Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

PHILOSOPHIC FOUNDATION OF COMMON PATHOLOGY THEORY: SIMILARITY PRINCIPLE

Karpin V.A.
Foundational philosophic principles of substance being must underlie modern scientific theory. The analysis of philosophic similarity principle was conducted in this article. It is doing conclusion that the same common biologic process determinate both normal and pathologic phenomenons: adaptation is essence of illness.
Общая патология человека, изучающая закономерности возник­новения и развития патологического процесса, является теоретиче­ским фундаментом практической медицины. Однако чтобы познание в области изучения общей па­тологии стало научной теорией, необхо­димо объединить разрозненные факты и закономерности в систему, выводя их друг из друга или из каких-либо других общих принципов [3, 8]. Накопленный на рубеже веков багаж новых эмпириче­ских фак­тов в очередной раз вышел за пределы их теоретического обобщения. Кризис в медицинской науке назрел; анализ научных публикаций по­казывает разрозненность мнений и отсутствие единства во взглядах на многие узловые проблемы общепатологического процесса. Подобный кризис может быть пре­одолен путем создания современной общей теории патологии.

Процесс научного познания в любой отрасли человеческой дея­тельно­сти проделывает определенный путь от сбора и накопления эм­пирических фактов до создания научной теории. Исторически выра­боталось несколько методов по­строения научной теории, наиболее точным из которых является аксиоматиче­ский метод. Последний под­разумевает выделение нескольких основополагаю­щих аксиом (посту­латов), из которых выводятся все осталь­ные положения тео­рии. Этот метод лежит в основе общетеоретического зна­ния в области точных наук. Огромные достижения в области биологии и ме­дицины требуют обще­теоретического переосмысления и в этих традиционно описа­тельных разделах научного знания, в том числе общей патологии че­ловека, где попытки построе­ния логической структуры накопленного знания пока не увенчались видимым успехом. В.П. Петленко считает, что к биологическим наукам более приложим метод принципов, кото­рые содержат в концентрированной форме накопленную предшест­вующую информацию и отраженную в них практику и вместе с эмпи­рическим базисом определяют характер и сущность научной теории. Этот ме­тод предполагает, во-первых, отыскание и формулировку са­мих принципов, и, во-вторых, синтетическое объединение этих прин­ципов как элементов познания в единую теоретическую систему [8].

По мнению В.С. Степина, включение научного знания в куль­туру всегда предполагает его философское обоснование. Оно осуще­ствляется посредством философских принципов, которые обосновы­вают постулаты науки. Формиро­вание философских оснований науки осуществляется путем отбора и после­дующей адаптации идей, выра­ботанных в философском анализе, к потребно­стям определенной об­ласти научного познания [10].

Таким образом, теоретическое знание в биологии должно осно­вываться на философских принципах бытия материи, в том числе жи­вых организмов как ее составной части. Несомненным является также и тот факт, что в различных об­ластях биологических наук построение теоретических моделей требует исполь­зования различных философ­ских начал, что зависит от конкретных задач той или иной отрасли.

В связи с тем, что областью наших научных интересов является клиниче­ская медицина, дальнейшее изложение материала подчинено проблеме по­строения теоретической схемы общепатологического процесса, призванной разрешить научные споры вокруг трех основ­ных разделов общей патологии че­ловека: этиологии, патогенеза и сущности болезни. Для достижения поставлен­ной цели мы предла­гаем в основу современной общей теории патологии поло­жить соот­ветственно следующие три философских принципа, которые могут выступать в роли философских оснований теории и из которых после­дова­тельно могут быть выведены все ее основные положения:

  1. Принцип детерминации --------принцип причинности -----этиология
  2. Принцип самоорганизации ----принцип системности ------патогенез
  3. Принцип единства природы--- принцип подобия ---------- сущность болезни

Первый философский принцип лежит в основании анализа про­блем этио­логии, второй - патогенеза, а третий - сущности болезни. В данном исследова­нии мы остановимся на анализе принципа подобия.

Этот принцип является в некотором роде частным выражением фунда­ментального философского принципа материального единства мира, который исходит из признания общности всех природных явле­ний. Семантически прин­цип единства природы предполагает субста­циональное (материя явля­ется суб­станцией всех явлений и процессов в природе), атрибутивное (лю­бая часть ма­терии обладает полным на­бором ее атрибутов), номологическое (все природные процессы под­чиняются одним и тем же всеобщим законам) и генетическое (все виды материи имеют общие истоки и корни) единство мира [1].

Поиски единства и простоты научного знания всегда были важ­нейшей стратегией ученых в их деятельности по добыванию истин­ного знания. Все крупные движения идей диктовались не столько по­пыт­ками разрешить про­ти­воречия между теорией и аномальными экспе­риментальными результа­тами, сколько стремлением к единству теоре­тического знания. Эта тенденция была первичным, основным принци­пом, определяющим направление науч­ного по­иска. Соображе­ния единства уже лежали в основе создания первой, механиче­ской картины мира Галилея - Ньютона. С единой точки зрения уда­лось объяс­нить движение земных и небесных тел. Классическая механика стремилась объяснить с единых позиций все природные явления. Наиболее значи­мые для научного познания обобщения являются ото­ждествлением не­тождественного как стремление находить подобное в различном, объе­динять его в единое целое, что составляет главную особенность про­цессов унифика­ции и обобщения в на­учном познании [7].

