Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

EDUCATION IN THE FORMAT 3D – CHILDHOOD, HOME, SPIRITUALITY: THE FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO NATIVE LAND

Korotaeva E.V. 1
1 Ural State Pedagogical University
2374 KB
Questions educating the younger generation is inextricably linked to the national development strategy of the country and are part of public policy, as outlined in the «Strategy 2020». The Federal Law «On Education in the Russian Federation», highlights the need for «education development programs» (art. 8), which should provide training in children and adolescents spiritual sense of belonging to the society nearest and pride in their land, which generally leads to the formation of patriotic feelings, to valuation, and adoption of low motherland motherland as a whole. Within two years, in the Sverdlovsk region was carried out scientific and methodological support the regionally oriented program «The Edge of the Urals» (with the support of the Russian Humanitarian Foundation), acquainting children with the Urals as the original area that forms the first ideas about the place of residence, a sense of belonging, pride, involvement in co-beingness small country. Research prove, that values in life are laid in childhood. And the earlier a child instilled notions of values – family home, mother tongue, sense of belonging and involvement in the events of the society, etc., the more likely they are transformed into the perceived stance personality.
values and the value attitude to native land
development of attitude to the native region as a source of social and civil membership

Вопросы воспитания подрастающего поколения сегодня относятся к приоритетным в области социального развития страны. Это подчеркивается в законе «Об образовании в Российской Федерации», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере образования», в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», Федеральных государственных образовательных стандартах и других документах. При этом воспитание как особый процесс направлено на «создание условий для самоопределения и социализацию обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [5]. В этих документах отмечается, что одной из важнейших социальных задач в целом является сохранение и защита культурного наследия страны, а, следовательно, одной из воспитательных задач – подготовка личностей, способных не только сохранить имеющееся, но и созидать новое, что напрямую связано с формированием у детей и подростков таких ценностных ориентиров, как гуманизм, патриотизм, уважение к труду и родному языку, гражданская ответственность, духовная стойкость и т.д.

В трудах различных ученых, педагогов (Д. Дьюи, А.Г. Здравомыслов, Я.А. Коменский, Д.А. Леонтьев, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Чижакова и др.) говорится о воспитании духа, воспитании души, воспитании духовности. Все это – явления взаимосвязанные, хотя и не синонимичные. Есть то, что их объединяет по форме – это обязательно системность во влияниях, воздействиях, взаимодействиях; не эпизод, не частный случай, но продуманный, целенаправленный, целостный подход. И есть то, что связывает их содержательно: обращение к высшим человеческим ценностям: добро и зло, справедливость, ответственность, трудолюбие, верность и др., – позволяющим индивиду ощущать себя частью чего-то большего, определяющим путь духовного познания себя и мира, способствующим саморазвитию и совершенствованию.

Очевидно, что высшие ценности формируются, развиваются, совершенствуются на протяжении всей жизни индивида.

Это – традиции, которые издавна выполняют важнейшую функцию передачи накопленного опыта, объединения поколений в действиях, в мировосприятии и пр. Традиция в культурной жизни – событие знаковое, отличающееся особой праздничной атрибутикой, особым настроением, духом единения, помогающее через обращение к истокам, укрепить связи «здесь и сейчас».

Традиции, как правило, начинают формироваться в семье, в «доме», который тоже является важнейшим институтом сохранения и передачи системы ценностей. Обычно говоря о семье, мы обращаем внимание на видимый смысл этого слова: «семь я». Но это – просто количественный показатель, на самом деле глубинное понимание этого понятия связано с единением людей, совместностью их быта и мировосприятия. Очевидно, что семейная общность, сохраняя и передавая ценности следующему поколению, сама должна следовать этим установкам: почитай отца твоего и мать, не сотвори себе кумира, не укради, не завидуй, не прелюбодействуй… Чтобы эти поведенческие установки были усвоены с детства, они должны ежедневно исполняться в обыденной жизни окружающими людьми. Если этого не происходит, то в сознании ребенка фиксируется двойственная картинка: можно лгать, насмехаться над окружающими, проявлять сугубо эгоистическую позицию и т.д. Эта противоречивость не может не сказаться в дальнейшем на формировании нравственных представлений маленького человечка.

Поэтому, как отмечал К.Д. Ушинский, «вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности…» [4, с. 19]. Ответ на этот вопрос, как правило, мы ищем в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) [2]. В этом документе предложены базовые национальные ценности: семейная жизнь, культурно-региональное сообщество, культура своего народа, российская гражданская нация. Все перечисленное действительно может служить истоком для духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Но работая с тем или иным возрастом детей, следует каждый раз точно и продуманно конструировать иерархию ценностных оснований.

