Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,823

TOURIST AND RECREATION COMPLEX OF THE REPUBLIC OF SERBIA

Volkova T.A. 1 Ryzhivolova E.A. 1
1 Kuban State University
Развитие туристско-рекреационного комплекса в Республике Сербия происходило неравномерно, страна сталкивалась и продолжает сталкиваться с большими трудностями в организации туризма. В целом страна недооценена на международном рынке туризма, однако у нее есть ресурсная база для развития и создания здесь качественного туристского предложения. На данный момент в русскоязычной литературе не хватает полного и современного исследования туристско-рекреационного комплекса Сербии. Целью исследования был анализ современных особенностей развития туристско-рекреационного комплекса Республики Сербия. В процессе исследования рассмотрены ресурсная база, нормативно-правовые основы развития туризма в республике, проанализированы статистические данные относительно основных индикаторов развития туризма. Ландшафты Сербии разнообразны, здесь есть огромный потенциал для развития разных видов туризма в особенности сельского и зимнего, но слабая развитость инфраструктуры, недостаточное финансирование, отсутствие квалифицированных кадров сдерживают это развитие. В Республике имеются следующие основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию туризма: недостаточное развитие туристических предложений и недостаточное участие туристических агентств в продвижении и продаже продукции туризма, проблемы высокой сезонности, отсутствие международных стандартов и гарантий качества во всем секторе туризма, особенно в случае гостиничных услуг, несбалансированное соотношение цены и качества, устаревшая инфраструктура. Туризм в Сербии активно развивается и имеет значительные перспективы развития, страна имеет свою стратегию развития туризма (2016–2025 гг.). В качестве приоритетных направлений в развитии туризма до 2021 г. были выбраны: бизнес-туризм, СПА и оздоровительный туризм, горный туризм, экскурсионно-познавательный туризм.
The development of the tourist and recreational complex in the Republic of Serbia was uneven, the country has encountered and continues to face great difficulties in organizing tourism. In general, the country is underestimated in the international tourism market, however, it has a resource base for the development and creation of a high-quality tourist offer here. At the moment, Russian-language literature lacks a complete and modern study of the tourist and recreational complex of Serbia. The aim of the study was to analyze the current features of the development of the tourist and recreational complex of the Republic of Serbia. In the process of research, the resource base, the regulatory framework for the development of tourism in the republic were examined, statistical data on the main indicators of tourism development were analyzed. The landscapes of Serbia are diverse, there is enormous potential for the development of various types of tourism, especially rural and winter tourism, but poor infrastructure, insufficient funding, and the lack of qualified personnel are holding back this development. The Republic has the following main problems that impede the sustainable development of tourism: insufficient development of tourism offers and insufficient participation of travel agencies in the promotion and sale of tourism products, problems of high seasonality, lack of international standards and quality guarantees in the entire tourism sector, especially in the case of hotel services, unbalanced value for money, outdated infrastructure. As priority areas in the development of tourism until 2021 were selected: business tourism, SPA and health tourism, mountain tourism, sightseeing tourism.
tourism
tourist and recreational complex
Republic of Serbia
tourist and recreational resources
accommodation facilities
tourism geography
1. Doklestic. [Electronic resource]. URL: https://www.doklestic.law/links-documents/serbian-laws-in-english (date of access: 20.06.2020).
2. Tourism Development Strategy of the Republic of Serbia (2016–2025). [Electronic resource]. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/32341 (date of access: 20.06.2020).
3. Micić Ja. Tourism development and regional disparities in Serbia. R-Economy. 2018. № 4. Р. 167–173.
4. Vlasenko A.Yu., Prestoronin A.A., Analysis of the Serbian Tourism Market // Actual Problems of International Relations in the Formation of a Multipolar World: Collection of Scientific Articles of the 8th International Scientific and Practical Conference, December 14, 2019 / Пod red. Kuz’minoy V.M. Kursk: Yugo-Zapad. gos. un-t, 2019. Р. 105–108 (in Russian).
5. Yarygin G.A., Ravikovich V.I., Vilchek G.E., Nazarevsky N.V., Fedorenko A.V., Fomkina O.M., Persian P.S., Medvedev K.B. Environmental aspects of the South Stream gas pipeline project in the Republic of Serbia // Zashchita okruzhayushchey sredy v neftegazovom komplekse. 2014. № 3. P. 5–11 (in Russian).
6. Lutovac M., Đuričic M. Ecotourism an important development opportunity for the Western Balcans and Serbia. 1st International Conference Higher education in function of development of tourism in Serbia and Western Balkans. 2014. № 3. Р. 271–283.

