Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

FEATURES OF NATIONAL CULTURE AS FACTORS OF ADAPTATION OF STUDENTS FROM THE AUTONOMOUS TERRITORIES OF SIBERIA IN INTERCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT RESEARCH AND EDUCATION CENTER

Orlova V.V. 1 Lutz Y.A. 1
1 Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
2494 KB
The article describes specificity of adaptation of students from the autonomous territories of Siberia in intercultural educational environment of major scientific and educational centres (for example scientific and educational complex of Tomsk). Problems of adaptation of nonresident students deterministic inclusion in new sociocultural and cognitive environment, where the structuring sustainable relationships to all components of the educational process. The process of adaptation to the new environment and cultural flows in the framework of the training activities, where a speech and sociocultural competence.
students
research and educational complex
tradition

Для иногородних студентов российских вузов, наряду с решением проблем профессионально-личностного становления, освоения новых условий образовательной среды высшей школы, весьма остро стоят проблемы преодоления вхождения в специфику новой среды жизнедеятельности, в том числе – построения комфортного быта, организации условий поддержания и развития здоровья, удовлетворения культурных потребностей и общения [4, 5].

За последние годы в вузах города Томска значительно выросло число иногородних студентов (54 % от общего числа 2013 г.). Регион является третьим в России, который имеет такое большое число иногородних студентов. Например, в вузах Республики Татарстан обучается только 3 % студентов из других городов. По сравнению с 2011 годом, количество иногородних увеличилось на 3 %. Два университета г. Томска, имеющие статус национальных исследовательских, по программам развития должны наращивать долю иностранных студентов. Большинство иногородних студентов поступают в вузы из Красноярского края, Хакасии, Бурятии, Тувы и т.д. Студенты первого курса, как правило, более остро переживают проблемы, связанные с социокультурной адаптацией к новой форме и режиму обучения, и это обусловлено, прежде всего, тем, что им приходится сталкиваться с проблемами социокультурной адаптации к новой среде. Особенно остро это касается студентов-представителей коренных народов Сибири, а именно студентов из Тувы. Наиболее активные студенты данной категории принимают участие в работе своих национальных объединений, в общественной жизни университетов, и это, как правило, помогает студентам легче адаптироваться к новой социокультурной среде. Однако многие из студентов-тувинцев не готовы к открытому культурному диалогу с однокурсниками и преподавателями в силу, с одной стороны, национальных особенностей, с другой стороны, особенностей построения системы профессиональной подготовки в вузе, которая не всегда стимулирует культурную открытость [5].

В отдельных исследованиях показано, что адаптация к социокультурным условиям современной образовательной среды крупных научных центров Сибири студентов из автономных территорий Сибири и Дальнего Востока нередко связана с существенным снижением психологических ресурсов жизнестойкости личности, сужением репертуара паттернов просоциального поведения, повышением рисков нарушения физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [1]. Однако проблема соответствия социокультурных условий среды жизнедеятельности студентов научно-образовательных центров потребностям представителей различных этнических общностей остается одной из наименее исследованных.

Особенности национальной культуры и традиции оказывают влияние и на формирование психологического портрета человека.

Этно-педагогические исследования показали, что у тувинцев воспитывались такие качества, как скромность, сдержанность в проявлении чувств, спокойствие, выдержка, терпимость (Резников E.H., Товуу Н.О., 2002). Воспитание таких черт тувинцев адекватно особенностям их нейродинамики – низкой силе возбуждения, торможения и инертности нервных процессов. Эти особенности тувинцев являются генетически предопределенными тем образом и укладом жизни ряда поколений, который характеризует их как «стайеров» (Казначеев В.П., 1981). Для них характерно медленное и экономное использование ресурсов организма в единицу времени. По мнению В.И. Хаснулина (2009), данный тип людей на стрессовую ситуацию реагирует постепенным нарастанием мобилизации ресурсов нервной системы. Регуляторные системы жизнеобеспечения организма ограничивают использование всех ресурсов организма в короткие промежутки времени. Организм сохраняет постоянный резерв адаптивных ресурсов в эти промежутки времени, который уже в процессе использования начинает пополняться. Люди с подобным типом мобилизации хорошо приспосабливаются к длительному действию стрессовых факторов не очень высокой интенсивности.

