Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Современный уровень научных достижений в различных областях знания позволяет осмысливать сложные явления окружающего мира в их системно-целостной организации. До настоящего времени в дифференциации наук предмет изучения с целью углубленного его познания извлекался из сферы его бытия, из среды его обитания. Это обусловило определенную недостаточность научного знания в плане целостного понимания сущего.

В течение ХIХ - ХХ столетий важнейшим фактором в осмыслении эволюционных процессов природы и общества рассматривается человек как уникум (В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, М. Шелер и др.). Однако проблема осознания сущности человека, ее системно-целостной организации остается открытым вопросом науки (Что есть человек?). Ученые отмечают, что сегодня о человеке известно все, кроме того, что есть человек в своей целостности (И.Т. Фролов).

В познании сущности человека актуализируются межпредметные, междисциплинарные, интегративные основы ее изучения (В.А. Лекторский, П.В. Симонов и др.).

В нашем исследовании человека как предмета познания возникла необходимость определить несколько идей, которые являли бы собой методологические основы сущностного его осмысления. 

Модель № 1. Интегративные основы человеческой сущности (фрагмент).

(Умозрительно необходимо представлять многомерные связи всех составляющих).

Прежде всего обозначилась необходимость анализа соотношения человека и мира, мира и человека. Востребованным оказался и антропологический принцип осмысления человека как высшего уникума на Земле и его соответствующих функций. В ходе исследования выяснилось, что сущностное познание человека необходимо раскрывать не только в системе наук о человеке, но и в системе всех фундаментальных наук на интегративных основах научного знания. Осуществление системно-целостного моделирования позволило раскрыть структурную организацию сущности человека в сопряженности образа человека и образа мира. И, наконец, смыслообразующая функция человековедения обеспечивает новый уровень видения системно-целостного соотношения «мир - человек» и «человек - мир», что является научным открытием обобщенного представления и в категориях элементов, и в категориях осознания их сосуществования, исследованием в категориях их организации и структуры, их функционирования и самоосуществления.

Итак, методологическими основами были определены:

  • соотношение «мир - человек» и «человек - мир» как философская концепция;
  • антропологический принцип как естественнонаучная концепция;
  • интегративный подход в исследовании проблемы сущности человека - человековедческая концепция;
  • системно-целостное моделирование образа человека и образа мира как социально-педагогическая концепция;
  • смыслообразующая функция человекознания как концепция планетарного мышления.

Целостность рассматривается нами как многоуровневое понятие. Категорию целостность можно определить как органическое единство, отражающее эволюционную сущность явления, парадигму сущности (в этом плане важно обращать внимание на горизонтали, где всеобъемлющий компонент является доминантой).

Системность рассматривается как функциональное явление, которое выполняет функции взаимосвязи и взаимодействия, сохранения и развития.

В этом плане можно представить и образ мира (раскрывается снизу вверх).

Модель № 2. Соотношение «мир - человек» и «человек - мир»(фрагмент)

Мир системен. Системен и человек, который функционирует и как открытая система, способная осваивать сигналы из внешнего пространства, и как замкнутая система, воспринимающая свой внутренний мир.

Осмысление целостности и системности Мироздания позволяет видеть важность общечеловеческого сосуществования. Философию жизни в свое время выразил Платон в диалоге «Зенон»: «Все, что возникло, возникает ради всего целого, чтобы осуществить присущее жизни целого блаженное бытие, и бытие это возникает не ради тебя, а, наоборот, ты ради него.» Прошли тысячелетия. В начале XX века В.И. Вернадский страстно утверждал о неизбежности ноосферы, т.е. торжества разума на Земле.

Идеи целостности, системности, планетарного мышления открывают перспективы эволюции человека и мира.