Сербия как туристическое направление обладает огромными рекреационными, социально-культурными и культовыми ресурсами. Здесь есть потенциал для развития многих видов туризма, особенно страна нацелена на развитие сельского (аграрного), зимнего, экскурсионно-познавательного видов туризма. Все это во многом определяется географическим положением Сербии.

Развитие туристско-рекреационного комплекса (ТРК) в Республике Сербия происходило неравномерно, страна сталкивалась и продолжает сталкиваться с большими трудностями в организации туризма. В целом страна недооценена на международном рынке туризма, так как у нее есть значительная ресурсная база для развития и создания здесь качественного туристского предложения. На данный момент в русскоязычной литературе не хватает полного и современного исследования туристско-рекреационного комплекса Сербии. Целью исследования был анализ современных особенностей развития ТРК Республики Сербия.

Материалы и методы исследования

Базой исследования послужили статистические данные на сербском и английском языках, нормативно-правовые акты Республики Сербия, научные статьи, материалы научно-практических конференций. Анализ проводился с применением системного подхода и с использованием общегеографических методов.

Результаты исследования и их обсуждение

Основой функционирования туристской отрасли в организационном плане является нормативно-правовая база. На международном уровне Сербия привела свое законодательство в соответствие с нормативными актами ЕС, Директивой 2015/2302 и Директивой 2006/123 о туристских услугах на внутреннем рынке. Действующее национальное законодательство выделяет следующие группы официальных документов в этой области: законы (9), пространственно-планировочные документы (36), стратегии (5), генеральные планы (18), своды правил.

Туристскую сферу Сербии сегодня регулируют следующие законы:

1. «Закон о туризме» (OG RS, № 36/09 и др.).

2. «Закон о курортах» (OG RS, № 80/92, 67/93).

3. «Общественные горнолыжные курорты» (OG RS, № 46/06).

4. «Особые обычаи в туризме» (OG RS, № 33/01).

5. «Закон о финансировании местного самоуправления» (OG RS, № 62/06 и др.) [1].

Закон о туризме Республики Сербия определяет условия и способ планирования и развития туризма; туристические организации для продвижения туризма; туристические агентства; общественное питание, морские и охотничьи мероприятия; услуги, налоги и штрафы в туризме; создание и ведение Реестра туризма; и др. вопросы, важные для развития и совершенствования туризма. Этот закон позволил принять Стратегии развития туризма, которые определяют долгосрочные цели планирования и развития туризма в соответствии с общим экономическим, социальным, экологическим и культурно-историческим развитием (самое короткое в течение пятилетнего периода). В этих документах выделены ключевые туристические продукты: городской отдых, MICE +, деловой туризм, гастроли, морской туризм (круиз); туризм, представляющий особый интерес (сельский и транзитный туризм, оздоровительный/рекреационный туризм (горы, озера, охота и рыбалка) и оздоровительный/медицинский туризм (СПА и оздоровление). Закон сделал возможным провозглашение и устойчивое использование туристических зон в соответствии с Законом об охране природы (ОГ РС, № 36/09, 88/10, 14/16) и Национальной стратегией устойчивого развития (ОГ РС, № 57/08). Была введена категоризация туристических сайтов. Она основана на количественных (туристический оборот) и качественных критериях (полезность, транспорт, туристическая инфраструктура и надстройка). Были выделены четыре категории туристических центров:

1. Белград, Нови Сад, Ниш, Курорт Врнячка Баня, Златибор.

2. Аранжеловац, Вршац, Крушевац, Сремски Карловцы.

