Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PARAMETERS OF FORMATION OF AUTHORITY OF THE TEACHER

Vazieva A.R. 1
1 FGBOU VPO «Naberezhnye Chelny institute of social and pedagogical technologies and resources» CHOU VPO «Institute of economy management and right»
2471 KB
The analysis of factors of formation of authority of the teacher is carried out. All possible factors are sense to divide into three groups: 1) prisoners in the personality and in activity of the teacher, 2) concluded in various psychological and social and psychological parameters of students and their groups, 3) the environments of interaction between the teacher and students concluded in objective characteristics. The factors defining not formation of authority of the specific teacher at specific students and pupils, and the general factors influencing features of this phenomenon in general are considered. Despite them, apparently, a little abstract character, they have the valid value and it is impossible to ignore them. Besides social and psychological processes in educational group are revealed influence of authority of the teacher on learning efficiency and education. The greatest influence of authority of the teacher has to be observed in the sphere of educational impact on the identity of the pupil and the student, in the sphere of formation of moral values, social feelings, a professional choice and in some other.
factors
influence
authority
features
teacher

Одним из важных вопросов, нуждающихся в теоретическом анализе, является вопрос о происхождении, формировании авторитета, предполагающего, в свою очередь, рассмотрение факторов, способствующих его формированию. При этом почему именно данная, а не какая-либо другая личность имеет авторитет в данной группе?

Прежде всего, остановимся на самом понятии «фактор». Это общенаучное понятие. Факторами, в общем виде, можно считать любые условия, параметры окружающей среды, оказывающие прямое воздействие на исследуемое явление независимо от силы этого воздействия. Конечно, в любом исследовании наибольший интерес представляют «сильные» факторы, поскольку зачастую небольшое их количество приобретает решающую роль. Но конкретных, частных факторов может оказаться достаточно много, и, приступая к исследованию, часто бывает трудно заранее выделить основные. Это типичная для социально-психологических исследований ситуация, создающая серьезные проблемы. Она вынуждает обращаться к анализу факторов преимущественно «второго» порядка, представляющих собой обобщенные группировки близкородственных частных факторов, т.к. иначе есть риск «утонуть» в мелочах [3].

Все возможные факторы есть смысл разделить на три группы: 1) заключенные в личности и в деятельности самого педагога, 2) заключенные в различных психологических и социально-психологических параметрах студентов и их групп, 3) заключенные в объективных характеристиках среды взаимодействия между педагогом и студентами. Заметим, что параметры объективного происхождения присутствуют и в первых двух группах факторов: например, показатели возраста, пола и т.д. Рассмотрим подробнее содержание каждой из названных групп факторов. Необходимость этого обусловлена тем, что в исследовательском плане приведенная классификация явно недостаточна, т.к. носит слишком обобщенный и формальный характер. Что собой представляют факторы, связанные с особенностями личности педагога (или – более широко – личности носителя авторитета)? Имеются предположения, что в основе авторитета личности лежат ценностные отношения, возникающие между людьми, восприятие одним другого через призму собственных ценностей и ценностных ориентаций [2]. Здесь нужно выделить два аспекта: во-первых, свою систему ценностей имеет обладатель авторитета, во-вторых, она есть и у тех, для кого он является авторитетным.

Очевидно, что жизненные ценности и приоритеты педагога, так или иначе проявляющиеся в его взаимодействии с учащимися и студентами, пусть не сразу, но более или менее постепенно становящиеся ясными для них, оказывают сильное влияние на его авторитет. Есть, например, все основания предположить наличие более высокого авторитета у педагогов, в личности которых ярко выражена ценность познания, творчества, ценность самих учащихся, как личностей и т.д. И, наоборот, низким авторитетом, видимо, должны обладать те, кто ориентирован в ценностном отношении преимущественно на свои собственные, личные проблемы (в частности, материальные) и на их первоочередное решение. В данном исследовании особенности ценностной сферы личности педагога будут рассматриваться в качестве одного из факторов формирования его авторитета. Исследованиям ценностей личности в последние годы посвящено немало работ. Несмотря на наличие теоретических трудностей, противоречивых подходов, несовпадающих результатов, становится все более очевидным, что ценностно-смысловая сфера личности, образующая ее стержень, оказывает решающее влияние на поступки и деятельность. В процессе же восприятия друг друга люди также стремятся, в конечном счете, проникнуть в мир ценностей того, с кем вступают во взаимодействие. Для учащихся старшего возраста и студентов, возможно, не так важны отношения с каждым конкретным преподавателем и его личные психологические характеристики. Но, так или иначе, они воспринимаются и оцениваются, и формирующееся к педагогу отношение во многом зависит именно от того, какими представляются студенту его ценности.