Принцип подобия в общей теории патологии должен лежать в основе разрешения противоречий в понимании физиологического и патологиче­ского процессов, которые часто рассматривают как совер­шенно различные, нередко противопоставляя один другому. Здесь мы целиком разделяем точку зрения И.В. Давыдовского [4, 5], что один общий биологический про­цесс лежит в ос­нове и нормальных, и пато­логиче­ских явлений, и фактически нет ни од­ного па­тологического процесса, который не имел бы своего прото­типа в фи­зиологии.

Согласно гистогенетической концепции, в основе репаративной реге­не­рации лежат процессы физиологической регенерации; в свою очередь фи­зио­логическая регенерация тканей протекает на основе об­щих закономерно­стей эмбрионального гистогенеза [6].

Морфологическая сущность патогенеза патологического про­цесса за­клю­чается в патологической регенерации тканей, протекаю­щей по трем ос­новным альтернативным вариантам: а) гиперплазия, б) гипо- и аплазия и в) метаплазия. И.В. Давыдовский утверждал [5], что метаплазия представляет собой одно из проявлений адаптации тка­ней к определен­ным условиям существования, что метапластическая по­тен­ция заложена в нормальной ткани. Даже в ос­нове канцероге­неза лежит естественный фи­зиологиче­ский процесс функцио­нирова­ния стволовой клетки, обла­дающей всеми ос­новными свойствами «ра­ковой» клетки, а в ос­нове механизма малиг­низации также лежит на­рушение тканевого гомео­стаза. «Злокачест­венность» зало­жена в са­мой биологиче­ской сущности нормальной стволовой клетки.

Как уже неоднократно подчеркивалось на страницах периодиче­ской пе­чати, причина болезни есть результат взаи­модействия внут­ренней и внешней причины, причем внутренняя причина яв­ляется первичной. Что мы должны по­нимать под внутрен­ней причиной? Она должна быть заложена в нормальном организме, у нее должна быть физио­логическая основа. В организме нет ни одной причины, изна­чально «настро­енной» на патологию. И если в геноме всех клеточных структур имеются протоонкогены, значит, они запро­граммированы на естественную, физиоло­гическую функцию стимуля­ции пролифера­ции.

Любая болезнь в своей основе может иметь только нормальные струк­тур­ные и функциональные составляющие жизнедеятельности ор­ганизма. Сущ­ность болезни исходит из нормы, из естественных об­ще­биологических и фи­зиологических процессов.

Д.С. Саркисов и Л.И. Аруин утверждали, что компенсаторно-приспособи­тель­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз в больном организме, не явля­ются какими-то особыми реакциями организма, а представляют со­бой разнооб­разные комбинации его физиологиче­ских функций, развер­тывающихся на той же, что и в норме, матери­альной основе [9].

И. В. Давыдовский в своих фундаментальных трудах [4, 5] под­чер­кивал, что воспаление по существу является приспособительной реак­цией, следова­тельно, биологически целесообразной. Правильнее гово­рить не о нарушении функции, а об особой деятельности повреж­денной части орга­низма, основанной на законах противодействия и самосохра­нения. С биоло­гической точки зрения воспаление является нормальным отправлением ор­ганизма, и неспособность последнего отреагировать воспалением грозит ему гибелью.

А.И. Воложин и Ю. К. Субботин [2] рассматривают процесс при­спо­соб­ления биосистем как единство противоположных меха­низмов адап­тации (из­менения) и компенсации (сохранения). Они также опреде­ляют сущность пато­логии как приспособительный меха­низм, считая, что процессы приспо­собления едины на любом уровне проявления жизни. Патология ин­дивида является про­явлением естест­венного отбора и, сле­довательно, при­способи­тельна по своей сущно­сти. По меткому выражению И.В. Давыдовского [4], биологический ас­пект объединяет физиологию и патологию в пределах одного и того же каче­ства. Это качество - приспособление как основа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев Г.В. // Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А. Грицанова. М.: АСТ, Мн.: Соврем. литератор, 2001. С. 615.
  2. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998. 480 с.
  3. Голицын Г.А., Левич А.П. // Философские науки. 2004. № 1. С. 105.
  4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М.: ГИМЛ, 1962. 176 с.
  5. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина, 1969. 611 с.
  6. Клишов А.А. // Руководство по гистологии. В 2 т. Т. 1. СПб.: СпецЛит, 2001. С. 14.
  7. Мамчур Е.А. // Вопр. философии. 2003. № 12. С. 100.
  8. Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии. Л.: Медицина, 1968. 286 с.
  9. Саркисов Д.С., Аруин Л.И. // Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. М.: Медицина, 1987. С. 20.
  10. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.