3. Сомбор, Ада, Канджиза.

4. Кучево.

Закон регулирует создание туристических организаций на национальном уровне (TOS), региональном (Туристическая организация Воеводина и Регион Западной Сербии) и местном уровне (единицы местного самоуправления), а также формирование туристических кластеров (Воеводина, Белград, Западная Сербия с Косово и Метохией и Восточная Сербия). Бизнес туристических агентств и туроператоров был согласован (права и обязанности, лицензирование и т.д.). Были определены услуги туристической профессии (туристический гид, эскорт, аниматор и представитель в пункте назначения).

Ряд документов по пространственному планированию был принят на национальном (1), региональном (10) и местном (174 города и муниципалитета) уровнях. Региональные планы включают 29 административных районов Сербии. Кроме того, была принята целая серия из 26 пространственных планов для районов специального назначения (охраняемых и туристических зон) (данные на конец 2018 г.). В соответствии с Законом о туризме были приняты две стратегии развития туризма (2005–2015 гг. и 2016–2025 гг.). С 2006 по 2011 г. было разработано 18 генеральных планов для приоритетных туристических направлений. В Стратегии развития туризма Республики Сербия на 2016–2025 гг., принятой Правительством Республики Сербия в ноябре 2016 г., определяется видение туризма в Сербии, а также цели и модели развития туризма в Сербии на период с 2016 по 2025 г. следующим образом:

1. В 2025 г. Республика Сербия станет всемирно признанным туристическим направлением в результате сложившейся системы развития и устойчивого управления ресурсами и координации деятельности всех субъектов, важных для развития туризма.

2. Туризм и связанные с ним виды деятельности станут одной из доминирующих отраслей, которая эффективно обеспечивает новую добавленную стоимость и устойчивую занятость и вносит значительный вклад в местное и региональное развитие.

3. Туристический сектор Республики Сербия сможет эффективно и гибко согласовывать свое предложение с современными тенденциями на мировом туристическом рынке и предлагать подлинные впечатления, опыт и высококачественные продукты, которые наряду с традиционным гостеприимством станут основой признания в отношении конкуренции.

4. Туризм станет ведущим каналом продвижения имиджа Республики Сербия в мире как для посещения и отдыха, так и для деловых поездок.

5. С его постоянной модернизацией и принятием глобальных стандартов и моделей бизнеса и управления туризм станет желанным сектором для занятости и карьерного роста, особенно для молодежи.

6. Республика Сербия станет высокопоставленным и популярным местом назначения в мировом масштабе конкурентоспособности туризма (Стратегия развития туризма Республики Сербия на 2016–2025 гг.) [2].

Также был создан реестр туризма. Он ведет учет агентств – организаторов путешествий и посреднических агентств, а также всех других, связанных с сектором туризма и гостеприимства. Одним из инновационных решений в сфере развития туристической отрасли в Сербии стало решение Правительства об организации программ по субсидированию и поддержанию туристических объектов и услуг с учетом социальной составляющей. Правительство Сербии 18 июня 2015 г. приняло Постановление об условиях и порядке распределения и использования средств для развития внутреннего туризма за счет использования туристических услуг в Республике Сербии. В соответствии с данным постановлением Правительством выделено 5 млн евро на поддержку внутреннего туризма.

Кроме того, в рамках реализации Стратегии в целях продвижения туристического продукта проводятся различные мероприятия, в том числе спортивно-развлекательные (например, популярный в настоящее время Международный марафон, проходящий в различных европейских городах), проведение национальных праздников, дней сбора урожая, различных музыкальных, театральных, литературных, художественных мероприятий и кинофестивалей. Международная выставка туризма в Белграде является важным событием в туриндустрии Юго-Восточной Европы, определяющим вектор развития отрасли, и высоко оценивается международным сообществом.