Другие факторы, «исходящие» от преподавателя, целесообразно описать на основе упоминавшихся уже подходов к структуре современных требований к параметрам его личности и деятельности. Иными словами, речь идет о структуре профессионально важных качеств. Перед нами не стоит задача предложить их полную и абсолютно точную классификацию, поэтому ограничимся выделением основных блоков параметров. Ясно, что одним из основных таких блоков, а следовательно, и факторов является профессиональная компетентность, которая особенно важна для формирования функционального авторитета. Профессиональная компетентность для педагога включает в себя знания по предмету и методическое мастерство, т.е. непосредственное умение обучать, владение методиками, приемами, способами и средствами обучения.

Следующий блок факторов образуют организаторские способности и навыки преподавателя, суть которых состоит в его умении организовать и провести учебное занятие, поддерживая на нем дисциплину не силой власти, а иными средствами; в умении организовать и провести интересные внеучебные мероприятия. Сюда же можно отнести умения, связанные с мотивированием и стимулированием учебно-познавательной деятельности студентов, с организацией диадического взаимодействия между ними.

К блоку организаторских свойств и качеств тесно примыкают два других: первый из них представляет собой коммуникативно-технологические, другой – нравственно-коммуникативные черты личности, среди которых решающую роль играет эмпатия. Фактически разделение коммуникативных качеств личности на технологические и нравственные довольно условно, поскольку такие эмпатийные качества, как доброта, терпеливость, сочувствие и др., неизбежно проявляют себя в общении. Более того, их трудно обнаружить вне взаимодействия и общения человека с другими людьми, но все же они не сводятся к чистой коммуникации. Они являются вполне самостоятельными и во взаимодействии в системе «педагог – учащиеся» имеют, несомненно, большое значение. Они оказываются не только ценными для учащихся и студентов, но, как показывает практика, нередко и дефицитными.

Последние три блока факторов обеспечивают формирование морального авторитета педагога. Однако они не исчерпывают всех возможных факторов. Требует отдельного рассмотрения роль таких частных факторов, как кругозор и общая эрудиция педагога, его честность и справедливость во взаимоотношениях с детьми и с молодежью, педагогический такт, а также ряд других качеств, имеющих психологическое содержание. Кроме того, в педагогической деятельности нередко приобретают значение даже особенности внешности преподавателя и некоторые другие, совершенно специфические факторы.

Переходя к анализу факторов, «исходящих» от студентов, напомним еще раз, что именно их ценности, ценностные ожидания, особенно не находящие достаточного удовлетворения, и хотя бы частичное соответствие деятельности и поведения какого-то педагога этим неудовлетворенным ожиданиям обеспечивают ему большие возможности для формирования авторитета. Отсюда следует, что выявить и изучить эти факторы равносильно тому, чтобы определить: а) ведущие ценностные ожидания студентов во взаимодействии с учителями, б) сравнительно редко удовлетворяемые ожидания. Тот педагог, структура личности и деятельности которого будет больше соответствовать этим ожиданиям, имеет хорошие шансы добиться авторитета. Ожидания студентов связаны с различными характеристиками личности и деятельности преподавателей. Отсюда следует, что они могут классифицироваться точно так же, как и сами эти характеристики. То есть рассмотренные чуть ранее блоки факторов, исходящих от личности педагога, сохраняют свое значение и в данном случае.

В сущности, характеристики личности и деятельности педагога и ожидания студентов являются двумя сторонами одной медали. Речь идет, на самом деле, об одних и тех же факторах и тогда, когда за «точку отсчета» берется педагог, и тогда, когда – студенты. Они просто оказываются взаимно «перевернутыми». В связи с этим возникает вопрос, в какой мере является адекватным восприятие студентами преподавателя. Теоретически можно допустить, что такая адекватность имеет место далеко не всегда. Поэтому есть смысл провести сопоставление данных тестирования самих педагогов с теми оценками, которые дают им студенты по тем же самым параметрам. Важным конкретным вопросом является вопрос о том, в какой степени студенты однородны в своих ценностных ожиданиях от педагогов. Некоторые пилотажные опросы, проводившиеся нами, говорят о том, что в целом наблюдается довольно высокая однородность, однако в каждой студенческой группе обнаруживаются индивиды, которые в данном отношении отличаются от основной массы обучаемых. В нашем исследовании не ставится задача подробного изучения указанной проблемы, но в качестве фактора, оказывающего влияние на содержательные особенности авторитета педагога, будут рассмотрены половые характеристики учащихся. Гендерная принадлежность обуславливает определенную специфику ценностей и ожиданий человека. Следовательно, для студентов-юношей и студентов-девушек могут оказаться авторитетными не одни и те же педагоги.