Кочевой образ жизни тувинцев наложил специфический отпечаток на характер воспитания подрастающего поколения. Пример специфического воспитания: мужчина до тридцати лет не имел права голоса или же когда собирались старшие в ауле, дети (молодые) не имели право перебивать старших или громко говорить. Свою главную задачу родители видели в том, чтобы их дети с раннего возраста усвоили обычаи своего народа и овладевали необходимыми для жизни среди своих соплеменников знаниями, умениями и навыками.

Сосредоточием всех воспитательных начал и родительского счастья у тувинцев была семья с ее укладом, традициями, обычаями, своими праздниками и обрядами. Созидательница и хранительница семьи – женщина – сравнивалась с образом Матери-Земли. Культ матери был безграничен, ее почитали как священную сокровищницу, приносящую благополучие. Женщина-мать должна обладать девятью добродетелями: «Быть светла и чиста душой и телом», в делах мастерицей, в супружестве опорой мужу, уважительной к его родне, почтительной к старшим. У тувинцев говорят: «Хорош ли ребенок, узнают по матери», «Люди приходят в дом, почитая мужа, а уходят, славя жену»[2].

Священные родовые горы почитались тувинцами как старшие родственники, так же как у алтайцев и хакасов. Многочисленные этнографические материалы свидетельствуют, что представление о плодородии почвы и богатом урожае тувинцев связаны с культом животворящего источника. Воспитательное значение этого обряда заключалось в том, чтобы малые дети не играли у источников, не загрязняли их, не кидали в источник предметы быта. Почетными старейшинами аала («село» на тувинск.) запрещалось вокруг источника без надобности создавать шум, игры, заходить в источник босиком и т.д. Говорили, что источник может «уйти» (иссякнуть). В этом воспитательное значение обряда. По сравнению с нынешними школьниками в то время дети очень соблюдали эти правила. Современные младшие школьники, особенно городские, не знают назначения этих обрядов. О традициях и обычаях своих предков они узнают только от своих учителей в школе, от старшего поколения, к сожалению, очень мало т.к. в школах не отведены специальные уроки по традициям и обычаям, а современные бабушки и дедушки работают и мало общаются с детьми.

Целью данного исследования являлось определение оценки факторов адаптации студентами из автономных территорий Сибири в межкультурной образовательной среде крупных научно-образовательных центров (на примере научно-образовательного комплекса г. Томска).

Организация исследования. В состав выборки исследования вошли 100 студентов ведущих вузов г. Томска из Тувы, обучавшихся и проживавших в Томске на момент исследования не более года. 38 % студентов первых и вторых курсов в возрасте от 17 до 20 лет, обучающихся в трех университетах города Томска (ТУСУР, СибГМУ, ТГПУ), 62 студента, обучающихся на старших курсах ТУСУР и СибГМУ. Из них число юношей 20 и девушек 41; 28 – из СибГМУ, из них: 27 девушек и 1 юноша; 12 студентов из ТГПУ, из них: девушек 7 и юношей 5. Из ста опрошенных на первом курсе учатся – 25 человек, из них: девушек 11 и юношей 14; на втором курсе – 15 человек, из них: 5 юношей и 10 девушек; на третьем курсе – 36 человек, из них: 3 юноши и 33 девушки; на четвертом курсе – 15 человек, из них: 4 юноши и 11 девушек; на пятом курсе – 9 человек, из них: 1 юноша и 8 девушек. Основным методом сбора информации была анкета, содержащая 15 вопросов открытого и закрытого типа. Вопросы анкеты были разделены на блоки, которые затрагивали различные стороны основных сфер жизнедеятельности студентов: учебная (образовательная) сфера; бытовая сфера; досуговая сфера.