Все вышеперечисленные законодательные акты выступают двигателем развития туристской отрасли. Закон о туризме играет наиболее важную роль в регулировании туризма в Сербии. Здесь были определены обязанности туристических организаций, а также права и обязанности туроператоров и агентств. Важнейшим вкладом закона является создание Реестра туризма как инструмента для объединения всех заинтересованных сторон в сфере путешествий и туризма. Среди недостатков закона наиболее важным является высокий процент «серой» экономики и нерациональное управление целевым продуктом.

Страна обладает красивыми и разнообразными ландшафтами. Природные красоты, климатические условия, термоминеральные воды, пещеры, геоморфологические объекты, флора и фауна – предпосылки, которые являются основой для развития туризма на данной территории. В то же время наряду с обилием архитектурных, природных и водных ресурсов, культурно-историческое наследие этого региона представляет собой бесценное сокровище. Многочисленные археологические памятники и места были обнаружены в ходе систематических исследований в течение нескольких десятилетий.

На территории республики множество (более 50) курортных и климатических объектов и более 1000 источников, месторождения природных минеральных газов и лечебных грязей. Здесь существуют значительные предпосылки для развития лечебного и оздоровительного туризма [3]. Именно поэтому Сербию называют «государством курортов». В последние годы много было сделано для модернизации этого туристического продукта, и, кроме того, этот продукт по-прежнему ориентирован на внутренний спрос, учитывая, что на курортах Республики Сербия только около 20 % иностранных туристов.

Зимой в Сербии работают 26 горнолыжных курортов. Горнолыжный курорт Копаоник на высоте 1700 м является самым популярным и остается открытым после таяния снега, привлекая любителей активного отдыха, чтобы исследовать национальный парк пешком или на горном велосипеде [4].

Особо охраняемые природные территории, входящие в национальный реестр Сербии, занимают более 6 % площади республики. К ним относятся районы различного природоохранного статуса (Закон об охране природы, РС № 36/2009 и 88/2010): Строгий природный заповедник (4), Специальный природный заповедник (18), Национальный парк (5), Природный памятник (289), Природный парк (9). Важной особенностью охраны природы в Республике Сербия является возрастающая роль концепции экологической сети, широко применяемой в странах ЕС [5]. По данным Института охраны природы, Сербия располагает 1106 природными объектами, которые относятся к охраняемому природному наследию. В настоящее время 64 памятника природы геологического наследия и 225 памятников ботанического наследия (в основном редкие деревья) находятся в Сербии. Некоторые из наиболее известных памятников геологического наследия: Resavska пещера, г. Дьявола, Мраморная пещера и Ругова Каньон. В Белграде находится около 300 памятников культуры, из которых 57 памятников исключительной и большой важности и 37 природных охраняемых территорий [6]. Действуют пять национальных парков, находящихся под защитой государства: Копаоник (11 810 га), Тара (22 000 га), Шар-Планина (39 000 га), Фрушка-Гора (25 393 га), Джердап (93 968 га). На сегодняшний день каждый из национальных парков Сербии предлагает самые разнообразные возможности для туризма. Так, для управления и развития каждым парком создана специальная компания, и у всех национальных парков есть собственные сайты, правда информация на них представлена в основном на сербском языке [3].

В Республике имеется не менее 19 аэропортов с асфальтированными взлетно-посадочными полосами и еще 44 аэропорта с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. В настоящее время только два аэропорта для гражданского транспорта работают в Республике Сербия, в Белграде и Нише. Железнодорожное сообщение в стране характеризуется плохим состоянием инфраструктуры и транспортной гибкости. Сеть железных дорог составляет 3739 км, из которых 3444 являются однопутными и 295 км – двухпутными. Только одна треть из упомянутых протяженностей железнодорожной сети электрифицирована, в то время как в странах ЕС процент электрификации железной дороги превышает 50 %. Хорошая транспортная связь туристических направлений с местами туристического спроса является одним из важнейших факторов развития туризма. Значение и роль транспорта в развитии туризма отражаются в размерах и состоянии транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура в Республике Сербия может быть оценена как недостаточно развитая, хотя в последние три года согласно данным «Дороги Сербии» было построено 781 км шоссе.