Так, для детей дошкольного возраста базой формирования ценностных ориентиров могут стать семья, культурно-региональное сообщество, природа, искусство, труд и творчество. Для младшего школьника – труд и творчество («Ученье есть труд и должно остаться трудом», – К.Д. Ушинский), семья, культура своего народа: искусство и литература, патриотизм, природа…. Для подростка основу духовно-нравственного воспитания стоит черпать в труде и творчестве, науке, искусстве и литературе, идее гражданственности, патриотизме, в природе, семье, человечестве, в традиционных российских религиях, в установке на социальную солидарность…

Сегодня идут горячие споры о том, кто должен заниматься воспитанием детей – семья или школа? Эти споры являются свидетельством серьезных проблем в общей системе воспитания и попыткой переложить ответственность за процесс и результат на ту или другую сторону. Но в этом вопросе не должно быть «противоположных» сторон: семья, школа, СМИ, как и общественные нормы поведения должны создавать единое пространство для духовно-нравственного развития ребенка.

Причем это ценностно ориентирующее пространство должно окружать ребенка постоянно (а не только по отдельным праздникам, событиям), побуждая к постоянному (а не эпизодическому) развитию, преодолению, осознанию, взрослению. Г.В. Бурменская подчеркивала, что общение «самого ребенка с окружающим миром <…> оказывает глубокое влияние на все последующие этапы становления его психики в целом» [1]. Действительно, можно ли привить нравственные привычки без усилий и сознательного труда? Можно ли укрепить дух человека без серьезного участия его самого в этом процессе?

Исследования психолого-педагогической науки (работы Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцева, Д.И. Фельдштейна и др.) свидетельствуют, что чем ранее осваиваются детьми социальные понятия, одобряемые нормы поведения, касающиеся ответственности, идентификации себя как части конкретного сообщества и т.д., тем устойчивее будет в дальнейшем их позитивная жизненная гражданская позиция.

Одна задач духовного становления подрастающего поколения может быть определена как формирование ценностного отношения к «малой родине». Не так много исследований посвящено феномену отношения человека к месту, где он родился, вырос. Взрослые люди в подавляющем большинстве вспоминают «дом», место, где прошло их детство, с теплотой, с ностальгией, с добрыми эмоциями. Это позитивное запечатление обычно сопровождает человека всю жизнь. Именно «детское» восприятие «дома» – места проживания (а на деле – первичной социализации человека) может обеспечить закрепление, а затем и трансляцию позитивного отношения к родине в «образе мира», «образе жизни». Но такое закрепление должно стать осознанной и целенаправленной воспитательной задачей.

Стоит отметить, что в ряде областей уже существуют программы краеведения, актуализирующие национально-региональный компонент содержания образования. Например, программы регионоведения Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеющих давнюю историю, культуру и т.п. Но в отдельных регионах этот социокультурный компонент оказывается не столь явленным, постигаемым и доступным для детей. Поэтому часто педагоги обращаются к уже сложившимся этническим или религиозным традициям как основе программы с национально-региональным компонентом. Но количественное преобладание титульной нации не является характерным для ряда регионов Российской Федерации. Например, этническое и культурное многообразие всегда было отличительной чертой Уральского региона, где проживают русские, коми-пермяки, татары, башкиры, марийцы и др. К тому же сегодня набирает темпы миграция из республик бывшего Советского Союза. Очевидно, что в данных условиях усиленная поддержка одной культурной традиции может рассматриваться как ущемление интересов другой (других).

Следовательно, необходим поиск такого содержания программы формирования ценностного отношения к «дому», к малой родине, которое бы вело не к расслоению, но к единению через общие переживаемые чувства – интерес, любознательность, сопричастность, желания активно участвовать в тех или иных познавательных мероприятиях.

Такой программой стала регионально ориентированная программа «Грани Урала», разработанная на кафедре педагогики и психологии детства УрГПУ и внедряемая в течение последних лет в дошкольных образовательных учреждениях, организациях г. Екатеринбурга и Свердловской области. Процесс разработки и внедрения ориентированной программы «Грани Урала» породил целый ряд оригинальных наработок. Прежде всего, это содержание самой программы, которая знакомит детей с Уральской землей как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик – «граней», образ которых, с одной стороны, сразу определяет принадлежность к Уральским горам, а с другой, позволяет варьировать количество осваиваемых «граней» в зависимости от возраста обучаемых и задач обучения.

Цель данной программы заключается в формировании и закреплении у детей дошкольного возраста потребности узнавать об исторических и современных событиях своей малой родине, принимать участие в социально значимых деяниях, формировать чувств сопричастности, осознавать себя субъектом социальной жизни

К задачам регионально ориентированной программы «Грани Урала» отнесены: формирование у детей интереса к историческому и культурному наследию родного края (малой родины); знакомство с народным творчеством, ремеслом, традициями окружающего социума; этот край приобщение к современным праздникам – общим и семейным, к социально ориентированному быту, развитие готовности к созидательной деятельности в ближайшем микросоциуме; воспитание уважения и гордости за свой край, свой город, за людей, населяющих этот край.

Другой оригинальной разработкой в регионально ориентированной программе стали специальные познавательные маршруты для дошкольников. Маршрут, согласно словарю Д.Н. Ушакова, – это заранее намеченный путь следования с указанием основных пунктов. Познавательный маршрут в программе для дошкольников «Грани Урала» – это составленная (спроектированная) взрослым (воспитателем, родителем) образовательная траектория, в процессе освоения которой ребенок приобщается к культурно-историческому окружению родного края, проникается чувствами гордости за малую родину, уважения к труду людей, населяющих этот край, формирует готовность к участию в социально созидательных событиях ближайшего социума [3, с. 8].

