Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время стало очевидно, что курение табака является причиной многих тяжелых заболеваний, приводящих к преждевременной смерти. Сила никотиновой зависимости очень велика, поэтому многие курящие люди не могут бросить курить самостоятельно, даже в тех случаях, когда они твердо приходят к данному решению. По данным доказательной медицины, беседы врача - эффективный метод лечения табачной зависимости (А. Г. Чучалин и др., 2001).

Одним из этапов оценки статуса курения является оценка мотиваций к курению, которая позволяет выявить факторы, способствующие курению (А.Г. Чучалин и др. 2001; J. G. Spangler et al, 2002).

На кафедре нормальной физиологии Кемеровской медицинской академии было проведено исследование изменений показателей мотивов курения по шкале Хорна (В.К. Смирнов, 1993) у студентов - 192 юношей и 165 девушек в возрасте 19-21 лет. Оценивали следующие мотивы: I - стимулирование, взбадривание от лени; II - удовольствие от самого процесса курения; III - желание расслабиться; IV - снятие напряжения; V - неконтролируемое желание закурить; VI - привычка - рефлекс. Исследование было проведено в декабре (зимой), апреле (весной), июле (летом), октябре (осенью). Все параметры ранжировали в баллах.

Выяснилось, что у юношей, как и у девушек (табл.) преобладает 4-я причина курения (снятие напряжения), которая достоверно выше других мотивов курения. Выражена и 5-я причина у юношей, а также 2-я и 5-я - у девушек. Минимальное значение у девушек и юношей имеет 6-й мотив курения (привычка). Достоверно различима у юношей и девушек только выраженность 3-го мотива курения

Таблица 1. Выраженность в баллах мотивации к табакокурению у юношей и девушек (М ± m)

испытуемые

 n

I мотив

II мотив

III мотив

IV мотив

V мотив

VI мотив

Юноши

192

6.6±0.3

7.7±0.5

8.3±0.3

10.5±0.3*

9.07±0.5

6.4±0.3**

Девушки

165

7.1±0.5

8.5±0.5

7.5±0.4

10.6±0.4*

8.5±0.5

6.2±0.4**

Примечание: знаком * отмечены данные, достоверно (р<0,05) выше, а знаком ** - достоверно ниже остальных мотивов курения.

Учитывая, что у студентов 1-2 курса идет период адаптации к смене быта, интеллектуальным, психоэмоциональным нагрузкам (А. З. Белоусов и др., 1974; M.E. Kear, 2002), и курение в данном случае является источником положительных эмоций и тем самым защищает от стресса, трансформируясь в материально-биологическую потребность (М. В. Миляева, 1991; Ю. Н. Корыстов, 1996), при этом улучшая обучение и память (K. Wesnes, L.F. Warburton, 1983; I. Stolerman, 1990). Но курение у большинства студентов еще пока не становится рефлексом - привычкой (минимально значение 6-го мотива), что может способствовать более успешному проведению коррекции табакокурения.

Эти особенности очень важны для поведения педагогических воздействий на курящих студентов.