Также отдельно стоит выделить уровень преступности, в стране он низкий (35,7) и с каждым годом уменьшается. Так, в рамках проекта «Безопасный город» в ближайшие два года общественные места Белграда должны быть оснащены камерами видеонаблюдения с системой распознавания лиц. Достигнутый уровень развития туристской инфраструктуры в Республике Сербия, несмотря на наличие качественной и диверсифицированной ресурсной базы, значительно отстает по отношению к ресурсным и рыночным возможностям его развития. Можно сделать вывод, что туристический транспорт в стране значительно отстает от своих основных конкурентов, что является следствием игнорирования и непризнания туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики. В предыдущем периоде Республика Сербия не проводила активной туристической политики и упустила возможность добиться значительного конкурентного продвижения на международном туристическом рынке, но так как страна начала активное развитие туризма, можно ожидать значительного улучшения туристской инфраструктуры.

По всем соответствующим показателям Республика Сербия как туристическое направление занимает довольно слабую позицию на региональном и международном туристическом рынке, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Туристический поток, принимаемый Сербией за последние пятнадцать лет, демонстрирует положительную динамику (рис. 1).

Количество прибытий иностранных туристов в 2006–2019 гг. увеличивалось из года в год, за исключением 2009–2010 гг., когда произошло небольшое снижение, в эти годы наблюдалось сокращение международного туристического трафика из-за первой волны мирового финансового кризиса и экономического спада в целом. Следует отметить увеличение числа иностранных гостей после мер государственного субсидирования в 2015 г. В декабре 2019 г. в средствах размещения в Республике Сербия было зарегистрировано 269 422 туристов, что означает, что количество размещенных лиц увеличилось на 15,0 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. По сравнению с декабрем 2018 г. число прибывающих иностранных туристов увеличилось на 14,9 %, тогда как количество прибывших внутренних туристов увеличилось на 15,0 %. Также в январе 2020 г. по сравнению с январем 2019 г. число прибывающих туристов было на 24,2 % больше, а число туристов, останавливающихся на ночь, было на 25,1 % больше. В январе 2020 г. по сравнению с январем 2019 г. количество ночевок у местных туристов было на 22,5 % больше, а у иностранных туристов с ночевкой – на 28,7 %.

Количество туристов, посетивших Сербию в период с 2014 по 2019 г., варьировалось от 2 194 268 чел. в 2014 г. до 3 689 983 чел. в 2019 г., тогда как за тот же период количество ночей колебалось между 6 086 275 и 10 073 299 (рис. 2).

volkov1.wmf

Рис. 1. Динамика турпотока в Республике Сербия за 2006–2019 гг., тыс. чел.

volkov2.wmf

Рис. 2. Количество ночевок в Республике Сербия в 2014–2019 гг.

В связи с ростом количества туристов, посетивших страну, выросло и количество ночевок. В декабре 2019 г. было зарегистрировано 685 811 туристических ночевок, из которых 54,2 % составили местные туристы, а 45,8 % – иностранные туристы. По сравнению с декабрем 2018 г. количество ночевок увеличилось на 20,4 %. По отношению к аналогичному периоду 2018 г., в декабре 2019 г. количество ночевок иностранных туристов увеличилось на 20,6 %, а количество ночевок внутренних туристов увеличилось на 20,2 %.

Количество ночей у международных туристов увеличивается в среднем на 13,2 % в год, в то время как количество ночевок в стране регистрируется так же, как и количество прибывших из страны. Внутренние ночевки представляют собой большинство ночевок, составляя 81 % от общего числа ночевок [4]. Средняя продолжительность пребывания варьируется от 2 до 4 дней. Внутренние туристы в среднем совершают более длительные поездки (примерно 4 дня), в то время как в среднем иностранные гости составляют примерно 2 дня. Основной мотивацией для внутренних туристов является отдых, 80 % зарегистрированных внутренних прилетов были для отдыха. В то же время только 15 % иностранных гостей приезжают в Сербию на отдых, большинство приезжает по рабочим делам в Белград.

Основными туристическими центрами Республики Сербия являются бальнеологические курорты, горные курорты и крупные административные центры страны, где реализуется более 70 % туристического трафика и 80 % ночевок.