Краткое описание основных результатов. Одной из проблем в адаптации студентов тувинской национальности является слабое владение русским языком, так ответили 29 % из всех опрошенных, поэтому возникают затруднения в общении со стороны педагогов и студентов. Из всех опрошенных респондентов сложнее всего адаптироваться студентам первого и второго курсов, что составляет 38 % из всех опрошенных респондентов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что наибольшая часть опрошенных студентов, это старшие курсы (62 %). 19 % учащихся не нравится учиться в университете по следующим причинам – сложная специальность, нет интереса к выбранной специальности, сложность в восприятии информации на русском языке. 31 % опрошенных важно, чтобы в их группе был студент их национальности (в нашем случае это тувинец), что, без всякого сомнения, является еще одним показателем.

Важную роль в формировании адаптивных реакций играют индивидуально-типологические характеристики. Уровень личностной тревожности характеризует специфические особенности взаимоотношений многих параметров организма, что позволяет использовать его в качестве индикатора адаптации студентов к обучению (Миляева М.В. и др., 1995). Тувинские студенты находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, характеризующегося подверженностью страхам, беспокойству и эмоциональным срывам, соответственно снижающего адаптивные возможности.

По результатам исследования, у 32 % студентов, проживающих в общежитиях, возникают конфликтные ситуации с соседями по комнате по вопросам организации быта в комнате. На втором месте стали такие проблемы, как: нет условий, чтобы делать домашние задания; плохое, антисанитарное состояние общежитий; «наезд со стороны органов, поддерживающих порядок в общежитии». И только у 12 % опрошенных студентов нет никаких претензий к условиям в общежитии, это студенты ТГПУ и СибГМУ.

Большинству респондентов нравится учиться (81 респондент, их них: 17 юношей и 6 девушек), и 19 опрошенных ответили, что не нравится, из них: 10 юношей и 9 девушек.

39 студентам сложно учиться по специальности, что выбрали, из них: 10 юношам и 29 девушкам, а остальным 61 опрошенным несложно, это: 17 юношей и 4 девушки. Сложнее всего учиться студентам из ТУСУРа. Главные причины следующие: «Программа учебного процесса тяжелая» (6 респондентов); чувствуют, что специальность не «их» – (2 респондента), поскольку «сложно воспринимать информацию на русском языке» (29 респондентов).

В особый культ в тувинской семье возводилось отношение к родителям, старшим. Считалось, что залог настоящего и будущего счастья входящего в жизнь человека – в его крепкой связи с матерью и отцом, способности воспринимать и принимать их наставления и заботы, разделять их тревоги. Характерны в этой связи такие увековеченные тувинские пословицы: «Человек в беде спешит к родителям, как птица – к гнезду», «По матери выбирай невесту, по чистоте чашки суди о пище». Доброта и милосердие как высокие нравственные ценности и нормы поведения вырастают на благородной почве любви и привязанности к родным и близким [2, c. 102, 3].

В качестве старших в университете выступают прежде всего преподаватели. На один из вопросов анкеты: «Когда вы опаздываете на пару, ваше действие?» 29 человек ответили, что ждут перерыва, из них 26 девушек и 3 юноши, 6 ждут следующую пару (девушки), «сразу захожу» – 14 человек, из них: 14 юношей, 9 девушек; «стучусь и захожу» – 42 человека, из них: 10 юношей и 32 девушки.

Дети в тувинской семье должны были знать систему запретов и предписаний, что являлось стержнем их воспитания и мировоззрения в целом. Запреты и предписания играли значительную роль в деле формирования из них воспитанных, заботливых, послушных людей. Менталитет тувинского воспитания в том, чтобы дети следовали запретам и предписаниям старших, в противном случае можно было говорить об упущении в их воспитании, что указывало бы на недостаточное внимание системе запретов и предписаний [2, c. 51].

Особенности адаптации тувинских студентов определяются комплексом факторов: психофизиологических, учебно-познавательных, социокультурных, бытовых. В районах Сибири и Крайнего Севера многообразный комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов сочетается с экстремальными климатическими условиями проживания. Процесс адаптации к новой социокультурной среде протекает как в рамках учебной деятельности, так и во время проведения внеаудиторных мероприятий, что способствует ускорению данного процесса, а также формирует речевую и социокультурную компетенцию. Успешность адаптации и развития студента в новой образовательной среде определяется его способностью к разрешению возникающих в процессе обучения проблем и конфликтов в бикультурной и мультикультурной средах.