Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В 2005г. исполняется сорок лет со дня выхода интереснейшей работы [1] Роберта Людовиговича Бартини, на которую хотелось бы обратить внимание молодых амбициозных (в хорошем смысле этого слова) исследователей, помещенную на сайте http://ph-pr.narod.ru/bartini.htm .Конечный результат работы - вычисление мировых постоянных, а главное, вывод о трехмерности времени (и шестимерности мира как наиболее вероятном его состоянии). Понимание не столько конечного результата, сколько сути доказательства, за которым стоит истинная информация о наиболее вероятных размерностях времени и пространства, флуктуации и изменения которых подразумевались Бартини, актуальны как никогда прежде. Достаточно упомянуть, с одной стороны, проблемы построения единого супервзаимодействия (см.,например, популярное изложение в [2] или ряд легко доступных публикаций на сайте www. scientific.ru, в частности , перевод «Недостающее звено» работы [3] ), а с другой стороны, уже давно назревшую потребность в уточнении, и даже пересмотре, понятия времени в естествознании (см.,например, [4]). Более подробное изложение результатов [1] содержится в [5].

Уникальность мышления и памяти, по-видимому, позволяли Бартини очень быстро осваивать любую новую информацию, а методология системного анализа (фактически развитая им независимо от кого бы то ни было) эффективно ее немедленно использовать. Напомню, что основным направлением деятельности Бартини являлось конструирование самолетов [6], где он оставался неизменным лидером в разработке оригинальных проектов, на десятки лет опережающих время (как считают в МАИ, многие из них еще ждут своего воплощения). Именно сочетание возможностей высокого уровня абстрагирования с четкой постановкой задачи исследования, независимо от ее сложности, привели к успеху. К сожалению, свободное оперирование топологическими и групповыми понятиями применительно к многомерным пространствам, отнюдь, не входило (и до сих пор не входит) в обязательный «джентльменский» набор физиков и математиков, создавая барьер для детального понимания статьи. В этом возможно и кроется основная причина сравнительной «тишины» вокруг [1] (интересна история публикации [1], отраженная в воспоминаниях C.С. Герштейна http://pontecorvo.jinr.ru/gershtein_r.html об академике Б.М. Понтекорво) .

На мой взгляд, результаты, полученные Бартини, заслуживают особой степени отличия (по существу, речь идет о ретроспективной рейтинговой оценке, а не о денежном эквиваленте). Действительно, именно Бартини предложил путь превращения физики двадцатого века, изобиловавшей константами, получаемыми исключительно из опыта, в действительно первопринципную науку, сводя до предельного минимума степень ее феноменологичности. Несомненный интерес представляет проведение в развернутой (а не «сверхсжатой») форме доказательства результатов Бартини, чтобы всесторонне проинтерпретировать их, сделав достоянием научного сообщества (до проведения такого исследования сохраняется вероятность критического неприятия результатов). При понимании сути дела возможен целый каскад открытий, включая экспериментальное подтверждение выводов. Вряд ли случайно Бартини намеревался [1,6] в отдельном сообщении показать, что «...( 3 + 3 ) - мерность пространства - времени является экспериментально проверяемым фактом и что шестимерная модель свободна от логических трудностей, созданных ( 3 + 1 ) - мерной концепцией фона». Думаю, многие сразу проведут исторические аналогии со сделанными (как бы, между прочим) высказываниями Галуа или Ферма. Но когда речь идет о важнейших свойствах пространства-времени, проблема заслуживает, по крайней мере, не меньшего внимания. Я не знаю, что именно помешало этой публикации. Прояснению ситуации, наверное, способствовало бы ознакомление с архивом ученого. В любом случае представляется уместным учредить специальный международный премиальный фонд за лучшие работы по развитию творческого наследия Бартини. По вполне понятным причинам, это должен быть, как минимум, российско - итальянский фонд, причем свою лепту, для начала информационного и организационного характера, могли бы внести Российская Академия Наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Правительство России, а также ряд общественных академий (Естествознания, Естественных Наук, Инженерная...) и меценаты. Как показывает опыт (например, с той же теоремой Ферма), не столько меркантильные, сколько чисто научные интересы движут исследователями, но не последнюю роль при этом играет престижность обозначенной тематики, как в профессиональном корпоративном сообществе, так и в обществе в целом. Уверен, что создание такого фонда - дело чести для России и российской науки, бескорыстному служению которым посвятил свою жизнь Бартини.

Учитывая, что за сорок лет после публикации [1] математикой и физикой пройден впечатляющий успехами путь, можно надеяться на достаточно быстрое продвижение в интерпретации уже известного результата.

Тогда уже 2006 год можно было бы считать годом Бартини, связав его с сорокалетием работы [5].

  1. РОБЕРТ ОРОС ди БАРТИНИ. НЕКОТОРЫЕ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ КОНСТАНТАМИ. ДАН СССР, Т.163, №4, С. 861-864.
  2. Девис П. Суперсила. - М.: Мир, 1989.
  3. Ian Stewart. The missing link. New Scientist, vol. 176, issue 2368 - 09 November 2002, page 30.
  4. И. Пригожин. От существующего к возникающему: время и сложность в физических науках. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985.
  5. РОБЕРТ ОРОС ди БАРТИНИ. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ФИЗИЧЕСКИМИ ВЕЛИЧИНАМИ. Проблемы теории гравитации и элементарных частиц. - М.: Атомиздат, 1966. С. 249-266.
  6. И. Чутко. Красные самолеты. - М.: Политиздат, 1979.

Доктор физ.-мат. наук, профессор, действительный член РАЕ                                                        М.П.Кащенко