В конце 2004 г. в Республике Сербия было зарегистрировано 85 867 тыс. мест для туристов, которые были распределены в 695 бизнес-объектах, в которых было в общей сложности 36 163 ед. жилья. По данным Статистического управления Республики Сербия за 2017 г., в стране насчитывается 106 029 тыс. коек, что на 23,48 % больше, чем в 2004 г., а также 44 813 ед. жилья, что на 23,92 % больше, чем в 2004 г. Согласно данным Министерства торговли, туризма и телекоммуникаций, в октябре 2017 г. количество классифицированных объектов для размещения туристов составило 358, а количество единиц размещения достигло 16 962, а количество спальных мест – 31 791 (таблица).

Увеличение на 6 % количества номеров в Сербии указывает на здоровый растущий гостиничный рынок. С 2014 г. открылось более 100 новых отелей, из которых 40 находятся в столице Белграде, который является основным деловым и административным центром и центральным туристическим центром. Сдвиг в развитии гостиничного бизнеса был обусловлен главным образом выходом международных брендов на рынок Белграда («Crowne Plaza», «Radisson Blu», «Luxury Collection», «Hilton»).

По данным Министерства торговли, туризма и телекоммуникаций, на территории города Белграда насчитывается 94 отеля, что составляет 27,48 % от общей вместимости отелей в Республике Сербия. На территории Косово гостиничную деятельность осуществляют более 100 отелей, большинство гостиничных предприятий расположены в регионах Приштина, Феризай и Пея.

Непрерывный рост количества ночевок (рис. 3) является следствием роста спроса (расширения рынка) на туристские предложения страны среди отечественных и зарубежных туристов, что приводит к расширению средств размещения, что также негативно сказывается на окружающей среде. По количеству ночевок туризм в Сербии впервые прошел фазу роста оборота в 2005–2008 гг. 2009 г. принес фазу сокращения, которая сохранялась и в следующем году, и с 2011 по 2013 г. был период стагнации, когда среднее число ночевок туристов составляло около 6,6 млн.

По статистике, на территории Республики Сербия насчитывается 866 средств размещения на 8 225 коек в агротуристическом предложении (значительная часть которых – теневые гостиничные предприятия). Наибольшее количество зарегистрированных агротуристических единиц размещения и количество коек находится в кластере Западной Сербии (484 средств размещений, 5 280 коек), а кластер региона Белград имеет наименьшее количество в обеих категориях (11 средств размещения, 1 128 коек). Эта ситуация может быть объяснена тем фактом, что западная часть Сербии в основном является горным регионом и имеет самые давние традиции агротуризма, а также необычные природные и культурные ресурсы, имеющие отношение к этому виду туристической деятельности. С другой стороны, Белградский регион является самым маленьким районом, который включает столицу Сербии и ее окрестности, недостаточные для более широкого развития сельского хозяйства.

Количество гостиничных предприятий по типам в Республике Сербия в 2017 г.

Типы гостиничных предприятий

Количество предприятий

Количество номеров

Количество койко-мест

Отель

342

16 431

30 724

Мотель

8

200

361

Туристические комплексы

5

234

531

Общее

358

16 962

31 791

volkov3.wmf

Рис. 3. Количество ночевок в Республике Сербия (составлено автором)

volkov4.wmf

Рис. 4. Количество работников сферы туризма в Республике Сербия, тыс. чел. (составлено авторами)

Положительная динамика характерна и в сфере занятости в туризме (рис. 4). В Сербии в сфере туризма занято более 3 млн чел., при этом около 57 % заняты в сфере услуг, что составляет 50 % ВВП. Туризм, как часть этого сектора, будет продолжать развиваться и, как ожидается, внесет больший вклад в ВВП, чем 3,2 %, внесенные в 2018 г. [4] Индустрия путешествий и туризма создала 37 000 рабочих мест в Сербии в 2017 г. По прогнозам, к 2028 г. в сфере путешествий и туризма будет создано 39 000 рабочих мест, отмечает WTTC.

