Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Апелляция является одной из легитимационных технологий. Ее возможности уже давно апробированы как зарубежным, так и отечественным политическим дискурсом. В связи с систематизацией технологического потенциала легитимационных игр, каждый игровой сценарий требует научного внимания (по причине состоятельности в создании оптимума). В нашем случае, исследования апелляций могут представлять определенный интерес ввиду их синергетических выходов, напоминающих политическое джиу-джитсу. С одной стороны, происходит артикуляция энергии поддержки в пользу субъекта апеллирования, несомненно, конструирующая субъекту апеллирования политическую легитимность; с другой стороны, объект апелляции - политический конкурент - расстается с идентичностями, некогда сохранявшими на себя энергетический фокус поддержки, что может означать для объекта апелляции постепенную делегитимацию.

Ситуации, при которых случаются подобные корреляции, являются неотъемлемым аспектом политической конкуренции, активизирующейся в моменты выборных кампаний. Попробуем рассмотреть некоторые варианты апелляций, структурное и функциональное содержание которых направляется для эффективного обеспечения процесса делегитимации. Действительно, многие политические лидеры (как правило, это заведомые «аутсайдеры» избирательных кампаний) пытаются не столько заработать себе очки, способные реально сыграть на их легитимационный рейтинг, но и тем самым создать своему политическому конкуренту легитимационное затруднение, в конечном счете деструктурирующее ему архитектурный замысел политического признания.

Одним из наиболее известных типов персонифицированной апелляции является апелляция к авторитету. Субъект апеллирования в этом случае пытается действовать при помощи критики, и иногда это удается. Субъект легитимации может использовать в борьбе против высокопоставленного конкурента и компрометирующие материалы. Критика авторитетов практически всегда эффективна, потому что не всем приходится быть осчастливленными заданным авторитетом режимом администрирования. Аудитории часто импонирует бесстрашие автора апелляции к авторитетному политическому лидеру - носителю власти, она чувствует замысел, направленный на делегитимацию авторитета и может с ним согласиться.

Часто к собственной легитимации и, наоборот, делегитимации конкурента, привлекают мнение авторитетного лица. Политический кризис на Украине пытался разрешить бывший президент Польши Л. Валенса и действующий А. Квасьневский. Изначально, предполагалось, что их функция будет только посреднической, хотя очевидны их симпатии к оппозиционному В. Ющенко.

Апелляция к некомпетентности политического конкурента также инструментализирует разочарование части поддержки, сочувствующей объекту апелляции. Делегитимационный эффект создается путем прямых обвинений в некомпетентности, приклеиванием ярлыков и семантическом манипулировании. Часто подобную технологию использовали хозяйственники, почувствовавшие случай реванша после недолгого правления демократов-романтиков начала 1990-х годов в России. Известные события 11 сентября 2001 г., мобилизовавшие сознание американцев на поиск «спасителя», не оставили шансов одному из соискателей президентского кресла от демократической партии Говарду Дину. Его делегитимация произошла по причине того, что он «откосил» от Вьетнама, и, поэтому, заявлять о своих претензиях в кульминационный момент политической истории было бы неверно. Наверное, дилетант в военном деле не смог бы сплотить нацию так, как это сделал Д. Буш. Многие телезрители канала НТВ наверняка помнят «Свободу слова» 05.12.2003 г., предшествовавшую парламентским выборам в России. Тогда лидер ЛДПР В. Жириновский очень эффективно проапеллировал к некомпетентности одного из лидеров «Родины» С. Глазьеву (демонстрация небольшого скандальчика телезрителям: С. Глазьев не знает, что исковые заявления составляются не в прокуратуру, а в суд).

Апелляция к историческому времени, предполагая вызов конкретному политическому деятелю, претендующему на тот или иной пост, также может выступить важным поводом в формировании у поддержки разочарований в своем кандидате. Субъекту апелляции необходимо связать историческое время (с которым, как правило, связаны не самые лучшие ассоциации) и конкретного политического лидера. Можно заявить: «История знает повторения. Если Вы придете к власти, все прекрасно знают, чем это может закончиться. Коммунизм не пройдет». Конечно, в подобной апелляции мало конкретики, непонятно, способен ли кандидат на политическую легитимацию на локальном уровне «взять» заявленный субъектом апелляции формат.

Случаются варианты, при которых мощным оружием, направленным против какого-либо кандидата на политическую легитимацию, становятся апелляции «простых смертных». Порой аудитории представляются точки зрения работавших с объектом апеллирования в одном коллективе. Апелляция «простого смертного» может создать вокруг атакуемого кандидата очень мощный делегитимационный ореол.

Таким образом, апелляции являются весьма эффективными технологиями, направленными на разрушение имиджа конкурента, оспаривающего право на политическую легитимацию. Возможности апелляций в задачах делегитимации в последнее время значительно увеличиваются.

Работа представлена на II научную конференцию студентов, молодых ученых и специалистов с международным участием «Современные проблемы науки и образования», 19-26 февраля 2005г. Хургада (Египет). Поступила в редакцию 11.01.05 г.