вопросам. Методы интерактивного обучения стимулируют постоянные контакты студентов и преподавателей, обеспечивают экономию учебного времени по сравнению с традиционными методами. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс как вид креативной деятельности, используя на лекциях и семинарах интерактивные методы. При таком подходе центральное место занимает не преподаватель, а студент. Преподаватель выступает не как ментор, а как руководитель, указывая путь, он готовит почву для изучения той или иной темы. Новая тема выносится на обсуждение в виде вопроса, проблемы, ситуации, деловой игры. Студент учится размышлять над темой, отстаивать свое мнение в ходе дискуссии, пытается найти правильные решения из нескольких предложенных, старается уважительно относиться к мнению другого. Преподаватель стремится создать условия, при которых каждый из обучаемых может почувствовать себя творцом, у студентов повышается интерес к изучаемому предмету, поскольку изучение темы сопровождается положительными эмоциями. Основное назначение обучающей игры – пробуждение творческого потенциала студента, что соответствует основным идеям педагогики сотрудничества [1].

В ФГОС ВПО приводятся некоторые виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; психологические тренинги; диспуты; дискуссии; дебаты; кейс-методы; интерактивные лекции; лекции пресс-конференции; бинарные лекции (лекции вдвоем); лекции с заранее запланированными ошибками; проблемные лекции; круглые столы; мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака) и др.

Одно из важнейших мест в этом списке занимает лекция как метод словесного обучения, являющаяся в то же время и одной из форм обучения. Лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличается большей ёмкостью, сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Все свои творческие возможности и педагогическое мастерство лектор должен реализовать за короткий промежуток времени, чаще всего за один семестр.

Лекторская работа постоянно видоизменяется и совершенствуется, появляются инновационные методы обучения, новые интересные формы, способы и технологии обучения, которые повышают эффективность лекций и дают возможность индивидуализировать учебный процесс.

Для этих целей больше подходят не «классические» лекции, явный недостаток которых – низкая возможность активации слушателей, а так называемые, «проблемные». «Проблемная» лекция начинается с вопросов, подготовленных преподавателем заранее, в ходе её рассматриваются ключевые, исходные вопросы и широко применяется методика проблемного изложения.

Особенно удачно проходят такие лекции, на наш взгляд, в процессе преподавания философии, т.к. философия изначально ориентирована не столько на усвоение накопленных человечеством знаний, сколько на формирование у студентов образного мышления, дополняющего рациональное восприятие фактологического материала. Хорошо известно, что преподавание философии предполагает некую диалогичность, поскольку процесс передачи знания здесь выступает как процесс передачи духа самого времени, в котором создавалась та или иная философская концепция. «Диалогичность сознаний» способствует возникновению критического восприятия учебного материала, предлагаемого к осмыслению. При такой включенности в обучение у студента обязательно появляются или вопросы, интересующие его в данный момент, или желание аргументировать свою позицию, выразить согласие или несогласие, проявить своё отношение к обсуждаемому [5, с. 37–38].

В ходе лекции под руководством преподавателя студенты сами отыскивают возможные ответы на проблемные вопросы. Такие беседы носят эвристический характер. Преподаватель предъявляет обучающимся такую последовательность целенаправленных вопросов, исходящих и предшествующих ответов, которые помогают им найти правильный ответ, решение существующей проблемы. Эти вопросы можно использовать и с другой целью - завести обучающихся в тупик, показав неверность их рассуждений, тем самым пробуждая у них желание узнавать необходимую для решения проблемы новую информацию.

Помимо лекций проблемного характера, на занятиях можно применять и лекционно-дискуссионные формы. Они предполагают, что в начале лекции студенты будут задавать вопросы преподавателю по предыдущему материалу, на которые целесообразно отвечать, используя элементы дискуссии и постепенно вводя новый материал. Как известно, дискуссия – это обсуждение спорного вопроса, обмен мнениями, идеями между несколькими выступающими. Её задача – обнаружить различия в понимании вопроса и установить истину в споре, придя к единой точке зрения. Основная задача ведущего дискуссию (а им может быть не только преподаватель, но и студент): создать благоприятную атмосферу, обеспечить понимание и поддержку группой целей дискуссии, стимулировать высказывание идей, мнений и т.д. Ведущий должен уважительно относиться к чужим высказываниям, поощрять участников к обмену мнениями между собой, стараться задавать не индивидуальные вопросы, а общие, на которые может ответить любой участник группы. В конце дискуссии ведущий должен сделать обобщение, сформировать единые выводы, показать, к чему ведёт несогласие с ними, отметить все идеи группы.

В течение второй половины занятий студентам объясняется новый материал, поясняются новые понятия, указываются основные источники, содержащие материал по новой теме, даются задания на следующее занятие. Всё занятие характеризуется совместным участием преподавателя и студентов, причём больший эффект достигается тогда, когда преподаватель создаёт доброжелательную для восприятия лекционного материала обстановку, не «давит» на мнения студентов, оставляя за ними право аргументированно придерживаться своего – пусть и отличного от лекторского взгляда на ту или иную проблему. Информацию нужно дозировать, несколько раз возвращаться к основной мысли, чтобы студенты могли лучше усвоить ту или иную концепцию, правильно проанализировать события, объективно оценить их значимость.

Можно использовать интерактивные лекции – выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм или лекции-пресс-конференции, которые проводится как научно-практическое занятие с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Для большей мотивации обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала рекомендуется использовать лекции вдвоем (бинарные лекции) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как теоретика и практика) или лекции с заранее запланированными ошибками. Такая лекция рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика и разбор сделанных ошибок.

Эти виды интерактивных форм обучения эффективны для всех форм обучения. Они ускоряют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. Интерактивные технологии повышают мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям; обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей; изменяет не только опыт и установки участников, но и окружающую действительность, так как интерактивные методы обучения являются имитацией интерактивных видов деятельности.