В последние десятилетия развитию туризма в Сербии не придавалось большого значения, что привело к низкой конкурентоспособности на международном рынке. Согласно проведенному Всемирным экономическим форумом исследованию конкурентоспособности мира и европейских стран в области путешествий и туризма (T&T), Сербия на 2013 г. занимала 89 место в списке 140 стран. В 2019 г. страна поднялась на 83 место из 140, но все еще находится почти на последнем месте из европейских стран, ниже по рейтингу Албания, Северная Македония, Молдова и Босния и Герцеговина (все данные основаны на World Economic Forum 2013–2019).

Туризм имеет дело с постоянными и быстрыми изменениями, поэтому формальное образование в сфере туризма, полученное в средних и высших школах, не является своевременным и гибким. Образовательные системы Сербии медленно адаптируются к изменениям. На государственном уровне не существует организованной системы непрерывного образования для работников сферы туризма, т.е. адекватной правовой базы и стратегии образования, план действий не реализуется в полном объеме. Чтобы идти в ногу с тенденциями рынка труда и требуемыми профессиями, навыками и профессиями, Сербия должна привести Национальную классификацию занятий в соответствие с Международной стандартной классификацией профессий: ISCO–08.

volkov5.wmf

Рис. 5. ВВП Сербии 2000–2018 гг., млрд долл. США

Также проблема развития туризма напрямую связана с экономикой страны. В 2009 г. макроэкономическая среда в Республике Сербия была значительно менее благоприятной для развития туризма, чем в течение нескольких предыдущих лет. Во многом это было связано с влиянием мирового экономического кризиса, вызвавшего ухудшение основных макроэкономических показателей. Сильный экономический рост предыдущих лет был остановлен в 2009 г., а ВВП, как наиболее важный макроэкономический инструмент для измерения общей экономической активности страны, упал на 3,1 % в годовом исчислении (рис. 5).

После 2010 г. происходило умеренное восстановление экономической активности на рынке труда, сопровождавшееся дальнейшим сокращением общей численности занятых и ростом безработицы при небольшом росте средней заработной платы. Помимо этого, общая экономическая среда в течение 2010 г. была особенно неблагоприятной из-за более сильного инфляционного давления и снижения обменного курса. Уровень инфляции составил 11,5 %, а также курс национальной валюты упал на 10 % по сравнению с евро на конец 2009 г.

В соответствии с данными Республиканского статистического комитета Сербии в 2017 г. ВВП страны увеличился на 1,9 % (по данному показателю Сербию опережают все страны региона, за исключением Македонии) и составил 36,8 млрд евро. При этом структура ВВП в сравнении с данными 2016 г. практически не изменилась, стоит отметить, что вклад туризма в мировой ВВП в 2018 г. был 6,9 % от общего объема (122 место).

Несмотря на объективные ограничения, с которыми сталкивается туризм в Сербии, создание региональных туристических организаций будет способствовать продвижению и позиционированию узнаваемого туристического продукта как на национальном, так и на международном уровнях; это также способствовало бы развитию малого и среднего предпринимательства в регионах.

Известно, что многолетние проблемы в политической и экономической среде в Республике Сербия остановили развитие туризма и что качественная и разнообразная ресурсная база Республики Сербия используется недостаточно. Предложение сербских туристических продуктов, разработанных для нужд внутреннего туризма, не в состоянии отвечать современным тенденциям международного туристического рынка, поскольку на рынке произошли серьезные изменения, в соответствии с которыми Республика Сербия не адаптировала свое туристическое предложение. Основываясь на новых требованиях современных туристов и мировых тенденциях в туризме, Республика Сербия имеет возможность извлечь выгоду из своего нынешнего положения, сформировать туристическое предложение и добиться значительного роста в туристическом секторе и тем самым обеспечить место для мирового туриста. Все это определяет направления для развития туризма в стране.

