Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Одной из главных задач профессионального обучения является воспитание, стремление к самоутверждению, преодоление растущей конкуренции на рынке труда. Востребован такой набор личностных качеств, который позволит человеку быть успешным в сложной социальной среде: способность к быстрому освоению нового, гибкость, динамика, мобильность, ведение здорового образа жизни, владение коммуникативной культурой и т.д.

Система профессионального образования, в ее сегодняшнем виде, не в полной мере формирует общество. Наоборот, изменения, происходящие в жизни, ведут к изменению деятельности системы образования. Поэтому учреждения профессионального образования нуждаются в комплексных исследованиях процессов, происходящих в обществе.

Это жизненно необходимо для того, чтобы их деятельность соответствовала социально - экономической конъюнктуре и учитывала перспективу.

Первым шагом к построению эффективного механизма планирования деятельности среднего профессионального учебного заведения можно рассматривать маркетинговую ориентацию управления образовательным учреждением, которое означает следующее:

  • оказание тех образовательных услуг, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке;
  • соответствие перечня образовательных услуг растущим запросам общества;
  • формирование цен на образовательные услуги под воздействием конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса;
  • поиск потребителей и заказчиков услуг ведется активно, направлен на целевые группы потребителей, на возможных посредников.

Все эти функции должны реально воплощаться в повседневную жизнь коллектива, реализовываться маркетинговой службой, которая реально становится главным помощником директора образовательного учреждения, существующего в условиях рынка.

В 2004 году студентами специальности 0607 «Маркетинг» было проведено маркетинговое исследование, целями которого являлось: определение уровня конкурентоспособности ГОУ СПО «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум» на рынке образовательных услуг. Основными задачами данного исследования явились:

  • оценка существующего положения техникума на рынке образовательных услуг г. Сыктывкара;
  • разработка маркетингового плана по улучшению этого образа:
  • изучение мнения школьников, предполагаемых абитуриентов, и студентов о мотивах поступления в техникум;
  • анализ востребованности специалистов- выпускников учебного заведения;

Методами сбора маркетинговой информации были выбраны опрос и интервьюирование.

Исследование включало следующие опросы: опрос школьников - предполагаемых абитуриентов. Цели опроса - выяснить насколько широко известен ГОУ СПО «СЦБТ» среди учащихся 9 и 11 классов школ г. Сыктывкара; из каких источников школьники получили информацию о техникуме; посещаемость «Дней открытых дверей» за последние три года; какие рабочие профессии, с точки зрения школьников, наиболее востребованы на рынке труда; какие профессии хотят получить выпускники школ. Опросы проводились в 25 школах: 8 школ в Эжвинском районе г. Сыктывкара; 17 школ в г. Сыктывкаре.

Цель опроса студентов ГОУ СПО «СЦБТ» - определить из каких районов Республики Коми и регионов России поступают школьники в техникум; из каких источников они узнали о техникуме; по каким мотивам студенты выбрали данное учебное заведение и специальности; какие дополнительные платные образовательные услуги хотели бы получить. Опросом были охвачены студенты 19 групп.

Целью исследования в Центре занятости г. Сыктывкара было выяснить обращались ли выпускники ГОУ СПО «СЦБТ», кому из них были предоставлены рабочие места; какие из специальностей, по которым ведется подготовка в техникуме, востребованы на рынке труда Республики Коми; какие рабочие профессии требуются на промышленных предприятиях.

С использованием опросника было проведено интервью с администрацией ГОУ СПО «СЦБТ»: директором техникума Мусихиным П.В.; заместителем директора по производственному обучению Герко И.Н.; методистом Бурхановым З.Р.; заведующими отделениями Лодыгиной Н.В. и Старцевой Л.И. Цель исследования - анализ внутренней среды техникума, выявление слабых и сильных сторон деятельности.

 

СКТ - Сыктывкарский кооперативный техникум;

СТК - Сыктывкарский технологический колледж;

СТЭК - Сыктывкарский торгово-экономический колледж;

ССХТ - Сыктывкарский сельскохозяйственный техникум;

СЦБТ - Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум.

         

Расшифровка специальностей

1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»;

1701 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;

2201 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»;

2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»;

1006 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»;

2603 «Технология переработки древесины»;

0607 «Маркетинг»

По результатам опроса учащихся 9-11 классов школ г.Сыктывкара выявлено:

  • приоритет при выборе средних профессиональных учебных заведений принадлежит ГОУ СПО «СЦБТ»;
  • информацию о техникуме учащиеся школ получают от друзей, родителей, представителей техникума, прессы;
  • специальности, предлагаемые техникумом, востребованы на рынке труда г. Сыктывкара и Республики Коми;
  • основное число абитуриентов поступает из Эжвинского района г. Сыктывкара (57,46%) - по месту нахождения ГОУ СПО «СЦБТ», затем 26,75% поступают из других районов Республики Коми, и лишь на 3 месте абитуриенты из г. Сыктывкара (15,79%).

Из анализа результатов исследования следует, что ГОУ СПО «СЦБТ» необходимо обратить внимание на повышение имиджа учебного заведения и саморекламе. Это позволит учебному заведению выйти на более высокий уровень известности среди средних профессиональных учебных заведений, что сделает возможным отбор наиболее подготовленных абитуриентов и поднимет престиж.

Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие основные выводы и предложения:

  • ГОУ СПО «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум» и специальности, по которым ведется обучение, находятся на стадии зрелости. Для поддержания устойчивого положения учебного заведения на конкурентном рынке образовательных услуг необходимо:
  • введение новых востребованных обществом и пользующихся спросом специальностей (например, эколог), т.е. выход на новые сегменты рынка образовательных услуг;
  • проведение рекламной кампании с целью профориентации учащейся молодежи в различных районах и городах Республики Коми;
  • расширение перечня дополнительных образовательных услуг (водитель, пользователь ПЭВМ, секретарь - референт);
  • продолжение долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества с предприятиями и организациями, поиск новых социальных партнеров за пределами г. Сыктывкара.

Работа представлена на III общероссийскую конференцию с международным участием «Новейшие технологические решения и оборудование», общероссийская конференции, г. Кисловодск, 19-21 апреля 2005 г. поступила в редакцию 21.03.2005 г.