Перейдем к вопросу о факторах авторитета, заключенных в различных характеристиках среды взаимодействия между педагогами и студентами. Это совершенно не изученный вопрос в социальной психологии не только в применении к учебным группам, но и вообще к любым. На наш взгляд, большое значение имеет целый ряд факторов данного типа. В социальной психологии давно говорят о влиянии форм организации совместной деятельности людей на различные групповые явления и процессы. Утверждается, например, что высокая степень общности деятельности, тесноты взаимодействия между людьми в процессе деятельности приводит к повышению их взаимных требований друг к другу и может вносить затруднения в отношения между ними [2]. Примерно такое положение и наблюдается во взаимодействии преподавателя с учащимися и студентами. В том случае, если педагог непосредственно работает с данным классом или учебной группой (ведет уроки и занятия), между ним и учащимися (студентами) возникают очень тесные взаимосвязи. Успехи последних сильно зависят от профессионального мастерства педагога, а результаты труда его самого оцениваются в зависимости от результатов, показываемых его учениками. Вытекает ли отсюда, что педагогу трудно добиться авторитета среди тех учащихся и студентов, с которыми он вступает в наиболее тесное учебное взаимодействие?

Думается, не труднее, чем заслужить доверие и авторитет руководителю в коллективе подчиненных, тем более что ощутимое различие в возрасте, опыте, знаниях создает преподавателю некоторые дополнительные возможности. Совместная, сильно взаимосвязанная деятельность действительно повышает уровень требований людей друг к другу, и в этом смысле она может создавать затруднения в формировании взаимных отношений людей. Но, с другой стороны, авторитет не может сформироваться и вне совместной деятельности преподавателя и студентов (учащихся). Часто он оказывается итогом эффективности этой деятельности для последних. Можно предположить, что одним из важных факторов формирования авторитета педагога является оптимальная организация учебного взаимодействия между педагогом и студентами, снижающая меру их взаимной зависимости. Проверка такого предположения требует специальных исследований [2].

Существенным объективным фактором внешнего, ситуационного характера необходимо считать также общий микросоциальный фон, на котором происходит взаимодействие конкретного преподавателя с конкретными учащимися. Многое зависит просто от кадрового состава педагогического коллектива, состава педагогов, работающих с данным классом, учебной группой. Если имеется сильный состав педагогов, даже очень неплохой преподаватель может оказаться неавторитетным, уступая по многим параметрам своей личности коллегам. И, напротив, этот же самый преподаватель, но в другом педагогическом составе для тех же студентов мог бы стать авторитетным [1].

Еще одним фактором, влияющим на авторитет современного педагога, несомненно, являются макросоциальные условия, которые, как уже отмечалось, в настоящее время, приводят к снижению социального престижа профессии, в том числе в глазах учащихся и студентов. Другая важная сторона макросоциального влияния – происходящие изменения в ценностных ориентациях школьников и студенческой молодежи, происходящие более быстро, чем у лиц старшего возраста. В результате этого увеличивается, по крайней мере, временно разрыв в системах ценностей учителей и студентов, первым становится все труднее и труднее соответствовать «новым» ожиданиям [2].

Выше мы рассматривали факторы, определяющие не формирование авторитета конкретного педагога у конкретных студентов и учащихся, а общие факторы, влияющие на особенности данного явления в целом. Несмотря на их, казалось бы, несколько отвлеченный характер, они имеют действительное значение и игнорировать их нельзя.

Заканчивая обсуждение теоретических аспектов проблемы, остановимся на взаимосвязи авторитета педагога с другими групповыми параметрами. Влияет ли он на эффективность обучения, и воспитания, на социально-психологические процессы в учебной группе, классе? Без сомнения, такое влияние должно наблюдаться, и, как уже отмечалось, в некоторых исследованиях оно было показано. Мы предполагаем, исходя из тех теоретических посылок, что влияние это носит не прямой, а достаточно сложный, опосредованный характер. В процессе обучения, например, авторитет педагога, скорее всего, оказывает влияние на мотивацию учения учащихся, на их старательность, на дисциплину и внимание, а также способствует повышению интереса к учебному предмету, и только через эти промежуточные звенья сказывается на конечных результатах деятельности [2]. Влияние на социально-психологический климат, на сплоченность студенческих и ученических коллективов, по всей видимости, ощутимо лишь в том случае, когда преподаватель является классным руководителем, куратором учебной группы. В большей мере воздействие авторитета преподавателя выявлено в сфере воспитательных мероприятий с учащимися, в условиях формирования нравственных ценностей, эмоциональных характеристик, профессионального решения и в неких других областях.