Эти маршруты разрабатывались педагогами дошкольных учреждений под руководством преподавателей УрГПУ с учетом специфики и возможностей образовательной организации, субъектов, включенных в реализацию маршрута (воспитателей, родителей и др.), социальных партнеров и т.д. Поэтому содержательная «огранка» программы получилась достаточно разнообразной: «Богатства земли уральской», «Мой Екатеринбург», «Урал – рабочий край державы», «Ключи к уральскому здоровью», «Встреча Европы и Азии», «Уральские самоцветы», «Урал героический», «По сказам Бажова» и многие др.

Через эти познавательные маршруты ребенку задаются векторы освоения «дома» – ближайшего социума. Продуманное, эмоционально насыщенное сопровождение ребенка в этом процессе определяет его возможность погрузиться в те факторы (среда, ближайшие контакты, собственная социальность и пр.), от которых во многом зависит приобщение ребенка к ценностям малой родины.

Так, при знакомстве с таким познавательным маршрутом, как «Достопримечательности земли Уральской», дети узнают об интереснейших памятниках культуры: наклонной Невьянской башней (которую сопоставляют с Пизанской башней в Италии); Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, где находится Каслинский чугунный павильон – архитектурное произведение, зарегистрированное в каталоге ЮНЕСКО как раритет; памятником А.С. Попову – русскому физику, одному из изобретателей радио; домом, в котором жил и творил П.П. Бажов, прославивший свой край удивительными по красоте и самобытности сказами и т.д. Познавательный маршрут, посвященный достопримечательностям Екатеринбурга, позволяет развивать у дошкольников эстетическое восприятие мира, уважать наследие, созданное другими людьми, воспринимать свой город как значимый в культуре всей России.

В процессе реализации этих познавательных маршрутов проводятся как информативно ознакомительные, так и активно действенные мероприятия для детей: экскурсии по историческим местам, организация и посещение выставок, знакомство с уральскими художниками, писателями, из произведениями, участие в соответствующих социально-педагогических проектах, муниципальных конкурсах: «Я живу на Урале», «Мой дом», «Памятники нашего города» и др. Все это позволяет эмоционально обогатить процесс постижения детьми окружающего пространства малой родины, насыщая не только знаниевую, но и ценностную составляющую образовательного процесса.

Новое для освоения содержание, которое корректировалось в процессе живой практики, потребовало соответствующих форм реализации: слайд-шоу, экскурсии реальные и виртуальные, «путешествия в историю», живые – интерактивные – журналы событий, социально значимые акции («Сделаем нашу улицу чистой!»), конкурсы рисунков, поделок, семейных альбомов, освещающих рабочие династии, театрализации на тему сказов и мифов, связанных с историей Урала и т.д.

Необходимо отметить, что эта практико ориентированная деятельность детей и педагогов проводилась параллельно с продуманным научно-методическим сопровождением, которое включало: разработку собственно самой регионально ориентированной программы «Грани Урала», повышение квалификации педагогов, включенных в практику, организация семинаров, мастер-классов как формы коррекции в апробации программы на инновационных площадках, проведение научно-практических конференций «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь!», организацию открытых мероприятий по программе «Грани Урала» в образовательном пространстве муниципальных образований области и отдельных образовательных учреждений и др.

Помимо этого, освоение регионально ориентированной программы «Грани Урала» позволило наладить, сформировать и укрепить сетевое взаимодействие образовательных организаций друг с другом в рамках обмена опытом по программе, а также с социально-культурными учреждениями: библиотеками, музеями, театрами и т.д. г. Екатеринбурга и Свердловской области. И это тоже расширило представление взрослых и детей о «доме», о социально-педагогических возможностях окружающей среды.

Подведем некоторые итоги.

Под воспитанием ценностного отношения к малой родине мы понимаем познавательное взаимодействие взрослого и ребенка, направленное на приобщение к истокам региональной культуры, природе, формирование чувства эмоциональной сопричастности и созидательно действенного отношения к ближайшему окружению – близким людям, родному краю.

Реализация регионально ориентированной программы «Грани Урала» для дошкольной ступени образования способствует: целенаправленному, системному освоению информации об Урале как самобытной области; формированию у субъектов, включенных в проект (детей дошкольного возраста, педагогов, родителей), чувства сопричастности, гордости, включенности в со-бытийность Уральского региона; созданию в образовательных упреждениях таких условий, которые способствуют формированию у детей целостной (для их возраста) «картины мира», основ гражданственности, а также интереса к своей малой и большой Родине»; консолидации педагогического сообщества на основе идеи формирования у детей и взрослых ценностного отношения к малой родине для субъектов.

В таком контексте очевидно, что разработка и внедрение регионально ориентированных программ, в целом, и программы «Грани Урала», в частности, является актуальным ответом на социально-педагогический запрос, обозначенный в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [5], где говорится о необходимости «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8). Очевидно, что подобные программы обладают значительными возможностями в воспитании подрастающего поколения, даже если изначально они обращены к формированию у детей и подростков ценностного отношения к своей малой родине.