Имидж Сербии в мире начинает улучшаться в начале XXI в., благодаря ее возвращению во многие международные организации и крупным изменениям во внутреннем плане, и все же для этого требуется много времени и усилий. Если страна сможет занять достойное место на международном туристическом рынке в соответствии с имеющимися у страны туристскими возможностями, это позволит ей добиться постоянного и стабильного роста потока иностранных туристов.

Несмотря на колебания в период с 2008 по 2010 г., с 2011 г. в Сербии наблюдается устойчивый рост доходов от туризма с 710 млн евро до 1 396 млн евро в 2018 г. (Национальный банк Сербии, 2019 г.). По данным Всемирного совета путешествий и туризма (WTTC), общий вклад индустрии туризма в экономику Сербии, включая влияние инвестиций, цепочки поставок и воздействия на доходы, составил в 2017 г. 294,6 млрд динаров, или 6,7 % ВВП.

Туризм в Сербии активно развивается и имеет значительные перспективы развития, страна имеет свою стратегию развития туризма (2016–2025 гг.). В качестве приоритетных направлений в развитии туризма до 2021 г. были выбраны: бизнес-туризм, СПА и оздоровительный туризм, горный туризм, экскурсионно-познавательный городской туризм. В последние годы наблюдается тенденция повышенного интереса туристов к административным центрам страны. Белград является ведущим туристическим продуктом Республики Сербия, а Белград и Нови-Сад являются единственными узнаваемыми городскими туристическими направлениями на международном туристическом рынке. Эти два города вместе поглощают 37,61 % от общего туристического оборота Республики Сербия, или 63,4 % иностранных туристов. Белград и Нови Сад занимают доминирующее положение в отношении иностранных туристов. В структуре туристов, приезжающих в эти два региона, более 70 % составляют иностранные туристы, которые достигают более 80 % ночевок.

Количество внутренних туристов в этих двух городах все еще в значительной степени зависит от официальных поездок. За последнее десятилетие рекреационный, лечебный и оздоровительный туризм стали одним из наиболее быстро растущих сегментов, очень прибыльной и перспективной для развития рыночной нишей в Сербии. В целом, для того чтобы Республика Сербия в будущем увеличила доходы от иностранных туристов и достигла сбалансированного платежного баланса, необходимо адаптировать существующее туристическое предложение к каждому сегменту рынка. С другой стороны, необходимо систематически работать над созданием необходимых условий для того, чтобы как можно меньше граждан Республики Сербия выезжало за границу для удовлетворения своих туристических потребностей.

Выводы

Экономика Сербии в основном опирается на производство и экспорт товаров и услуг и поддерживается за счет иностранных инвестиций. Серьезными проблемами, замедляющими темпы ее развития, являются значительный объем внешнего долга Республики, высокие государственные затраты на социальные выплаты, безработица, необходимость создания новых рабочих мест, высокий уровень коррупции. Важное место во всех переходных и реформационных процессах в экономике Сербии принадлежит туризму, в связи с чем ему в последнее время стали уделять особое внимание. Качественная и разнородная основа существует для успешного развития сербского туризма: природные условия, богатое культурно-историческое наследие, общие социальные условия, развитая материальная база и благоприятное транспортное и географическое положение. Предпосылки, которыми обладает Сербия, послужили основой любого успешного развития туризма.

Достигнутый уровень развития туризма в Республике Сербия, несмотря на наличие качественной и диверсифицированной ресурсной базы, значительно отстает по отношению к ресурсным и рыночным возможностям его развития. В республике имеются следующие основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию туризма: недостаточное развитие туристических предложений и недостаточное участие туристических агентств в продвижении и продаже продукции туризма, проблемы высокой сезонности, отсутствие международных стандартов и гарантий качества во всем секторе туризма, особенно в случае гостиничных услуг, несбалансированное соотношение цены и качества, устаревшая инфраструктура. Тем не менее перспективы для развития значительны, это подтверждает постоянный рост туристского потока, важной тенденцией в структуре которого, безусловно, является рост числа иностранных туристов. Природные ресурсы, позитивные изменения в международной и внутренней туристической среде, дальнейшее развитие этих сегментов в сфере иностранного туризма, безусловно повлияют положительно на туристское предложение Сербии.